Понедельник, 18:25 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Лучший мастер-класс"

"Дыхание - основа жизни"
15.09.2013, 15:51
Мастер – класс «Дыхание – основа жизни»
Автор: учитель – логопед Орешкина Елена Михайловна (первая квалификационная категория)
Место работы: ГБОУ ЦЛП и ДО «Наш Дом»
Ход мастер – класса:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о дыхании.
Цели занятия:
1. Научить приёмам работы по развитию диафрагмально-рёберного дыхания
2. Закрепить в практической деятельности полученные знания на материале сказки «Колобок».
«Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу».
(Свами Вивекананда).
В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания.
- Верхнее дыхание
- Грудное дыхание.
- Диафрагмальное дыхание.
- Диафрагмально-реберное дыхание. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.
Поэтому, дыхание является пусковым механизмом в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения. И чтобы обучиться этому типу дыхания, нужно осуществить следующие задачи:
Задача 1 этапа: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Техника выполнения дыхательных упражнений:
• Воздух набирать через нос
• Плечи не поднимать
• Вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным.
• Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
• Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Пожалуйста, возьмите в руки шарики. Сядьте прямо.
- Мы должны сделать вдох носом как можно глубже и произвести длительный выдох в воздушный шарик. При этом помните о технике выполнения, плечи не поднимать, щёки не надувать.
- Следующее задание. Подвиньте тазы с водой, возьмите соломинку, опустите её в воду, сделайте вдох носом как можно глубже и произведите длительный выдох в соломинку до появления пузырей. Щеки при этом не надувать!
Задача 2 этапа: развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Сейчас мы должны научиться правильно выполнять озвученный выдох. Обратите внимание на звучание голоса в процессе выдоха.
- Делаем вдох носом, плавный длительный выдох ртом, произнося звук «А» с нарастанием силы голоса, громкости (карточка аааААААА). Замечательно!
- Второе задание. Игра "Обезьянка". Возьмите зеркала. "Представьте, что на вас смотрит обезьянка и все за вами повторяет". Нужно мимикой изобразить эмоции и произносить на выдохе гласные звуки:
"О" - удивились; "У" - обиделись; "А" - обрадовались.
Помните! Вдох носом, длительный выдох ртом.
Задача 3 этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.
- Нужно произнести слова на выдохе (кот, дом, сом, танк), не поднимая плечи, вдох носом.
- Второе задание. Перед вами вагончики. Каждый вагончик – это слово. Первый вагон - «дети». Произнесите это слово на выдохе. Хорошо. Второй вагон – «пошли». Произнесите это словосочетание на выдохе. Третий вагон – «гулять». Произнесем это предложение на выдохе. Плечи не поднимаем.
- А теперь я ставлю фишку на один из вагончиков, и на это слово мы должны будем сделать логическое ударение. (Интонация утвердительная). Например, ДЕТИ пошли гулять (переставить фишку на другой вагон и т.д.)
- Следующее задание. Произнесите четверостишье, правильно дыша, отхлопывая ритм ладонями поочерёдно.
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула зайчишку,
Тот помчался на утек,
Чуть не сбил медведя с ног.
- А теперь усложним задание. Будем отхлопывать ритм вот так (показать – 2 хлопка в ладоши, 2 удара о колени).
Практическая часть мастер – класса:
- Итак, мы с вами научились приёмам работы по развитию диафрагмально-рёберного дыхания.
Представьте, что вы логопеды. И должны закрепить полученные знания в практической деятельности на материале сказки «Колобок». В помощь я дам карточку с алгоритмом действий по выполнению определённой задачи.
Итак, первое действие. Внимание, коллеги.
Алгоритм действий
Задача 1 этапа: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
- «Испекла Бабка Колобок. С пылу, с жару, очень горячий. Поможем остудить Колобок (спина прямая, плечи не поднимаются, вдох носом - в животе «надувается» шарик, выдох ртом - губы в виде «хоботка», шарик «сдувается»). Какой воздух идет изо рта? (холодный).
- Колобок остыл и улыбнулся (улыбнуться, показать зубы).
Задача 2 этапа: развитие фонационного (озвученного) выдоха.
- Покатился Колобок по дорожке и встретил Зайца.
Удивился Колобок (брови приподняты, лицо растянуто, губы округлены) (спина прямая, плечи не поднимаются, вдох носом - в животе «надувается» шарик, выдох ртом - губы округлены, шарик «сдувается»). Какой воздух идет изо рта? (теплый).
- Захотел Заяц съесть Колобка. Колобок загрустил (уголки губ опустить, сделать лицо грустным)
Но вдруг повеселел (снова улыбнуться, показать зубы):
- «Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою»
Задача 3 этапа: развитие артикуляционного праксиса (самомассаж языка перед произнесением текста)
- Покатился Колобок дальше и встретил Волка.
Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем».
Колобок: «А покажи, Волк, как ты меня будешь есть?».
Давайте покажем, как Волк будет есть Колобка (покусать язык (сначала кончик, затем середину), облизать губы)
- Укатился Колобок от Волка.
Задача 4 этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.
Встретил Колобок Лису: «Спой мне песенку, Колобок».
Колобок запел песенку тихо-тихо (поем песню тихо, шепотом):
«Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел…»

Лиса: «Ох, Колобок, стара я стала, ничего не слышу, спой погромче».
(споём песенку Колобка громко, правильно дыша - короткий вдох ртом, длительный выдох ртом, отхлопывая ритм песенки ладонями поочерёдно):
«Я Колобок, Колобок,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, лисы, подавно уйду!»
И укатился!

Итог занятия:
- Уважаемые коллеги, занятие подошло к концу. Вы научились приёмам работы по развитию диафрагмально-рёберного дыхания и закрепили в практической деятельности полученные знания на материале сказки «Колобок».
Огромное спасибо за сотрудничество!
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший мастер-класс" | Добавил: Елена86
Просмотров: 1262 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 4.7/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА