Вторник, 10:16 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Июнь » 24 » Урок развития речи в 6 классе.

Урок развития речи в 6 классе.

13:53
Урок развития речи в 6 классе.
Данные автора :
Сомова Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и
литературы 1 категории
Место работы:
МБОУ «Энтузиастская ООШ», с.Энтузиаст

Конспект урока развития речи в 6 классе "Эти тихие скромные воды..."(о реке Гзе)

2013г.

Актуальность: данное мероприятие было разработано к экологической Неделе в школе, с целью, как можно больше дать информации детям о родном крае в интересной, занимательной форме с использованием презентации. Мы с учениками 6 класса собрали материал о происхождении названия реки Гзы, легенды, взяли интервью у жителей села Юрково.
Цель: создание условий для развития и воспитания гражданских чувств учащихся через формирование интереса к истории своего края, связанного с экологией.
Задачи:
 воспитывать чувство гордости за малую родину, чувство восхищения красотой природы родного края;
 развивать интерес к истории своего края, его прошлому и настоящему;
 расширить кругозора детей
Оборудование: компьютер, проектор, видеопрезентация.
Методы: словесный, наглядный, поисковый.
Форма проведения: урок развития речи.
Используемые технологии: социально-ориентируемые..
На подготовительном этапе учащиеся были разбиты на группы, среди которых распределены обязанности и назначены ответственные:
- за сбор необходимой информации о географическом положении реки;
- за интервью;
- за подбор стихотворений;
- за приглашение гостей (по желанию).
Мы предположили, если найти материал о происхождении реки, то это поможет в написании сочинения на уроке, в сохранении экологической обстановки села , а также поможет подробнее узнать историю малой родины. Считаю, что выбранные мною технологии, формы и методы при подготовке и проведении данного урока способствовали реализации цели и задач воспитательного мероприятия патриотического характера.

Урок развития речи в 6 классе по УМК русский язык МТБаранов, ТАЛадыженская и др..
Тема : «Развитие речи. Описание природы»
Цель : воспитание любви к родному краю через развитие речеведческих способностей учащихся.
Задачи :
- воспитывать любовь к природе, к родному краю
- развивать речеведческие способности учащихся
- дать понятие пейзажа, сочинения-описания

Ход занятия.
Вступительное слово педагога:
-Сегодня вы продолжаете знакомиться с достопримечательностями нашего села. На уроке географии вы были на экскурсии, посетили наш водоём. А сейчас увлекательное путешествие продолжается. А помогут нам в этом всё те же , казалось бы совсем обычные, тихие воды реки Гзы. Обычные, но необыкновенные.
(отрывок из фильма «Очарование Юрьевского Ополья», где произносятся слова из произведения «Владимирские просёлки» В.Солоухина о реке Гзе) :
«Вся хороша Колокша, но именно там, где впадает в неё речушка Гза , остановил свой взгляд Юрий Долгорукий….»
http://zoneland.org/forum/viewtopic.php?t=47925
-Почему же нам близка тоже река Гза?
-(Она протекает по территории нашего села Энтузиаст)
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. (рассказывает подготовленный ученик)
Русло реки извилистое, песчано-илистое. На участке расчётного створа средняя ширина реки в межень 1-15 м, средняя глубина на перекатах 0,3-0,5 м, на плёсах, 1,0-2,0 м, средняя скорость течения в межень 0,2 м/с. Река Гза – левый приток р. Колокша, впадает в неё на 120 км от устья. Длина реки 24 км, общая площадь водосбора 133 км2. Расчётный створ на р. Гза находится в устьевой части. Коэффициент извилистости составляет 1,20. Прилегающая к расчётному створу местность среднехолмистая, открытая, занята постройками. Долина реки неясно выражена, склоны пологие. Пойма двухсторонняя, шириной 50-150 м, покрытая сетью прудов.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. (рассказывает подготовленный ученик)
Самостоятельно собранный материал.
Исток реки начинается от деревни Василёво. (По другим данным – в местечке Шордыга). Недалеко находится очень большой пруд (ныне болото). До настоящего времени пруд называют Питино. Во время одного из походов татарский хан, проезжал мимо пруда, прокричал: «Пить и но». Что означало – «напоить коней и двигаться дальше». Отсюда и пошло название пруда Питино. (По воспоминаниям Николая Ивановича Синотова, жителя бывшей деревни Вындово, со слов его матери Синотовой Александры Андреевны).
Река питается за счет подземных вод и родников. Длина реки 24 км, является левым притоком реки Колокши. Далее впадает в реку Ока. Затем в Волгу и Каспий. Река равнинная, течение тихое и спокойное, относится к Аромо–Каспийскому бассейну. У реки смешанное питание.
По пути следования около деревни Вындово река образует несколько омутов. У них есть тоже свои названия, а дали их сами люди. Например:
- «Бабий омут». Он был неглубокий, купались женщины (бабы).
- Далее «Катеринин омут». Он был небольшой, но очень глубокий. Существует легенда, которую мне рассказала Сомова Светлана Алексеевна со слов своей бабушки Малышевой Анфисы Георгиевны, жительницы села Вындово. «Когда-то в давние времена молодая девушка Катерина полюбила парня, но родители были против их свадьбы. Парень женился на другой , а Катя утопилась в этом омуте. Люди обходили этот омут стороной, так как каждую ночь она являлась в образе русалки, выходила на берег, садилась, расчесывала волосы и , если кто в это время проходил мимо, забирала с собой на глубокое дно».
- Дальше идет «Девичий омут». Он был большой довольно глубокий, купались в нем молодые девушки, дети.
- Следующий – «Круглый омут». Назван так по его форме. Края были очень ровные. Но сейчас эти омуты заболочены.

На пути следования река подпитывается родниками с лесхоза (село Булыгино), со стороны села Беляницино, деревни Ратково. Далее река течет в село Юрково, мимо поселка Энтузиаст, до Ненашенского болота, где подпитывается ключами. В городе Юрьев – Польский впадает в реку Колокшу. Из письменных источников ( А.А. Мельников книга «Город Свитого Георгия», Владимир: «Посад», 2002) , мы узнали , что на слиянии рек Гзы и Колокши был основан город Юрьев-Польский. У города были серьезные «речные» проблемы, особенно в преддверии весеннего половодья. В 1864 мост через реку Гзу был слишком ветхим. При разливе вода поднималась выше моста. Через строптивую реку для переправы использовали плот. Но всё равно, Гза завораживала любого своей красотой.
ЛЕГЕНДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕКИ ГЗА. (рассказывает подготовленный ученик).
1 легенда. Загадкой является происхождение названия реки. В связи с этим мы услышали легенду, которую рассказал Алексей Владимирович Котков – житель посёлка Энтузиаст. «Дважды наша Юрьев-Польская земля подвергалась нашествию татаро-монгольских орд. У татарского хана была дочь Кза. В одном из походов она утопилась в этой реке. С тех пор реку называют её именем, но до наших времен название реки дошло как Гза».
2 легенда. Источником второй легенды происхождения названия реки стала книга Н.М. Фортунатова «Русская литература от Нестора летописца до Гоголя», на страницах которой мы нашли следующую версию. «Во время нашествия татаро - монгола на Владимирскую Землю умерла одна из любимых наложниц тысячного (полководец). Под руслом реки находится ее могила. По их обычаям, в том месте ,где хоронили, делали искусственную реку, чтобы перекрыть доступ к могиле. Гзак (Гза) Кончак – половецкие ханы». (Н.М.Фортунатов «Русская литература от Нестора летописца до Гоголя», стр. 47, М.: «Белый-город», 2005)
-А теперь послушайте стихотворение о реке Гза.
ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ «Река Гза» (СОМОВА С.А.)
Река Гза.
Вот заря открывает оконце
И касается водной глади.
Первый лучик тёплого солнца
Нежно реченьку нашу гладит.
Эти тихие скромные воды
Так похожи на детскую сказку.
Постаралась родная природа –
Наделила реченьку лаской.
А когда вечереть начинает,
Звёзды бисером в реку ложатся,
Наряжают её, украшают,
Чтобы месяц ей мог любоваться.
Эти тихие скромные воды
Так и манят, зовут за собою.
Постаралась родная природа:
Назвала нашу реченьку Гзою.
-Ребята, как называется описание природы в художественном произведении?
-Пейзаж. -(на презентации выведено слово «пейзаж»)
-Пейзаж – (от французского местность, страна) – картина природы в художественном произведении.
-А для чего в художественное произведение вводят пейзаж?
-Описание природы (пейзаж) помогает лучше понять героев, их поступки, представить место действия, увидеть красоту природы.
-Способность чувствовать природу и откликнуться на её жизнь свойственна каждому человеку и житейски необходима. Так строки произведений, в которых мы встречаемся с природой, рисуют нам счастливые и мирные мгновения, бурные и трагические события нашего могучего и независимого мира. Все мы – из мира природы и это нужно постоянно чувствовать – тогда мы точнее и ярче будем воспринимать окружающий мир.
-Познакомьтесь самостоятельно с определением с определением «пейзаж». Стр.114, п.48, упр.276.
-К какому стилю текста чаще всего относится описание природы?
-(Стиль художественной литературы).
-Что на это указывает?
-(Тропы). -(на презентации выведено слово «троп» и др.)
Троп – (от греческого «оборот») – употребление слова в переносном смысле, значении.
- Что относится к тропам?
-(метафора, сравнение, литота, эпитет, ирония, аллегория, гипербола, олицетворение и др.)
Эпитет – (от греческого приложение) – слово, определяющее предмет или явление, подчёркивающее его качества, свойства, особенности.
Сравнение – троп, определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим.
Олицетворение – художественный приём, когда свойства человека переносятся на неодушевлённые предметы.
Метонимия – (от греческого «переименование») – троп, способ переноса значения, замена целого частью.
Метафора – (от греческого «перенос») – троп, переносное значение слова, когда подмечается сходство одного явления с другим (скрытое сравнение).
Литота – (от греческого «простота») – образное выражение , состоящее в преуменьшении величины, силы, значения.
Гипербола – троп, художественное преувеличение.
Аллегория – (от греческого «иной и говорю») – троп, иносказание. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.
Ирония – (от греческого притворство) – один из видов юмора, стилистический оборот, содержащий затаённую насмешку.
- А как «троп» можно назвать иначе? В 5 классе вы учили это.
-(переносное значение слова).
- Как происходит перенос значения?
-(перенос названия, значения происходит , если у предметов есть сходства).
-Где это указывается?
-(В толковом словаре указывается не только прямое значение слова, но и переносное).
-Для чего в сочинении-описании необходимы художественные средства, переносное значение слов?
- (Художественные средства делают речь ярче, выразительнее).
РАБОТА С ТЕКСТОМ. (текст на парте у каждого)
-Прочитайте текст. Ответьте на вопросы : что автор описывает? Какие слова помогают автору создать необычную картину? Назовите тропы.
***
Вечером Гза переменилась. Последние лучи солнца как бы хватались за береговую линию, не хотели уходить. И вдруг всё потемнело: огромная тень перебегала от берега к берегу, накрывая каждую былинку, каждую травинку, тихий камыш. Тёмный рогоз своими коричневыми шляпками свысока наблюдал за наступлением ночи.
Луна выглянула сквозь небольшие облачка и своим живительным светом облила нашу реченьку. Она становилась всё прекраснее. Её поверхность представлялась тёмно-звёздным покрывалом, по которому проплывали необычные тени.
-автор описывает реку Гзу , когда наступает вечер.
-при помощи переносного значения слов, тропов мы видим почти сказочное описание реки вечером.
- тропы :
лучи солнца хватались за береговую линию ,не хотели уходить (олиц.)
тень перебегала от берега к берегу (олиц.)
рогоз наблюдал за наступлением ночи (олиц.)
Луна выглянула и облила (олиц.)
небольшие облачка (эпит.)
живительным светом (метаф.)
поверхность представлялась тёмно-звёздным покрывалом (метаф.)
*** (отрывок из стихотворения Сомовой СА «Мороз на улице и солнце»)
…А справа, словно исполины,
Видны карьеры из окна.
Зима их в шубы нарядила,
Мороз добавил серебра.
В снегу пушистом, как в перине,
Вершины лучик золотит.
А в сизой небольшой низине
Гза притаилась. Она спит.
И берега укрыты снегом,
Лёд яркий и слепит глаза.
А на душе такая нега…
Вокруг такая красота!...
-автор описывает реку в зимнее время года.
-тропы:
карьеры , словно исполины, (сравн.)
вершины в снегу пушистом, как в перине, (сравн.)
зима нарядила (олиц.)
лучик золотит вершины (метаф.)
мороз добавил серебра (метаф)
Гза притаилась. Она спит. (олиц.)
-Ребята, перед вами два текста. Скажите, пожалуйста, как же можно оформить ваше сочинение-описание?
-(в виде прозаического текста или сочинить стихотворение)
-Да, кому как удобнее, кто как представляет своё произведение. И сегодня на уроке вы создадите это описание реки. Постарайтесь в сочинении показать то, что больше всего вам запомнилось, больше всего удивило.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ.
ИТОГ УРОКА. Вот и закончилось сегодняшнее путешествие. Но у каждого в сердце остался тот уголок природы, куда захочется вновь и вновь вернуться.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Родной край»
(на стихи Кисловой Елены Андреевны, выпускницы Энтузиастской школы)
Живу в родных просторах я,
Живу и радуюсь я жизни.
Лежу в траве и на меня –
Раз капелька, и дождик брызнет.
Бегу я по лугам большим,
И сердце радостью согрето.
Здесь всё мне кажется родным :
Осень, зима, весна и лето.
Люблю свои просторы я.
Не только я, мы все их любим.
В обиду не дадим ,друзья !
И край родной мы не забудем.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Поделитесь своими впечатлениями и работами в социальных сетях. Пусть друзьям захочется приехать к вам в гости и увидеть всё своими глазами.
Библиография.
1.Баранов МТ., Ладыженская ТА. И др., УМК Русский язык -6. М.: Просвещение.2010.
2.Видеофильм «Очарование Юрьевского Ополья». www.tvcvladimir.ru
3.Курдюмова Т.Ф. Литература-6 (ч.1), М.: Дрофа, 2010.
4.Курдюмова Т.Ф. Литература-6 (ч.2), М.: Дрофа, 2010.
5.Ладыженская Т.А., Баранов МТ, УМК Русский язык-5. М.: Просвещение, 2011.
6.Мельников А.А. Книга «Город Святого Георгия», Владимир: «Посад», 2002.
7.По воспоминаниям Николая Ивановича Синотова, жителя бывшей деревни Вындово, со слов его матери Синотовой Александры Андреевны
8.Солоухин В.А., Возвращение к началу, М.: Современник, 1990.
9.Сомова СА, Сборник стихотворений «Стихи», Покров, 2006.
10.Сомова СА, Сборник стихотворений «Так судьба распорядилась мной…», Покров, 2005.
11.Фортунатов Н.М. «Русская литература от Нестора летописца до Гоголя», стр. 47, М.: «Белый-город», 2005.
Приложение1.
Сочинения детей.
Гза зимой.
Красива Гза в снегу!
Шапки коричневого рогоза словно стражники охраняют покой реки. Даже высохший чертополох похож на сказочного героя, поставленного здесь нечистой силой. Кочки кротов по берегу выглядывают из-под снежной пелены. Если присмотреться, каждая имеет своё очертание : то полукруглая избушка, то берлога медведей-лилипутов, то кратер вулкана в стране гномиков.
Снег в русле похож на покрывало, которое переливается на солнце. На левом берегу карьеры, как стражники. Они никому не дадут обидеть нашу реченьку.
На правом виднеется небольшая тропинка. Она выходит к одноэтажным панельным домикам, на улицу Новую. По ней рыбаки ходят в гости к тихому водоёму.
Встанешь на мост, и тебя не покидает ощущение, что ты находишься на необитаемой планете: всё белым-бело, сверкает снег, а Гза , как дорога в никуда, петляет на ровной поляне. Уходит вдаль, пропадает за тёмным лесом… (автор : Сомова Екатерина)
Река просыпается.
Видел ли кто-нибудь из вас, как умирает последняя льдинка в лучах весеннего солнца?
С утра она ещё пряталась в тени деревьев, растущих вдоль пологих берегов, а к полудню её края стали крошиться, сделались острыми. Как будто ими льдинка хотела уцепиться за ветви, которые касались воды.
Но постепенно лёд таял, питал нашу речку. Гза за одну ночь поднялась. Из тихой спокойной, вдруг стала говорливой, особенно в тех местах, где бобры построили свои хатки. Вода громко зашумела, падая на нижние этажи.
Вот она – весна! Пришла тихо, напитала реку, которая звонким голосом небольших водопадиков говорит весеннему теплу «спасибо!». (автор : Китаева Алина)
Купание в реке.
Лето – пора тёплых деньков, купания в реке. У нас есть свой «детский островок», где мы прыгаем в воду с трамплина, играем в «салки», плаваем с берега на берег. Преодолеть всю реку у нас не хватает силы.
Вода в Гзе тёплая. А когда много народу, то цвет её становится мутно-рыжим. Ведь дно и берега состоят из глины и песка. Здесь есть место для пляжа – мелкий песок, на котором все загорают. Вдоль всей реки растут камыши и рогоз. В самых тихих заводях – красивые жёлтые кубышки. Потом река как бы разделяется : течёт прямо и немного заворачивает направо (в карьеры), протекает сквозь них и опять соединяется за плотиной. В небольших прудиках водится мелкая рыба, а в самой реке – большая. Около моста живут бобры. Они «помогли» сделать Гзу глубже.
С утра до вечера целыми группами мы плещемся в речке. Хорошо , что у нас в селе она есть! (автор: Часовских Кирилл)
Осенняя вода.
Гза красива в любое время года.
Осенью её воды становятся холодными не только по температуре. Их цвет превращается в тёмно- синюю ленту, в которой отражаются осенние облака. Даже небольшой ветерок вызывает «барашки». Гза сразу становится похожей на взъерошенного напуганного зверька. От воды тянет холодом. Берега из зелёных цветов осень перекрашивает в коричневые и серые. Ближе к зимним холодам вода , где мелко, уже промерзает.
Река готовится к снегу, чтобы во время вьюг и метелей спать спокойно. (автор : Емелина Маша)
Прикрепления: Картинка 1
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 2848 | Добавил: СветиКС | Теги: Урок, 6 класс, Развитие речи, Гза | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 СветиКС   (24.06.2013 14:00)
наша река Гза небольшая, но с большой историей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА