Среда, 02:24 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Лучший мастер-класс"

Использование метода наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР
09.10.2013, 14:09
Использование метода наглядного моделирования
в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР


Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Наглядное моделирование в дошкольной педагогике называют по-разному: Лев Семенович Выготский называл мнемотехникой, Воробьева Валентина Константиновна предлагает метод наглядного моделирования, представленный сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна - предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Большева Т.В. - коллажем, Ефименкова Людмила Николаевна - схемой составления рассказа.

Практический материал, предложенный в ходе мастер-класса будет полезен как педагогам, работающим в логопедических группах, так и педагогам общеразвивающих групп ДОО.

МДОБУ ЦРР-ДС №12 «Непоседы» г.Тынды Амурской области

«Использование метода наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР»

Учитель-логопед Лиханова Нина Леонидовна

01.10.2013


«Чтобы обучить другого,

требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому»

М.Монтень

слайд - название

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

слайдНаглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).

слайд Цель применения наглядного моделирования – разнообразить методы и приемы работы с детьми для оптимизации коррекционного процесса.

«Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий и жестов, которыми сопровождалась подача материала» [3].

Научные исследования и практи​ка подтверждают, что именно наглядные модели являются той фор​мой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ис​пользование заместителей и наглядных моделей развивает умствен​ные способности дошкольников.

Слайд Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что

​ во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

​ во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»

​ в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи дошкольников с ОНР.

В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

В текстовом сообщении можно выделить два плана: «плана содержания (внутреннего, мыслительного плана) и плана выражения (внешнего, языкового плана)… С этой точки зрения для логопедов особый интерес представляет выделение двух пластов в содержательной стороне рассказа – системы предметных (денотатных) обозначений, …т.е. осознание того, что будет сообщаться об отношениях реальных предметов действительности и непосредственное речевое оформление высказывания…. Формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода» [1стр.8-9]. Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать как правила построения речевого высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Сегодня мы рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками в различных видах речевой деятельности.

I. Пересказ текстов, заучивание стихов, загадок.

Например, уважаемые коллеги, составьте мне, пожалуйста, рассказ «Как хороши, как свежи были розы». В голове сразу возникает множество образов. Чтобы рассказ получился, нужно эти образы выстроить по порядку и получившуюся картинку озвучить. Трудоёмкая работа, не так ли?

Слайд 6

А если у нас есть картинно-графический план высказывания, например, картинки: капитан, кольцо, розы. Какой рассказ можно составить, имея перед собой эти картинки? (Составление рассказа педагогами).

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Наглядное моделирование выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).

С помощью плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок с детьми можно пересказывать тексты, заучивать тексты стихов, загадок и т.д.

Картинно-графический план должен рождаться на глазах у детей, в момент знакомства детей с текстом в виде рисунков, схематических изображений и т.д.

Я предлагаю вам зарисовать картинно-графический план к загадке.

Например, «Кто с высоких, тёмных сосен в ребятишек шишку бросил? И в кусты, через пенёк, промелькнул, как огонёк». (Педагоги самостоятельно зарисовывают план загадки). Как можно зарисовать эту загадку?

Я зарисовала её так – Слайд 7

Кто с высоких, темных сосен ЩЕЛК

В ребятишек ЩЕЛК

Шишку бросил ЩЕЛК

И в кусты ЩЕЛК

Через пенёк, ЩЕЛК

Промелькнул, как огонёк ЩЕЛК

II. Составление описательных рассказов по сюжетной картине

Для рассказа по сюжетной картинке наглядный план просто необходим. Ребенку трудно "сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.

При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.

Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка "Зимние забавы. Слайд 8

Как бы Вы организовали речевую деятельность детей?

(Ответы педагогов)

Подведём итог под всем, что Вы предложили. Можно при составлении повествовательного рассказа по этой картинке раздать детям карточки с фрагментами картинки и предложить им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, можно провести беседу по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети будут комбинировать в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Особенную роль метод наглядного моделирования играет при знакомстве детей с картинами художников. Этот раздел программы в последнее время как-то «выпал» из системы работы в детском саду. Это вполне объяснимо. Во-первых, это самый трудный раздел, и педагоги стараются не проводить таких занятий, а во-вторых, не всегда есть в наличие необходимая картина. А работу эту проводить необходимо.

Я предлагаю «универсальный» картинно-графический план описания картины.

Слайд 9

Возьмём картину Юлия Юльевича Клевера «Закат в зимнем лесу»

Примерные пункты плана:

1.​ Как называется эта картина? - щелк

1.​ Кто её автор? - щелк

1.​ Что изображено на картине? - щелк

А теперь переходим к деталям. Нам поможет игра с подзорной трубой.

1.​ Посмотрите на ветки деревьев, что можно сказать про них? Проводится словарная работа и выставляется фрагмент картины, это будет 4 пункт плана. - щелк

1.​ Посмотрите на солнце. Расскажите, как его изобразил художник? - щелк

1.​ Какое небо на картине? - щелк

1.​ Что вам понравилось в этой картине? - щелк

Вот так вместе с детьми рассматривая картину и выставляя пункты картинно-графического плана можно научить детей составлению рассказов по картинам мастеров живописи.

IV. Составление описательных рассказов

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенныечерты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Я сначала учу детей выделять существенные признаки предмета.

Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Например, так выглядит картинно-графический план для описания времён года Слайд 10,

​ Солнце (рассказ о солнце в определенное время года).

​ Небо

​ Деревья (не следует брать хвойные деревья, т.к они зелёные в любое время года)

​ Птицы (сезонные изменения в жизни птиц)

​ Животные (лучше изобразить хорошо знакомых детям зверей; ребята должны знать о переменах в жизни животных в зависимости от изменения времени года).

​ Люди

Картинно-графический план описания игрушки выглядит так Слайд 11

ВЫВОДЫ: Слайд 12 Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

1.​ добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

1.​ формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

1.​ применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста при формировании связной монологической речи.

Я приготовила Вам памятку о работе с картинами мастеров живописи, которую сейчас раздам.

Спасибо за внимание!


Рекомендуемая литература:

1

Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005

2

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004

3

Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1

4

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985

5

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007

6

Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 №4 с.51-54

7

Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008 №4 с.102-115

8

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007

9

Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50-53

10

Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 №1 с. 7-12

11

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997

12

Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999

13

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада – М., 1991



Категория: Всероссийский конкурс "Лучший мастер-класс" | Добавил: Администратор
Просмотров: 4604 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА