Вторник, 19:47 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Апрель » 19 » Воспитательный потенциал деткой организации в начальной школе

Воспитательный потенциал  деткой организации  в начальной школе

06:29
Воспитательный потенциал деткой организации в начальной школе

Щетнева Оксана Петровна

педагог-организатор МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №14» г. Биробиджан, 2013 год


Воспитательный потенциал

деткой организации

в начальной школе


Архив материала


В настоящем сборнике представлен опыт работы педагога-организатора МОУ НОШ № 14 г. Биробиджана О.П. Щетневой. Материалы сборника содержат классные программы, реализуемые в МБОУ НОШ № 14 в учебно-воспитательном процессе, положения о конкурсах.

Данные материалы могут быть полезны заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам-организаторам, классным руководителям, воспитателям образовательных учреждений.


Содержание


Воспитательный потенциал детской организации в начальной школе

Республика Интересных Творческих Малышей (из опыта работы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1Программа детского объединения «Книголюбы»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Программа «Энерджайзер»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа «Сочи 2014»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Программа «Максимум: мы выбираем здоровый образ жизни»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Структура детской организации

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Газета «РИТМ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Положения о конкурсах для детских объединений



ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Актуальность проблемы воспитательного потенциала образовательного процесса в современных условиях обусловлена социально-экономическими и организационными преобразованиями, происходящими в обществе и влекущими за собой значительные перемены в работе школы. В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается: «Потенциал образования используется для сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной направленности на началах приоритета и прав личности, равноправия национальных культур» [2]. Это относится и к образовательному процессу МБОУ «начальная общеобразовательная школа №14».

Понятие «воспитательный потенциал» в педагогику ввел профессор А.В. Волохов, определив его как «интегрированную совокупность социально-экономических, психолого-педагогических факторов, обеспечивающих реализацию воспитательных возможностей педагогического процесса и жизнедеятельность конкретного ребенка и взрослого в нем» [1].

Основываясь на работах В.В. Волохова, а также на исследованиях В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, А.Н. Лутошкина, И.П. Иванова, А.В. Мудрика и других ученых, мы выделяем в структуре воспитательного потенциала следующие компоненты: социальная активность, самореализация, позитивно направленная деятельность. Отсюда современный подход к повышению воспитательного потенциала образовательного процесса состоит в создании реальных условий для:

- осознания личностью целей и перспектив педагогического процесса;

-актуализации и развития личностных интересов, потребностей, возможностей ребенка и взрослого;

- обеспечения личностно значимой многоролевой деятельности интенсивного межличностного и межвозрастного общения.

Важной составляющей образовательного процесса, наряду с обучением, является воспитание.

По вопросу воспитания школа работает, руководствуясь важной целью - повысить статус воспитания в образовательном учреждении, привлечь к проблеме воспитания широкую педагогическую и родительскую общественность, гуманизировать воспитание на основе личностно-ориентированного подхода. Отсюда следующие задачи, от решения которых зависит достижение поставленной цели:

  1. создать «воспитательное пространство», которое позволит включить в развитие и воспитание детей все социальные институты общества;

  2. обеспечить эффективность профилактики детской беспризорности, правонарушений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей, увеличение количества творческих объединений по интересам, привлечение семьи к воспитанию детей;

  3. содействовать созданию детских общественных организаций;

  4. обеспечить повышение профессионального уровня педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность в работе с детьми.

Воспитательная работа в школе включается во все виды и формы деятельности образовательного учреждения. Можно выделить семь основных блоков, через которые решаются эти воспитательные задачи:

- воспитание через учебный процесс;

- дополнительное образование в школе и вне ее (кружки, секции, студии);

профилактика безнадзорности и правонарушений;

пропаганда здорового образа жизни; профориентационная работа;

- работа с родителями - активными участниками образовательного процесса;

- методическая работа с классными руководителями.

Воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную деятельность и общение, призвана обеспечить более полное разностороннее развитие личности каждого ребенка. Этому способствует состав организаторов воспитательного процесса школы: заместитель директора по ВР, педагог-организатор, психолог, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Они грамотно организуют свою работу с детскими коллективами, проводят диагностику учащихся, на основе которой выстраивают свою деятельность, имеют тесные контакты с родителями, следят за успеваемостью и посещаемостью. В результате детские коллективы становятся более сплоченными, в них меньше пропусков уроков без уважительных причин; выше уровень успеваемости, дети проявляют активность в школьной жизнедеятельности.

Этому помогают такие мероприятия, как: педсоветы, семинары-практикумы, работа методических объединений школы.

Цели воспитания и вытекающие из. них задачи реализуются с помощью общешкольных целевых программ по духовно-нравственному воспитанию и здоровому образу жизни.

Каждая программа имеет свое обоснование, содержание и определенные формы деятельности.

Особое место в повышении воспитательного потенциала образовательного процесса занимает работа по организации детского движения. Именно и может существенно помочь в решении острых проблем образовательного процесса: снизить влияние криминальных факторов, предупредить безнадзорность, способствовать обогащению детей социальным опытом.

Современный этап развития детского движения, характеризующийся переходом от монопольной организации к многообразным детским формированиям, их динамичностью, личностной ориентированностью, отражает инновационные процессы и явления, которые имеют место во всех сферах нашей жизни.

Главным средством повышения воспитательного потенциала детский организации в школе выступает деятельность, основными видами которой являются познавательная, игровая, нравственная, трудовая, художественно-эстетическая, спортивная, общественная. Разнообразие ее -важное условие реализации воспитательного потенциала: чем разнообразнее деятельность, тем больше возможности самореализации личности ребенка, проявления его социальной активности.

Итак, феномен «воспитательный потенциал», является комплексным, интегрированным показателем, формирующемся деятельностью, отношением и поведением ребенка, где ведущими параметрами воспитанности могут быть: отношение ребенка к окружающим; поведение его в школе и учреждении


дополнительного образования, в неформальной обстановке; отношение к самому себе и сверстникам.

Таким образом, проблема повышения воспитательного потенциала образовательного процесса чрезвычайно важна на современном этапе и требует поиска новых, инновационных подходов к постановке и решению ее.

Библиографический список

I. Дербенева, Г.В. Воспитательный потенциал со-I(ременного детского общественного движения: Автореферат ... дисс. канд. пед. наук. - Омск, 2004. - С. 14.

2. Концепция модернизации Российского образо-
11Ппия на период до 2010 года. - М.: ЦГП АПК и ППРО,
2004. - С.4.


Далее  смотреть архив

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 3831 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА