Пятница, 02:46 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Июль » 12 » Включение школьников в личностно-развивающую среду на примере симфонической картины А.К. Лядова "Волшебное озеро"

Включение школьников в личностно-развивающую среду на примере симфонической картины А.К. Лядова "Волшебное озеро"

05:18
Включение школьников в личностно-развивающую среду на примере симфонической картины А.К. Лядова "Волшебное озеро"
Вхождение ребёнка в «мир искусства» – процесс тонкий и непростой. Как найти нужные слова, интонацию, жест? Как завоевать доверие ученика, помочь ему развить в себе чувственное восприятие произведений искусства, проложить «тропинку» в этот уникальный мир? Я никогда не мыслила свою профессиональную деятельность вне музыкального искусства, и на уроках стараюсь научить своих воспитанников не только полюбить его, сделать неотъемлемой частью своей жизни, но и мыслить, творить! Творческие задания особенно нравятся моим ученикам. В них раскрывается их эмоционально-ценностный опыт, творческое воображение, они учатся сопереживать.
Мне хотелось бы поделиться с коллегами одним из эффективных способов включения школьника в личностно-развивающую ситуацию на уроке музыки - создание собственной программы к симфоническому произведению на примере симфонической картины А.К. Лядова «Волшебное озеро». Предлагаю Вашему вниманию презентацию урока музыки в среднем звене школы.

Архив материала (урок + презентация с музыкальными файлами)

«Программная инструментальная музыка. Симфоническая картина А.К. Лядова «Волшебное озеро»
1) ресурс
урок с презентацией, методическое сопровождение
2) среда (редактор), в которой выполнена презентация:
Microsoft Power Point 2007
3) класс:
Данный ресурс может быть использован в среднем звене школы (урок музыки) вне зависимости от программы[/size]

Цель использования ресурса и задачи, решение которых реализуется с его помощью:

 Включить школьников в личностно-развивающую среду на уроке музыки (на примере симфонической картины А.К. Лядова «Волшебное озеро»), закрепить знания по теме «Программная инструментальная музыка»;
 развить чувственное восприятие у учащихся, способность к эмоционально-эстетической оценке музыкального произведения, творческое воображение;
 расширить развивающийся познавательный потенциал личности учащихся, художественно - информационное пространство через освоение учащимися основных источников и каналов информации о русской композиторской школе конца XIX века.

Рекомендации по использованию ресурса:

 Все переходы слайдов осуществляются по щелчку с помощью управляющей стрелки;
 музыкальные иллюстрации включаются автоматически.

План урока:
Слайд №1 Тема урока
Слайд №2-4 Программная музыка. Типы программности
Слайд №5-7 Программные произведения. Повторение
Слайд №8 Задание по теме урока
Слайд №9-14 А.К. Лядов. Эстетические принципы, творческий образ композитора
Слайд №15-16 Три симфонические картины по мотивам русских народных сказок
Слайд №17 «Баба Яга»
Слайд №18 «Кикимора»
Слайд №19-23 «Волшебное озеро»
Слайд №24-25 Творческое задание. Прослушание симфонической картины «Волшебное озеро». Сочинение программы к картине
Чтение программ. Обсуждение
Слайд №26 Заключительный слайд. Рефлексия. Подведение итогов
Слайд №27-29 Интернет-ресурсы

4) Ход урока:


Организационный момент. В классе звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1 часть). Учащиеся входят в класс и рассаживаются по местам.

Учитель. Здравствуйте, ребята, рада видеть Вас в хорошем настроении! Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с русской классической музыкой.

Учитель. Друзья, а Вы узнали прозвучавший музыкальный фрагмент?

Ответ учащихся.

Учитель. Молодцы! Симфоническая сюита Николая Андреевича Римского-Корсакова относится к шедеврам мировой программной симфонической музыки.
Интересно было бы узнать, что Вы знаете о программной музыке? (Слайд №2)

Ответы учеников.

Учитель.
И так, суммируем Ваши ответы. Программная музыка - это инструментальная музыка, имеющая словесную (в прозе или стихах) программу, которая раскрывает её содержание.
Программой может служить заглавие, литературное, живописное или пластическое произведение. (Слайд №3,4).

Вспомните, с какими программными произведениями Вы знакомились на наших уроках? (Слайд №5,6)

Ребята приводят примеры программных сочинений композиторов Э.Грига, А. Вивальди, М.П. Мусоргского, П.И.Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова. (Слайд №7)

Учитель. А теперь попробуйте определить, являются ли программными произведения с такими названиями:

1.Полька
2.Шествие гномов
3. Старинная французская песенка
4. Облака
5. Полёт шмеля
6. Венгерские танцы
7. Песня

Обоснуйте Ваш ответ!

Ответы учеников. (Слайд №8)

Учитель. Вы, конечно, уже догадались, что сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир программной музыки, и даже попробуем ощутить себя на месте композитора, сочиняющего программу к своему музыкальному сочинению. Мы познакомимся с замечательным мастером симфонической и фортепианной миниатюры, русским композитором конца XIX - начала XX века, Алексеем Константиновичем Лядовым. Талантливый композитор и педагог, крупный представитель корсаковской школы, дирижер, он был одним из авторитетнейших музыкантов своего времени. (Слайд №9)

Все творчество этого настоящего живописца русской музыки проникнуто трепетной любовью к родной природе, эпосу, песенному фольклору – к былинам, сказкам, преданиям. Его привлекали чистота и поэтичность чувств, выраженных в произведениях народного искусства, богатство народной фантазии.
А любовь к музыкальному искусству проявилась у Алексея Константиновича еще в раннем детстве, ведь его отец был дирижером Петербургского Мариинского театра; он же и давал ему первые уроки музыки. Продолжил своё музыкальное образование юный Лядов в консерватории Санкт-Петербурга, в классе самого Николая Андреевича Римского-Корсакова, с которым он и оставался дружен всю свою жизнь. (Слайды №9,10,11)

Поговорим с Вами о тех выдающихся личностях, которые оказали влияние на композитора, и чье творчество служило для него примером. Кто из Вас не зачитывался сказками Пушкина? Не восхищался мелодичностью музыки Глинки (на предыдущем уроке с ребятами были повторно прослушаны «Марш Черномора» и хор «Славься»)? Вспомните, пожалуйста, написанные ими Ваши любимые произведения? (Слайд №12)

Ученики вспоминают любимые сказки А.С. Пушкина, сочинения М.И. Глинки. Делятся своими впечатлениями.

Учитель. Непринужденность, простота и изящество, стройная соразмерность – именно эти качества унаследовал Лядов от Пушкина и Глинки. И, конечно же, любовь к фольклору. Перед Михаилом Ивановичем Глинкой, как и перед его великим современником, Александром Сергеевичем Пушкиным, он преклонялся на протяжении всей жизни.

Одной из характерных особенностей творчества композитора является исключительное ограничение им работой с малыми формами. Какого бы жанра Лядов ни касался, везде он неизменно оставался в рамках миниатюры, никогда не выходя за ее пределы «Так сделать, чтоб каждый такт радовал» - таков творческий девиз композитора. (Слайд №13)

На уроке искусства мы с Вами знакомились с выдающимися личностями начала XX века – творческим содружеством художников, которые совместно с Сергеем Дягилевым прославляли русское искусство в
Париже – мировой столице искусств. Алексей Константинович был дружен с ними и также принимал участие в написании балета для труппы Дягилева. Поиск новых музыкальных выразительных средств особенно ярко проявился в балете «Русские сказки», созданном по мотивам «Трех симфонических картин». (Слайды №14,15)

И так, знакомимся: «Три симфонические картины» А.К. Лядова, созданные по мотивам русских народных сказок. «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». (Слайд №16)

Сам композитор называл свои творения «картинами для оркестра». Кроме названий у его симфонических миниатюр есть еще и литературное содержание, что облегчает слушателю понять воплощенные композитором музыкальные образы. Обратимся с Вами к первой картине.

Программа симфонической картины «Баба Яга» изложена самим автором по книге А.Афанасьева «Народные русские сказки»:
«...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…»

Кто же такая, эта Баба-Яга? (Ученики предлагают свои варианты ответа). Старая одноногая страшная бабка, которой пугают маленьких детей? Это один из вариантов. А вот что говорится об этом персонаже в энциклопедии славянской мифологии:
«Образ Бабы-Яги как злой колдуньи встречается во многих народных сказках, но далеко не во всех. Вообще, сказки знали три разных проявления Бабы-Яги:
Первый – это Яга-похитительница, уносящая людей и в особенности, маленьких детей, которых она потом пытается изжарить и съесть. Второй – Яга-дарительница, которая принимает добра Молодца, иногда испытывает его (загадывает ему загадки), а потом вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы (сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч-кладенец). И третий образ: Яга-воительница, которая сражается с героями и побеждает многих из них. Она же может быть и матерью змеев, с которыми сражаются богатыри…»

Еще интересней её портрет описывается в сказках:
«Кости у нее местами выходят наружу из-под тела... Она может быть слепой на один глаз, хромой, черной, растрепанной. В сказках всегда подчеркиваются огромные размеры этого потустороннего существа: «Баба-Яга лежит из угла в угол», «Баба-Яга через всю избу протянулась: ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок», «Баба-Яга, костяная нога, морда глиняная, на лавке лежит, грудью печку затыкает».


И так, давайте послушаем и полюбуемся на замечательные иллюстрации русских художников!
Звучит фрагмент симфонической картины «Баба Яга». (Слайд №17)

Учитель. Какой же характер получился в музыке Лядова?
Учащиеся предлагают свои версии трактовки образа Бабы Яги.

Учитель. Я согласна с Вами, друзья. Это очень яркая и красочная музыка. Портрет Бабы Яги получился очень колоритный. Можно услышать в этой музыке и треск, и шум, и звуковой вихрь, одним словом – Баба Яга летит! А вот куда? Наверное, она летит в гости к своей сестре «Кикиморе», которая живет далеко за «Волшебным озером»... Но прилетит к ней она только спустя шесть лет…

Обратимся к следующему сочинению Алексея Константиновича, «Кикиморе». Какой Вы себе её представляете? (Варианты ответа учащихся). А теперь зачитаем литературную программу, которую слушателям предлагает композитор.
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра и до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд честной».

Академик Сахаров в «Сказаниях русского народа» пересказал только одну версию народного поверья, а их, как обычно, было несколько. В каждой области России – свой вариант сказки. Оказывается, бывает и добрая Кикимора, которая не мешает хозяйке прясть и ткать, а, наоборот, помогает. И посуду помоет, и дитя успокоит. Пугает она только ленивых хозяек и капризных детей. К тому же, ее можно приручить. Сахаров рисует нам Кикимору злобную («зло держит Кикимора на весь люд честной»).

А какое настроение мы слышим в музыке Лядова? Это страх, зло, или образ шаловливой проказницы? Какой характер кикиморы нарисовал автор? Давайте послушаем и определим сами.
Звучит фрагмент симфонической картины «Кикимора».(Слайд №18) После прослушивания ребята анализируют прозвучавший фрагмент.

Учитель. Обратимся к третьей симфонической картине – «Волшебное озеро». (Слайд №19)

В отличие от двух предыдущих, точной литературной программы у неё нет. Но известно высказывание самого композитора о нем: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине!» В этом произведении воплотилась давняя мечта композитора. Как известно, Алексей Константинович задумывал написать оперу «Зорюшка», но так и не сумел осуществить задуманное. Материал, который предназначался для сцены с русалками, эскизы которой были написаны в начале 90-х годов XIX века, воплотился в «Волшебное озеро» без малого через двадцать лет!
Демонстрация слайда №20

Учитель. «Если бы он был художником, он бы нанес эти великолепные краски на холст. Но у композитора своя палитра. Он рисует звуками – голосами и инструментами, и именно палитра оркестра как нельзя лучше воплотила этот сказочный замысел…»
Демонстрация слайда №21

Учитель. «Если долго смотреть на воду, будь то огромные волны моря или мелкая рябь озера, то начинает казаться, что кто-то рисует на воде своей невидимой кистью. Этот рисунок невозможно уловить и запомнить, он все время меняется…»
Демонстрация слайда №22

Учитель. «Там можно увидеть все, что угодно – таинственные лица потусторонних существ, вьющиеся волосы девушек или рыбий глаз, подглядывающий за тобой прямо из глубины. Сидя на берегу, особенно в сумерках, очень верится в то, что там, на дне, тоже своя жизнь. И она так же прекрасна, как и среди людей, и даже еще прекрасней, потому что непостижима для простого смертного. Лишь только новгородский гусляр Садко отважился спуститься на дно к Царю Морскому, да и то потом оказалось, что все ему просто приснилось...»
Быть может, так же, сидя в сумерках на берегу, Анатолию Константиновичу Лядову привиделась волшебная жизнь озера.
Звучит фрагмент симфонической картины «Волшебное озеро». (Слайд №23)
Демонстрация слайда №24

Учитель. «Кто творит – живёт дважды» - гласит мудрость! Мне хотелось бы прочесть Вам замечательные строки английского поэта и художника XVIII века Уильяма Блейка:
«Как научиться?
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка!?»

Я предлагаю Вам попробовать свои силы в качестве автора программы симфонической картины А.К. Лядова «Волшебное озеро». Проявите свою фантазию, ведь музыка Лядова так ярка и живописна! И так, какой же Вы представляете себе жизнь «Волшебного озера»? Приступаем к выполнению задания.

Звучит симфоническая картина «Волшебное озеро». Учащиеся выполняют творческое задание. (Слайд №25)

После выполнения задания учащиеся зачитывают и обсуждают свои программы.

Рефлексия: учащиеся делятся своими впечатлениями от урока; голосуют за три лучшие программы.

В конце урока учитель поздравляет ребят с удачным выполнением задания.
(Слайд №26)

В качестве примера я приведу несколько фрагментов сочинений моих воспитанников, которые были написаны ими в ходе выполнения творческого задания.

 «Это озеро находится в волшебном лесу. В нем плавают золотые рыбки. Дно этого озера покрыто большим золотым ковром. В этом озере живет Водяной. У него борода из золотых нитей, а волосы из серебра. В этом озере находится коралловый лес, посреди которого стоит золотой дворец. Каждый день гуляет Водяной в своем подводном лесу и собирает ракушки, в которых находятся прекрасные жемчужины. У Водяного во дворце несметные богатства. В это озеро втекает множество ручейков, а вода в них очень вкусная, чистая и прозрачная…»
(Мария П.)

 «Я представляю себе прекрасное лесное озеро, в котором живут волшебники добра, любви и счастья! В этом восхитительном озере плавают серебряные рыбы, а на берегу озера, в маленьком сказочном домике живет Леший-добряк. Он восхитительный и очень веселый. По вечерам над озером образуется еле видимый купол из блесток. Как прекрасно волшебное озеро в эту пору!»
( Сергей Ш.)

 «Маленькие ключики и роднички стекаются в одно большое и прекрасное озеро. И по этому озеру плывет огромный корабль. Он медленно передвигается по волнам, покачиваясь в разные стороны. Прекрасная погода. Светит солнце. По небу плывут пушистые облака. Впереди корабля резвятся в воде веселые рыбки. Все так сказочно и необыкновенно. И вдруг моряки замечают скалу, на которой сидят прекрасные существа – русалки. Одни из них что-то шепчут друг другу, другие красуются, глядя в зеркало и расчесывая свои прекрасные волосы. Корабль плывет все дальше и дальше, встречая на своем пути много других необыкновенных чудес!»
( Анастасия Ш.)

 «Один раз Колобок катился, катился по лесу и прикатился к прекрасному озеру. На поляне вокруг озера цвело много невиданных и диковинных цветов. Вокруг этих цветов кружили пестрые птицы. Вдруг из этого чудесного озера выплыла красавица-русалка в перламутровом одеянии. Всколыхнулось прекрасное озеро, и глаза всех устремились туда, откуда показался золотой корабль. Вокруг дивного корабля кружили прекрасные лебеди. Это была необыкновенно чарующая картина. На волны озера падали лучи солнца, и красота увиденного поразила всех! Но вот волны успокоились, и все исчезло, как будто все это было лишь воображением. Но скажу вам по секрету, что на дне этого озера до сих пор стоит необыкновенный, сказочный город...»
( Маргарита П.)

Удивительны и неповторимы детские фантазии! А помогает ребятам открыть дверцу в этот уникальный мир чудес классическая музыка. Ведь по своей удивительной способности вызывать в человеке творческое воображение, искусство занимает, безусловно, первое место. А предмет музыки как никакой другой располагает возможностями для созидания, творчества!

Познакомиться с презентацией к уроку можно пройдя по ссылке.

5) справка об использованных источниках:

Литература:

1) Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе. / — М.: Альфа-книга, 2010
2) Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М.: Астрель, 2000.
3) Михайлов М. А.К. Лядов. Очерк жизни и творчества. — Л.: 1985.
4) Сахаров И.П. Сказания русского народа. В 2-х частях. — С.-Петербург: Издание А. С. Суворина, 1885.

Интернет-ресурсы:
Содержание:
1) http://froland.ru/lyceum/muslit/man4_3_1.html
2) http://classic-online.ru/ru/composer/Lyadov/246
3) http://www.belcanto.ru/lyadov.html
4) http://www.retroportal.ru/vladimir_yanke/kniga_dyhanie_muzyki_260_261.shtml
5) http://www.philharmonia.spb.ru/rus/lyadov.php
6) http://www.muzlit.narod.ru/liadov.htm[/size]<i></i><u></u>[/size]
Прикрепления: Картинка 1
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 2990 | Добавил: ost | Теги: А.К. Лядов, программная музыка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА