Понедельник, 12:25 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Лучший мастер-класс"

Мастер-класс "Внедрение информационно - коммуникационных технологий в коррекционно - развивающую работу учителя-логопеда"
17.10.2013, 16:49
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад «Радуга»

Учитель-логопед
I квалификационной категории
Есютова Валентина Николаевна
г.Черногорск 2013

Приветствие. (слайд 1)
Тема мастер-класса: Внедрение информационно - коммуникационных технологий в коррекционно – развивающую работу учителя-логопеда (слайд 2)
Актуальность
(слайд 3) В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационно - коммуникационных технологий, в первую очередь компьютерных. (слайд 3) Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. (слайд 4) Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость.
(слайд 5) Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично и научно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Специальные обучающие программы в детские сады доставляются достаточно редко. И выходом из такого положения может стать создание собственных слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогом с учётом особенностей развития их воспитанников.
Теоретическое обоснование
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.). Важность и необходимость внедрения ИКТ - технологий в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс»
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.
Теоретическую основу моего опыта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев); деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).
Практическая часть
Сегодня я хочу поделиться опытом, как информационно-коммуникационные технологии помогают мне в работе.
(слайд 6) Занятия с использованием компьютера, необходимо проводить при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):
- использование новых моделей компьютера;
- занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день.
- включать в занятия учителя-логопеда игры, направленные на профилактику нарушений зрения;
- во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
- недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.
(слайд 7) На занятиях я использую специальные обучающие программы:
 «Игры для Тигры» - развивающая программа, разработчик www.logopunkt.ru;
 «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (ООО «Новый диск» 2008);
 «Домашний логопед» - практический курс издательства «Новый диск»;
 «Логопедия для малышей. Уроки Феи» - практический курс издательства «1С»;
 «В помощь логопеду «Общее недоразвитие речи»»;
 «viki.rdf.ru» (детские презентации). (используются на занятиях по лексической теме)
Я хочу поиграть с Вами в мои любимые игры.
В программе «Игры для Тигры» более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". В данной игре мне нравятся упражнения на развитие плавности, длительности и силы воздушной струи – «Воздушный змей», «Кораблик», «Одуванчики», «Мельница»), упражнения для работы над ритмом, их я также использую для автоматизации звука (изолированного произношения и в слогах). (проигрывание игр с участниками мастер-класса)
«Развитие речи. Учимся говорить правильно», игры направлены на развитие фонематического слуха, разбиты на четыре блока: (проигрывание 1-2 игр из каждого блока)
1. Неречевые звуки. (музыканты, наш дом)
2. Звукоподражание. (птичий двор)
3. Речевые звуки. (услышь звук [У], помести в ящик звуки [Ц], [С],[Т])
4. Развитие связной речи. (слово-действие, послушай рассказ)
Диск «В помощь логопеду «Общее недоразвитие речи»», использую для работы с родителями и документации. В этом году мы с Еленой Геннадьевной адаптировали диагностику для старшей и подготовительной группы. (демонстрация)
«Логопедия для малышей. Уроки Феи» - в данной программе представлен материал для индивидуальной работы по автоматизации сонорных звуков. Ребенок повторяет слоги слова чистоговорки, а педагог следит за четкостью и правильностью его выполнения.
По мимо обучающих игр в моей группе, в частности воспитателями используются Мультипликационные диски в соответствии с лексической темой. (демонстрация дисков)
 «Чудеса Света с тетушкой Совой и домовёнком Непослухой»;
 «Уроки живой природы с тётушкой Совой»;
 «Уроки живой природы с тётушкой Совой» (большие и маленькие) и т. д;
 «Веселая наука» (истории о зверятах).
Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создание презентаций по автоматизации звуков, лексическим и грамматическим темам. Это самый доступный способ для нас с вами.
Что такое презентация? (ответ аудитории)
(слайд 8) Презентация – это:
- обучающая электронная звуковая книга с красивыми картинками;
- отличное пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей, позволяющее рассказать ребенку об окружающем мире так, как они сами его видят, не выходя из дома и не летая в дальние страны;
- удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире.
Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
Так для систематического использования ИКТ в ДОУ была создана творческая группа, в состав которой вошли логопеды и педагоги логопедических групп. Творческая группа создала долгосрочный проект: «Использование компьютерных технологий на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР», в рамках которого разработано тематическое лексико-грамматическое планирование на два года обучения. Отобраны эффективные, способствующие закреплению произносительных навыков и развитию связной речи программы и мультимедийные презентации, созданы авторские презентации (более 90 шт.). (слайд 9,10,11) Данный проект удостоен звания лауреат в международном конкурсе проводимым журналом Современное дошкольное образование.
(слайд 12,13) Мною было разработано более 20 презентаций по звукопроизношению, лексическим и грамматическим темам. Данные презентации используются в работе нашего ДОУТакже в работе используются видео – физминутки, которые создает педагог моей группы. Компьютерные технологии я использую в работе с родителями. Наша группа постоянно на родительских собраниях делает видеоотчеты. Некоторые из них я хочу вам показать. Начнем с гимнастики для глаз.
1. Гимнастика для глаз. (слайд 14)
2. Презентации: слова-антонимы, автоматизация [л].
3. Физминутка.
4. Видео с родительского собрания.
(демонстрация презентаций: «слова-антонимы», «автоматизация звука [Л]»), (проведение физминутки с участниками мастер-класса). (видео инд.раб.)
ИКТ позволяет повысить эффективность коррекционной работы, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время на преодоление нарушений речи.
(слайд 15) Представляю результаты работы за 2 года. Коррекционные логопедические занятия со всей группой проводились в соответствии с программой. На данных занятиях велась работа над развитием фонематического слуха, усвоением лексико-грамматических категорий, расширением и обогащения словарного запаса, формированию связной речи и обучением грамоте. Работа над улучшением звукопроизношения велась на индивидуальных занятиях, частота которых определялась тяжестью нарушения. На этих занятиях использовались компьютерные программы. Из диаграммы мы видим положительную динамику речевого развития детей на 93,3%. По результатам ПМПК все дети выпушены с чистой речью и нормой речевого развития.
(слайд 16) Говоря о перспективе, я планирую освоить другие компьютерные программы например, «ПервоЛого» - это открытая творческая среда, «компьютерный альбом», разработанный специально для дошкольников и младших школьников. Логопеду «ПервоЛого» позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационно - коммуникационных технологий в рамках занятий по звукопроизношению, обучению грамоте и развитию речи.
В заключение хочется отметить, используя в своей деятельности ИКТ, с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, я решила следующие задачи: (слайд 17)
- повысила мотивацию детей к логопедическим занятиям;
- сформировала сотрудничество и новые формы общения между ребенком и логопедом, логопедом и родителями;
- процесс автоматизации звуков, уточнение и обогащение словарного запаса детей проходил быстрей и интересней;
- положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.
Если у вас возникли вопросы, я с радостью на них отвечу.
Спасибо за внимание! (слайд 18)
Список используемой литературы:
1. Леонова Л. А. Компьютер и здоровье ребенка / Л. А. Леонова, Л. В. Макарова; Центр образования и здоровья; Центр образования и здоровья М-ва образования РФ, Ин-та возраст. физиологии РАО. - М.: Вентана-Граф, 2003. - (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития. От 6 до 10 лет).
2. Леонова Л. А. Здоровьесберегающая организация занятий с использованием компьютера для дошкольников в детском саду / Л. А. Леонова // Magister. - 1999. - № 3.
3. Физиолого-гигиенические условия подготовки дошкольников к занятиям с применением компьютеров : метод. рекомендации / М-во общ. и проф. образования РФ; Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского ; сост. Е. А. Каралашвили. - Пенза: ПГПУ, 1997.
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший мастер-класс" | Добавил: Vell
Просмотров: 3806 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА