Понедельник, 12:31 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Июль » 23 » Урок истории на тему:"Отмена крепостного права" 8 класс

Урок истории на тему:"Отмена крепостного права" 8 класс

11:05
Урок истории на тему:"Отмена крепостного права" 8 класс
Тема урока: Отмена крепостного права.
Цель: Формировать у обучающихся представление о крестьянской реформе 1861.

Задачи:
Образовательные: Дать знания о содержании и сущности реформы 1812 г.; подчеркнуть, что отмена крепостного права имела огромное значение для России, т.к. открывалась возможность для развития возможность для развития новых хозяйственных отношений.
Коррекционно – развивающие: развивать умения анализировать документы, делать выводы проводить в качестве доказательств своих суждений аргументы из изученного материала.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся уважение к народу, любовь к своему Отечеству.
Основные знания: 1861г. – отмена крепостного права;
Александр II- царь освободитель;
Значение отмены крепостного права для России.
Основные термины: - манифест, сельское общество, сельский сход, сельский сход, сельский сход, сельский староста, надел, временнообязанный крестьянин, выкупные платежи, круговая порука.
Оборудование: тесты, карточки с заданиями.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Обучающиеся со звонком встают возле своих парт.
Учитель: -приветствует присутствующих;
- разрешает сесть;
опрос - отмечает в журнале отсутствующих.
II.Проверка пройденного материала (фронтальный опрос)
У.Вспомним какую тему изучали на прошлом уроке.
Отв. Крымская война.
У.Когда началась Крымская война.
Отв. К.в. началась в 1853г., а закончилась в 1856г., продолжалась три года.
У. С кем воевал Николай I ?
Отв. С Турцией.
У. Из-за чего спорили два государства Турция и Россия.
Отв. Основным предметом спора между двумя государствами служили проливы – Басфор и Дарданеллы. Эти проливы соединяли Черное море со Средиземным морем. Николай I хотел обеспечить российским торговым и военным судам свободный проход через эти проливы. От этого зависело развитие торговли России со средиземноморскими государствами.
У.Где русская эскадра полностью разбила турецкую флотилию.
Отв В Синопской бухте русская эскадра под командованием адмирала П.С. Нахимова полностью уничтожила турецкую флотилию.
У.Назовите союзников Турции.
Отв. Англия и Франция.
У. Почему Англия и Франция вступили в войну?
Отв. Англия и Франция заключили договор с Турками, т.к. не хотели укрепления России на балканах.
У. Кто возглавлял оборону Севастополя?
Отв. На суше – адм. В.А.Корнилов
На море – адм. П.С. Нахимов
У. Чем закончилась Крымская война.
Отв.Россия потерпела поражение в Крымской войне. Несмотря на героизм и мужество русской армии, война показала, что Россия отстаёт от европейских стран в военном, техническом и экономическом отношениях.
У. Как вы думаете, благодаря чему русскими была одержана победа в Синопской бухте.
Отв. Благодаря мужеству адмирала Нахимова, он решил прорваться в бухту и заблокировать турецким кораблям выход в открытое море. Русская эскадра потопила почти все турецкие суда.
У. В чем заслуга русского хирурга Пирогова?
Отв. Н.И. Пирогов впервые во время обороны Севастополя применил наркоз. С помощью эфира (спирта) он временно, усыплял человека, чтобы тот не чувствовал боли во время хирургической операции. Так же Пирогов применил гипсовые повязки при переломах и огнестрельных ранах.
У. Какую помощь раненым оказывали сестры милосердия?
Отв. Сестры милосердия выносили раненых воинов из под огня противника, перевязывали раны помогали Пирогову во время операции.
У. Молодцы, мы с вами повторили домашнее задание и вспомнили, что Россия потерпела поражение в Крымской войне.
Крымская война показала, что Россия отстала от европейских стран в развитии промышленности и сельского хозяйства, в военной техники и экономии. И если вести хозяйство страны так и дальше опираясь на крепостных крестьян, то Россия из могущественной державы может превратиться в отсталую страну.
III.Новая тема: «Отмена крепостного права».
У.Откройте тетрадочки, запишите число и тему урока «Отмена крепостного права».
Сегодня мы с Вами на уроке
I. Вспомним, что такое крепостное право
II. Кто такие крепостные крестьяне и как они жили.
III. Узнаем когда и кем было отменено крепостное право.
IV. Как изменилась жизнь крестьян после подписания манифеста об отмене крепостного права.
I.У. Кто же такие крепостные крестьяне?
Отв. Это крестьяне, прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину. Бесплатный труд крестьян назывался барщиной. Налог крестьян помещику в виде денег и продуктов – назывался оброком.
У. Крепостное право превратило большинство крестьян в рабов. Их покупали и предавали, Били и наказывали. Их почти бесплатно заставляли работать на хозяев – помещиков и владельцев заводов. Наверное, это самое страшное, что выпало на долю крестьян в России.
Как Вы думаете, крестьяне были заинтересованы в том, что бы хорошо работать.
Отв. Нет, не были, т.к. плоды их труда доставались не им, а их хозяевам.
У. А промышленность и хозяйство в стране могло развиваться в таких условиях.
Отв. Нет.
У. А для того чтобы люди хорошо работали, что для этого нужно?
Отв. Нужно их заинтересовать, платить им деньги.
У. А при крепостном праве помещики стали бы платить крестьянам зарплату.
Отв. Конечно нет.
У. Правильно. И поэтому, прежде всего для лучшей работы людей нужно было им дать свободу. А кто мог это сделать?
Отв. Тот, кто руководил страной.
У. А кто руководил страной в это время?
Отв. Император.
У. Мы с вами помним, что в конце Крымской войны умер император Николай I, и новым императором России стал его сын Александр II. А каким же он был человеком?
Ученик читает заранее подготовленное сообщение об АлександреI I.
На доске портрет Александра I I.
У. И так каким же человеком был император.
Отв. Он был человеком умным, начитанным, владел несколькими языками, благородным.
У. Александр I I путешествовал по России и знал не по слухам о жизни русских людей. Новый император понимал, что в стране необходимо проводить реформы. И прежде всего нужно отменить крепостное право, которое существовало в России несколько веков.
И вот 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест (царский указ) об отмене крепостного права. Все крестьяне получила личную свободу. Теперь помещики не имели права продавать и покупать крестьян, распоряжаться ими и заставлять их работать на себя.
Теперь крестьяне должны были самостоятельно решать все жизненно важные вопросы. Для этого они объединялись в сельские общества – общины, и все возникающие вопросы решались на сельском сходе – собрании. На сельском сходе избирался – сельский староста. Его выбирали на три года, он руководил общиной.
Работа со словарем:
Манифест – царский указ.
Сельское общество – крестьянская община, объединение.
Сельский сход – общее собрание крестьян одного сельского общества.
Сельский староста – руководитель сельского общества.
У. По царскому указу вся земля объявлялась собственностью помещиков. Даже те земельные наделы, которыми крестьяне уже пользовались, тоже были собственностью помещиков. Получилось, что у крестьян не было своей земли, где они могли бы работать. Помещик обязан был предоставить каждому крестьянину надел земли. Крестьянин имел право выкупить у помещика эту землю, но денег для покупки у них не было.
Поэтому пока крестьянин не выкупит свой надел, эта земля считалась у крестьянина во временном пользовании. Крестьянин обязан был платить помещику за пользование этой землей. Плату можно было вносить деньгами или продуктами. Такая плата называлась оброком. Крестьянин мог также, и отрабатывать плату за свой участок земли у помещика. Такие отработки назывались барщиной. Крестьянин не выкупивший свой надел назывался временнообязанным. Крестьяне, которым удалось выкупить свой надел, назывались крестьянами – собственниками.
Плата за землю была высокой. Крестьянам не под силу собрать такие средства, чтобы выкупить землю. Поэтому помещикам за крестьян выплачивало государство, а крестьяне становились должниками государства. И в течении сорока девяти лет каждый год они должны были выплачивать долг государству. Такие ежегодные выплаты назывались выкупными платежами.
У.: Выкупные платежи выплачивал не каждый крестьянин в отдельности, а сельское общество за всех крестьян, т.к. сельское общество отвечало за каждого крестьянина. А как вы думаете, для чего это было сделано?
Отв.: Так как у крестьян могли возникнуть трудности: заболеть, умереть, неурожай.
У.: Благодаря помощи сельской общины каждый крестьянин мог платить за свой надел. И поэтому крестьяне не могли уйти на другое место жительства, но на это требуется разрешение сельского схода.
Такая зависимость крестьян называлась – круговой порукой.
Физминутка ( упражнения для глаз).
1.Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Закрывайте и открывайте глаза, крепко сжимая веки, повторить 5-6 раз.

Закройте глаза и расслабьте веки, 10-15 раз.
3.Быстро поморгайте глазами. Закройте глаза, представьте море, лес. Отдых – 10-15сек.
Упражнения для осанки.
1.Руки вверх. Потянитесь вверх повыше –
Вы достать хотите крышу.
2.Поднимаем и отпускаем плечи
Как можно выше поднимаем плечи к ушкам, а затем сбрасываем вниз.
3. Стряхиваем воду с пальцев.
4. Трясем кистями.
IV. Первичное закрепление пройденного материала.
Опрос.
1. Когда произошла отмена крепостного права?
2. Почему была, необходимость проведения этой реформы.
3. Какие положительные стороны были в отмене крепостного права.
4. За что императора Александра II назвали царём – освободителем.
5. А как вы можете охарактеризовать Александра II?
6. Из-за чего возникли крестьянские бунты?
7. С какими трудностями столкнулись крестьяне после отмены крепостного права.
Верно ли?
1. Крестьяне были очень довольны отменой крепостного права. Помещики подарили им часть своей земли, а гос-во выплатило крупные суммы денег для покупки инвентаря для обработки земли.
2. Крепостные крестьяне - это люди, которые владели землей.
3. Крепостные крестьяне были заинтересованы, чтобы заинтересованы, чтобы хорошо работать, т.к. помещики платили им за это хорошие деньги.
4. После отмены крепостного права, крестьяне объединялись в сельское общество – общину. Все вопросы жизни в сельском обществе решались на сельском сходе. Сельским сходом называлось общее собрание крестьян. На сельском сходе избирался сельский староста. Его выбирали на три года. Сельский староста руководит сельской общиной.
5. Отмена крепостного права не имела значения для России. Все россияне продолжали жить по - прежнему.

V. Подведение итогов урока.

VI. Анализ урока.
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 5319 | Добавил: Светлана0384 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА