Пятница, 02:52 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Июнь » 29 » Урок по русскому языку по теме: «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение, синонимы, антонимы».

Урок по русскому языку по теме:  «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение,  синонимы, антонимы».

21:50
Урок по русскому языку по теме: «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение, синонимы, антонимы».
Учитель начальных классов
Гугучкина Мария Валерьевна,
Негосударственное общеобразовательное учреждение
"Нижневартовская православная гимназия",
г.Нижневартовск ХМАО-Югра

Цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Лексика”;
развивать речь у детей; обогатить словарный запас учащихся;
закрепить умения в подборе слов антонимов, синонимов;
закрепить умение пользоваться словарем синонимов;
раскрыть значение русского слова и многообразие русской речи.

Тип урока: урок закрепления

Оборудование:
компьютер, проектор, карточки с прямым и переносным значением, карта Лексикологии, ребус антонимы, символы, карточки со словами /красота речи, точность речи, выразительность речи/

Методы обучения:
беседа, наглядный, анализ, обобщение, практические – работа по карточкам, работа со словарем, создание проблемной ситуации, создание проекта.
Ход урока

1. Работа в тетради: Запись даты и классной работы

2. Орфографическая минутка

- Вставьте пропущенные буквы в слова, и вы получите ключ к разгадке темы нашего урока.

На доске:
Коло… , церко…ь , д…бряк, со…нце, г…рдыня.

3. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

4. Чистописание

Составьте из букв слово. Что получилось?

С Л О В О

5. Целеполагание
Итак, тема нашего урока – слова, их значение и роль в нашей речи.

Давайте вспомним стихотворение :
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.

- О каких свойствах слова говорится в этом стихотворении?
Как вы понимаете?
- Из этого стихотворения мы видим насколько велико значение слова.
- Кто из вас помнит, с каких слов начинается Библия?

На доске:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

- Библия еще раз нам показывает, какую важную роль оно может нести.
Речью обладает только человек. А человек есть образ и подобие Божие.
- Сегодня мы должны с вами убедиться, как богат и как красив русский язык.

6. Повторение.

- Игра, которую я хочу вам предложить, тоже связана со словами. А вот с какими, вы скажете сами.

Игра «Словарь вежливых слов» ПРОДОЛЖИТЕ СТРОКИ

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться … (доброе утро)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте).

Растает даже ледяная глыба
От слова доброго …(спасибо)

Когда бранят за шалости,
Говорим «прости … (пожалуйста)»

И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь … (до свидания).

Всем вам с большой любовью
Желаю крепкого … (здоровья)

За Доской:
спасибо пожалуйста до свидания

Как называются эти слова? /вежливые/
Важны ли эти слова в нашей жизни? Почему?

Запишите и разделите их для переноса.

Микроитог:

Какие правила переноса мы вспомнили?

7. Закрепление и обощение знаний по теме Лексика
Слова бывают разные и каждое из них имеет свое значение и несёт свою роль.

Какая наука занимается изучением значений слов? Лексика

Сегодня мы с вами отправимся в страну Лексики” и закрепим все свои знания в этой области.

Давайте вспомним, о каких группах слов мы говорили на прошлых уроках, проверим ваше домашнее задание.

В чем оно заключалось? / каждой команде представить свою группу слов/

1 команда: догадайтесь кто мы?

Мы с приятелем вдвоем
Дружно, весело живем.
Я иду, и он шагает.
Я смеюсь, хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.

О какой группе слов идет речь в этом стихотворении? /синонимы/

- Какие слова называются синонимами?
-Сравните эти два стихотворения. Прочитайте.
На доске:

Мы с приятелем вдвоем
Дружно, весело живем.
Я иду, и он идет.
Я смеюсь, смеётся он.
Если грустно мне бывает,
Он грустит со мной.

- Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?
- Для чего нужны синонимы?
/красота/

- Синонимы приготовили задание:

Прочитайте пословицу. Почему так говорят? Давайте её запишем в тетрадях.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Найдите слова-синонимы.
Молодцы!

Работа со словарем работа у доски

- Подберите слова-синонимы: по 3-4 слова

1 вариант к слову - честный /правдивый, прямой, искренний, безупречный
2 вариант к слову – смелый /отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный.

Представляем слово следующей команде.

2 команда:

Разгадайте ребус.
Мальчик АНТОН и МЫ. Кто мы? /антонимы/

- Когда так говорят: Живут как кошка с собакой? /недружно, плохо/

- Какие слова называются антонимами?

- Мы предлагаем вам составить из данных слов предложение, и вы узнаете, что требуется от каждого человека, чтобы ему было хорошо.

/противится, дает, Бог, смиренным, благодать, гордым/

Бог гордым противится, смиренным дает благодать.

- В чем может проявляться гордость? /в делах, в мыслях, в словах/

- Как избежать гордости? /стараться чаще каяться и думать о том, что все, что мы имеем, это от Бога и не является нашей заслугой/

- Найдите в предложении слова антонимы. Выпишите их. У ДОСКИ
- Как еще можно назвать гордого человека? А смиренного?

- Составьте предложение, в котором один предмет сопоставляется другому по размеру; по длине, по форме…

Микроитог:

- А для чего нужны антонимы? /сравнение / точность/

3 команда
Мы девицы – мы сестрицы похожи как капли водицы.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но значения у нас разные. Кто мы? /многозначные слова/

- Какие слова называют многозначными?

Мы приготовили для ребят скороговорку.
- Потренируйтесь в произношении этой скороговорки.

У ёлки иголки колки.
- Какое слово имеет несколько значений? Какие это значения?
- Какие многозначные слова вы еще знаете?

- Прочитайте стихотворение и вы узнаете новое слово, которое тоже имеет несколько значений.

Вот этой овсянки не хочется киске.
/вот этой овсянки, которая в миске/.
Какой же овсянки она захотела?
Не той ли, что мимо сейчас пролетела?

О какой овсянке говорилось в первом случае? О какой, во втором?

А теперь давайте поиграем «Заселяем дом»

Вот стоит высокий дом,
Новоселье скоро в нём.
Ты подумай, не спеши,
И жильцов в дом
засели!
В этом доме живут…
«ручки». (грибок с ручками, девочка, ручка, карандаш, портфель, чашка, чайник)
Фронтально у компьютера

Микроитог:

- Как вы думаете, как появились многозначные слова?
/ у них есть какое то общее свойство/

4 команда

О какой группе слов пойдет речь сейчас?

Говорит учитель нам:
Дремлет лес и дремлет класс.
Как же нам его понять:
Разве лес - может спать?

- Ответьте на вопрос недоуменного ученика. Какое слово употребляется дважды? В каком значении - в первом случае? В каком - во втором?

Микроитог:

- Какую роль играют многозначные слова и слова с переносным значением?
Какой они делают нашу речь? /выразительность/

8. Итог урока
- Посмотрите, как богат наш русский язык. Русский язык считается одним из самых трудных и красивых языков.
- Давайте подведем итог урока.
- Над чем мы работали сегодня на уроке? /над словом/
- Какая наука занимается изучением значения слов? /лексика/
- Значения каких групп слов мы затронули сегодня на уроке?
- Какую роль играют эти слова в нашей речи?

Красота речи
Точность речи
Выразительность речи
МОЛОДЦЫ
Оценки. Домашнее задание.
Спасибо за урок.
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 3657 | Добавил: мария4423 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА