Понедельник, 04:55 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Июль » 10 » Урок и презентация на тему : "Жизнедеятельность клетки"

Урок и презентация на тему : "Жизнедеятельность клетки"

20:59
Урок и презентация на тему : "Жизнедеятельность клетки"
ПЛАН УРОКА
на основе системно-деятельного метода обучения по УМК под редакцией И.Н. Пономаревой.
учителя биологии МБОУ СОШ №20 г. Краснодара
Смирновой Светланы Павловны
Тема урока: Жизнедеятельность клетки
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока (для учителя): сформировать представления об основных процессах жизнедеятельности клетки.
Планируемый результат: уметь оценивать значение питания, дыхания, размножения, объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение, понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема). Формировать умение работать с текстом учебника, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение основных процессов, происходящих в живой клетке.

Задачи урока:
Воспитывающая - воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающая - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию, используя учебник и дополнительную литературу.
Обучающая - изучить процессы жизнедеятельности клетки: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение; дать понятие о делении клетки как процессе размножения (увеличения числа клеток), образовании новых клеток только от клетки рассмотреть деление клеток, как процесс обеспечивающий передачу наследственного материала дочерним клеткам; дать понятие о взаимосвязанной работе частей клетки, обусловливающей её жизнедеятельность как целостной системы.


Описание хода урока
Ход урока
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
Внимание я приглашаю всех на экскурсию, только не обычную, а виртуальную, мы сегодня отправляемся в клеточное государство и посетим столицу Клеткоград. Вы говорите, что мы уже там были. Я с вами согласна, но мы с вами еще очень мало знаем об этом государстве и нам есть, что еще посмотреть в этой удивительной стране. Займите места в вагоне и подготовьтесь к таможенному контролю.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.
Слайд 2.
Назовите основные части клетки.
Слайд 3.
Соотнесите части клетки и функции.
Слайд 4.
Чем отличается животная клетка от растительной клетки.
Итак, таможенный контроль прошли все. Поехали.
Посмотрите вокруг, что и кто нас окружает (дети отвечают, называя живые и неживые объекты, учитель записывает ответы на доске).
На какие 2 группы можно разделить эти объекты? (живое и неживое).
Итак, мы выяснили, что растения и животные – это живая природа, а вы знаете, что растения и животные состоят их клеток. Какой вывод о клетке мы можем сделать? А по каким признакам живое отличается от неживого? (дети называют признаки живого). Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Назовите тему нашего урока.
Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока «Жизнедеятельность клетки».
Регулятивные УУД : формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей.
3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Итак, мы отправляемся в путешествие по клетке, клетка – очень сложная структура, содержит много органоидов, с ними вы уже знакомы, а какова же цель нашей «экскурсии» сегодня?
Дети вместе с учителем формулируют цель урока. (Изучить процессы жизнедеятельности клетки: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножении).
Что мы должны сделать, чтобы в конце урока мы достигли поставленной цели. Определим задачи, которые мы будем решать.
Дети вместе с учителем формулируют задачи урока.
Итак, мы сегодня познакомимся с основными процессами, протекающими в клетке, но для этого нам надо составить план нашей «экскурсии».
Совместно с детьми составляется план
Слайд 5.
1. Питание клетки
2. Дыхание клетки
3. Обмен веществ
4. Рост и развитие клетки
5. Деление клетки
Пришла пора посетить библиотеку Клеткограда, что бы лучше познакомиться с изучаемым материалом. Предлагаю вам разделиться на группы, каждая группа получит свое задание и литературу.
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Регулятивные УУД: умение планировать работу, определять цель и задачи, а также способы достижения цели.
4.Реализация построенного проекта.
Учащиеся работают по заданиям (см. приложение)
Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.
Формирование умения владеть смысловым чтением.
Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Итак, группы готовы, отправляемся на экскурсию, а экскурсоводами будут по одному представителю каждой группы.
Слайд 5.
Итак, все готовы к экскурсии, еще раз смотрим на план и вызываем экскурсовода из первой группы.
Слайд 6.
Ученик, пользуясь планом, текстом и рисунками на слайде, рассказывает о питании клетки, учащиеся делают записи и зарисовки в тетрадях.
При необходимости группа и учитель помогают.
Слайд 7.
Ученик, пользуясь планом, текстом и рисунками на слайде, рассказывает о дыхании клетки, учащиеся делают записи и зарисовки в тетрадях.
При необходимости группа и учитель помогают.
Слайд 8.
Ученик, пользуясь планом, текстом и рисунками на слайде, рассказывает об обмене веществ в клетке, учащиеся делают записи и зарисовки в тетрадях.
При необходимости группа и учитель помогают.
Слайд 9.
Ученик, пользуясь планом, текстом и рисунками на слайде, рассказывает о росте и развитии клетки, учащиеся делают записи и зарисовки в тетрадях.
При необходимости группа и учитель помогают.
Слайд 10.
Ученик, пользуясь планом, текстом и рисунками на слайде, рассказывает о делении клетки, учащиеся делают записи и зарисовки в тетрадях.
При необходимости группа и учитель помогают.
Регулятивные УУД: формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Итак, мы побывали на экскурсии в разных частях клетки, наши экскурсоводы хорошо потрудились, спасибо, ребята!
А сейчас посмотрите внимательно на свои записи и рисунки в путевых блокнотах и приготовьтесь отвечать на вопросы местных жителей. А они очень любопытные, но, к сожалению очень занятые, поэтому вопросы задали в письменной форме, а что бы вам было легче отвечать, они даже написали несколько вариантов ответов, вам нужно выбрать правильный.
Учащиеся выполняют печатные тесты
А1. Для размножения (передачи генетического материала) служит
1) вакуоль
2) цитоплазма
3) ядро
4) клеточная стенка
А2. Питание – это
1)поглощение кислорода клеткой
2)поглощение готовых органических веществ животной клеткой или создание органических веществ растительной клеткой
3)поглощение энергии
4)выделение ненужных клетке веществ
А3. Процесс размножения клетки называется:
1) рост
2) деление
3) растяжение
4) обмен веществ
А4. Дыхание – это:
1) газообмен
2) питание
3) движение
4) размножение
А5. Процесс, обеспечивающий связь между клеткой и окружающей средой – это:
1) питание
2) деление
3) обмен веществ
4) рост
(по окончании работы самопроверка)
Личностные УУД: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
7.Включение в систему знаний повторения.
У наших экскурсоводов тоже есть вопросы, они очень хотят знать, внимательно ли вы их слушали.
Каждая группа по очереди задает классу вопрос по своей теме.
1) В чем отличие понятий рост и развитие?
2) В чем отличие роста растительной клетки от клетки животных?
3) Какое значение имеет обмен веществ?
4) Когда и для чего использует клетка запасные питательные вещества?
5) Для чего клетка может использовать поглощаемые вещества?
6) Какими способами клетка может питаться?
7) Какое вещество поступает в клетку при дыхании? Для чего оно используется клеткой?
8) Как называются органоиды, отвечающие за дыхание?
Регулятивные УУД: формирование умения сверять свои ответы с образцом и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итак, наше путешествие подходит к концу. Вспомните, где у вас были ошибки, восполнили ли вы пробелы в своих знаниях?
Учащиеся отвечают по следующей схеме.
У меня была ошибка в _________, теперь я понял (а) (знаю), что _________.
Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. А теперь оцените свою работу в группе по пятибалльной шкале и дайте командиру группы, чтобы он оценил вашу работу в группе так же по пятибалльной шкале.
Для выставления оценки в журнал сдайте рабочие листы.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Домашнее задание.
1.Прочитать параграф, выполнить задания к нему.
2. Ответить на вопрос. В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.
3. Творческое задание:
Подготовить сообщение “Интересные факты о жизни клетки”.
Урок закончен. Всем спасибо.

Список используемой литературы

1. Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)
2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы
3. Программа курса биологии для 5 - 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)
4. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.”, 1996.
5. Лернер Г. И. Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.: Аквариум, 1998.
6. http://www.valleyflora.ru/vzaimosvyaz-rosta-i-razvitiya-rasteniya.html
7. http://ru.wikipedia.org


Приложение.
Задание для 1 группы.
Пользуясь учебником и предложенным текстом, выполните задания.
Задания.
1. Прочитайте текст. Выделите главную мысль текста. Составьте план, используя который вы сможете рассказать о питании клетки.
2. Ответьте на вопросы.
1) Для чего клетка может использовать поглощаемые вещества?
2) Какими способами клетка может питаться?
Питание клеток. Организмы, обитающие на Земле, непрерывно обмениваются энергией и веществом с окружающей средой. Энергия необходима каждой клетке, чтобы осуществлять многочисленные реакции превращения веществ и образования тех продуктов, которые клетка использует для построения органоидов, деления, накопления питательных веществ и т. п. Однако для «клеточного строительства» необходима не только энергия, но и «стройматериалы». Поэтому значительная часть веществ, получаемых клеткой извне, используется не для получения энергии, а для построения и восстановления частей клетки.
Питанием называют процессы, включающие поступление в организм, переваривание, всасывание и усвоение им пищевых веществ. В процессе питания организмы получают химические соединения, используемые ими для всех процессов жизнедеятельности.
По способу получения органических веществ, т. е. по способу питания, все живые организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов.
Автотрофы могут сами синтезировать необходимые им органические вещества. К автотрофам относятся зеленые растения. Гетеротрофы не могут сами синтезировать нужные органические вещества органических веществ. Поэтому они поглощают необходимые им соединения из окружающей среды.
Задание для 2 группы.
Пользуясь учебником и предложенным текстом, выполните задания.
Задания.
1. Прочитайте текст. Выделите главную мысль текста. Составьте план, используя который вы сможете рассказать о дыхании клетки.
2. Ответьте на вопросы.
1) Какое вещество поступает в клетку при дыхании? Для чего оно используется клеткой?
2) Как называются органоиды, отвечающие за дыхание?
Дыхание клетки – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в клетку кислорода, использование его для окисления органических веществ и удаления из организма углекислого газа. Дыхание происходит во всех живых клетках круглосуточно. Кислород проникает в клетку, вернее в особые клеточные структуры – митохондрии. Они есть во всех клетках, за исключением клеток бактерий, сине-зеленых водорослей и зрелых клеток крови (эритроцитов). В митохондриях кислород вступает в сложную реакцию с различными питательными веществами – белками, углеводами, жирами и др. В результате выделяется химическая энергия, которую клетка запасает в особом веществе – АТФ. Это универсальный накопитель энергии, которую организм тратит на рост, движение, поддержание своей жизнедеятельности.
Задание для 3 группы.
Пользуясь учебником и предложенным текстом, выполните задания.
Задания.
1. Прочитайте текст и материал из учебника по этой теме. Выделите главную мысль текста. Составьте план, используя который вы сможете рассказать об обмене веществ в клетке.
2. Ответьте на вопросы.
1) Какое значение имеет обмен веществ?
2) Когда и для чего использует клетка запасные питательные вещества?
Обмен веществ. Клетка питается, то есть поглощает вещества из внешней среды и превращает их в вещества своего тела. Клетка дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Вещества в живой клетке не остаются постоянными, они изменяются. При этом они взаимодействуют друг с другом, соединяются и вновь распадаются. Многие продукты распада клетка выделяет во внешнюю среду. Описанные процессы, протекающие в клетке, называют обменом веществ. Обмен веществ - главное проявление жизнедеятельности организма, всех его клеток.
Вещества передвигаются внутри одной клетки, а также из клетки в клетку, из одной части организма в другую. Оболочка и цитоплазма легко пропускает воду и газы, например, кислород, углекислый газ. Для многих веществ, растворенных в воде, целлюлозная оболочка тоже легко проницаема, а живая цитоплазма поглощает и пропускает их только избирательно. Избирательное поглощение свойственно только живым клеткам. Если же цитоплазму убить, например кипячением, она становится проницаемой для любых веществ.
Задание для 4 группы.
Пользуясь учебником и предложенным текстом, выполните задания.
Задания.
1. Прочитайте текст и материал из учебника по этой теме. Выделите главную мысль текста. Составьте план, используя который вы сможете рассказать о росте и развитии клетки.
2. Ответьте на вопросы
9) В чем отличие понятий рост и развитие?
10) В чем отличие роста растительной клетки от клетки животных?
Рост и развитие клеток. Под ростом понимают увеличение веса и объема клетки, под развитием – совокупность изменений, которые происходят в клетке в течение её жизни.
Характерная особенность роста клеток растения - существование растяжения, которого нет у животных. Внешне этот процесс выражается в увеличении объема клетки, обусловленном необратимым ростом клеточной стенки. В результате вода поступает в центральную вакуоль, которая в растягивающихся клетках занимает большую часть пространства. Клетка за короткое время увеличивается в 10-50 раз. Быстрое распускание почек весной - это и есть клеточное растяжение. В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, а цитоплазма, в которой находится ядро, прилезет к клеточной оболочке. Завершив рост, одинаковые клетки далее развиваются разными путями. Процессы роста и развития растения взаимосвязаны, друг от друга зависят. В одном и том же организме процессы роста и развития могут протекать в различном сочетании. Клетка может интенсивно расти, но в то же время медленно развиваться или, наоборот, может быстро развиваться при замедленном росте. Границу между ростом и развитием можно установить лишь условно.
Размеры различных клеток варьируют чрезвычайно сильно  диаметр ряда бактерий меньше одного микрометра (мкм)(1 мкм – одна миллионная часть метра), длина же некоторых вытянутых клеток измеряется миллиметрами (мм). Клетка из зоны растяжения стебля или корня по форме напоминает коробочку длиной около 50 мкм, шириной 20 мкм и высотой 10 мкм. В одном кубическом сантиметре (1 см3) при плотной упаковке помещается да 100-106 таких клеток. Интересно, что наибольшей клеткой человеческого организма является женская яйцеклетка, а наименьшей – мужской сперматозоид! Нужно примерно 175000 сперматозоидов чтобы достичь массы яйцеклетки.
Задание для 5 группы.
Пользуясь учебником и предложенным текстом, выполните задания.
Задания.
1. Прочитайте текст и материал из учебника по этой теме. Выделите главную мысль текста. Составьте план, используя который вы сможете рассказать о делении клетки.
2. Ответьте на вопросы
3. В чем отличие понятий рост и развитие?
4. В чем отличие роста растительной клетки от клетки животных?
Деление клеток. Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны: рост, размножение организма, замена и восстановление клеток, тканей и целых органов. В результате деления из одной исходной (материнской) клетки получаются две дочерних. Каждая из них постепенно дорастает до размеров материнской и может снова делится. Так увеличивается число клеток в теле организма, и образуются различные ткани. Организм растет за счет деления клеток.
Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Перед делением клетки начитает делиться ядро. Ядро увеличивается, хромосомы (тельца цилиндрической формы) становятся хорошо заметны. В хромосомах содержатся наследственные признаки, которые передаются от клетки к клетке. Хромосомы удваиваются и копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же, как и в материнской клетке. Каждое организм содержит в клетках определенное количество хромосом. У кошки их 38, у курицы 78.
Существуют 2 способа деления клеток: митоз («митос» - нить) и мейоз («мейозис» - уменьшение). В результате митоза образуются 2 новые клетки, в которых количество хромосом такое же, как в материнской. В результате мейоза образуются клетки, в которых хромосом в два раза меньше, чем в материнской. Это - половые клетки.
полный текст и презентация - http://www.pomochnik-vsem.ru/load/8-1-0-4189
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 10992 | Добавил: Swetlana2109 | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА