Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт" Упражнение по развитию скорочтения 11 "Алфавит" Упражнение 10 "Трапеция" Как сделать цветы из поролона своими руками? Электронная викторина к 75 летию Победы с документом! Онлайн платформа для развития ребенка с раннего возраста Автоадвокат. Юридическая помощь при ДТП. Юристы по ДТП Английский по скайпу Вокал для всех желающих Хотите обучиться быстрочтению уже сегодня? Упражнение 9 "Пишем двумя руками"

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


Картинка к материалу: «»
08:09

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по курсу  «Почемучка»

 

Составитель: Митрофанова Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ "СШ №21 им. Н. И. Рыленкова"

 

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Почемучка» соответствует следующим нормативно-правовым документам: 

• Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ МОиН РФ   от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 22.12.2009 г., регистрационный № 15785)  с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707), от 22.09.2011г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540), от 18.12.2012 г. № 1060  (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993), от 29.12.2014 г. № 1643(зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 06.02.2015 г., регистрационный № 35916), от 18.05.2015 г. №507 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 18.06.2015 г., регистрационный № 37714), от 31.12.2015 №1576 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 02.02.2016 г., регистрационный № 40936);

• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

• ООП НОО;

• Учебному плану школы на 2016 – 2017 учебный год.  

 

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.М. Новиковой,             Н.А. Гинатулиной «Тайны русского языка».  

Цель и задачи курса

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у обучающихся первого уровня обучения знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных уровнях  обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

• пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

• развивать мотивацию к изучению русского языка;

• развивать творчества и обогащение  словарного запаса;

• совершенствовать общего языкового развития обучающихся;

• углублять и расширять знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие: 

• воспитание культуры обращения с книгой;

• формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие: 

• развивать  смекалку и сообразительность;

• приобщать школьников к самостоятельной проектной работе;

• развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 

Общая характеристика

Успешное овладение знаниями на уровне начального общего образования  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс «Почемучка», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. 

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с обучающимися уровня начального общего образования. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, и воспитывающей роли курса.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между уровнями начального общего и основного общего образования.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения курса школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к родному языку должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса «Почемучки» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у обучающихся первого уровня обучения этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с учениками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры.     Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Почемучка» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения курса «Почемучки» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Успешность занятий достигается путем вовлечения обучающихся в разнообразные виды деятельности, в основе которых лежат игры, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, викторины, конкурсы, творческие работы, этическая беседа.

 Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

В каждом занятии прослеживаются три части:

• игровая;

• теоретическая;

• практическая.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. 

Ценностные ориентиры курса

 

Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация обучающимися системы ценностей. 

Знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества,  способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Приводит к пониманию важности общения как основной составляющей жизни общества и основополагающих элементов культуры.

Содержание курса  «Почемучка»

1 класс  «Путешествия по Стране Слов»

2класс  «Секреты орфографии»

3класс  «Занимательное словообразование»

4класс  «Занимательная лингвистика»

Основные методы и технологии

• технология  разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология  обучения в сотрудничестве;

• коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Описание места курса  в учебном плане

        Программа курса составлена для обучающихся  первого уровня обучения на 4 года (1 – 4 класс), всего 101 час. В 1 классе – 16 часов, 2 класс – 17 часов,  3 – 4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю,  продолжительностью не более 45 мин. 

Учебно - тематический план  

1 класс (16 часов)

1. Фонетика и орфоэпия – 10 ч (Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различие    ударных и безударных гласных. Слог как минимальная звуковая единица.  Деление слов на слоги.)

2. Орфография – 6 ч (Различение звуков и букв. Алфавит и его использование.

2  класс (17 часов)

1. Фонетика и графика  –  4 часа  (различение звуков и букв; различение ударных     и безударных гласных звуков;  звонких и глухих согласных звуков.)

2. Морфемика (состав слова) –  8 часов (корень как часть слова; родственные слова;   значение приставок и суффиксов.)

3. Правописание – 5 часов  (формирование орфографической зоркости:      осознание  места  возможного возникновения орфографической ошибки,   использование разных   способов решения орфографической задачи в    зависимости от места орфограммы в слове. Формирование действий контроля  при проверке собственных и  предложенных текстов).

3 класс (34 часа)

1. Лексика -  29 часов (слово и его лексическое значение; выявление слов,    значение которых требует уточнения; определение значения слова с     помощью словаря; наблюдение и использование в речи  синонимов,     антонимов, омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие   слова. Фразеологизмы.)

2.  Правописание -  5 часов  (формирование орфографической зоркости:      осознание  места  возможного возникновения орфографической ошибки,      использование разных   способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Формирование действий контроля   при проверке собственных и  предложенных текстов).

 

4 класс (34 часа)

1. Фонетика и орфоэпия – 7часов (произношение и сочетание звуков,  ударение в словах в соответствии с нормами современного русского  языка)

2. Лексикология – 27 часов (различные виды словарей; причины   образования нескольких значений  у слова; Выделение отличительных   признаков многозначности и омонимии. Сравнение значения слов. Паронимы  «Крылатые» выражения и афоризмы. Неологизмы и архаизмы.  Знакомство с   историей русских имен и фамилий).

 

Практическая часть

Период обучения Количество  часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

 

Программно - методическое обеспечение

1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2011 г.

2. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2007 г.

3. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2011 г.

4. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”,2001 г

5. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2001 г.

Далее смотреть архив материала

Категория: Международный (Всероссийский) конкурс "О той весне..." | Просмотров: 101 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 училка7917   (24.03.2020 15:34) [Материал]
Эта программа мне интересна, как учителю начальных классов. Она очень хорошо подойдёт для работы как с учениками, имеющими высокий мотивационный уровень, так и с детьми с низким мотивационным порогом.Очень хорошо использовать этот материал во внеаудиторной занятости. Он поможет расширить не только стабилизировать знания, но и расширить кругозор обучающихся. Спасибо за творчество!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА