Пятница, 07:39 
Главная » 2013 » Март » 31 » Учебная программа «Ступени восхождения»

Учебная программа  «Ступени восхождения»

07:02
Учебная программа «Ступени восхождения»


Учебная программа

«Ступени восхождения»

(Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в системе интегрированного курса)

Возраст обучающихся: 6 – 10 лет

Сроки реализации программы: 4 года

Авторы:

Клышко Фрида Борисовна, учитель изобразительного искусства

Князькова Галина Николаевна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 269

ЗАТО Александровск Мурманской области»

Город Снежногорск Мурманская область

2013 год


Архив материала

Аннотация

Авторами представлена система работы по программе интегрированного курса «Ступени восхождения» по трём направления: духовно-нравственное, художественно-эстетическое, фольклор. Программа интегрированного курса создаёт реальные условия для пробуждения интереса к истокам русской культуры и народному творчеству. Интегрированный подход как ресурс дополнительного образования позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребенка, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала занятий.

Особенность программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры, сочетает обучение и духовно-нравственное воспитание, интегрирует духовно-нравственное содержание в эстетическое, интеллектуальное развитие ребёнка, включая процесс взаимообогащения светского и религиозного типов мировоззрения.

Программа даёт возможность повысить духовно-нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.

Пояснительная записка

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основу духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Учитывая требования времени, разработана программа интегрированного курса «Ступени восхождения», включающая в себя три направления: духовно-нравственное (кружок «Огонёк души»), художественно-эстетическое (кружок «Родничок»), фольклор (кружок «Горенка»). Год создания программы: 2006г.

Данная программа является результатом экспериментальной деятельности по апробации данной программы. Апробация проходила с 2006 – 2010 г.г.

Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных учреждениях во внеклассной работе и интеграции в учебные предметы, возраст обучающихся 6 – 10 лет, сроки реализации - 4 года.

Актуальность программы.

Стремление к возрождению традиций, к возвращению норм и образцов поведения, издавна присущих русскому народу. Воспитание в подрастающем поколении уважительного, вдумчивого отношения к идеалам и ценностям русской цивилизации, помощь в освоении творческого наследия малой родины и России, включение семьи и ближайшего окружения ребенка в процесс формирования его духовного облика. В связи с этим возникла необходимость систематизировать накопленный опыт работы и создать единую программу, посредством которой можно развивать духовно-нравственные качества личности, которые необходимы для жизни в современном мире.

Изменение структуры базисного учебного плана в проекте Стандартов 2 поколения даёт возможность выделить специальное время на внеурочную деятельность. Это позволяет структурировать деятельность образовательных учреждений в этом направлении и рассматривать учебно-воспитательную работу системно и целостно, осуществлять системный подход к нравственно-духовному воспитанию.

Отличительная особенность программы.

Все направления интегрированного курса «Ступени восхождения» важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовно-нравственных традиций православной культуры. Программа является интегрированной, что позволяет осуществлять межпредметные связи. Принцип интеграции позволяет представить в единой системе деятельность трёх кружков по 1 занятию в неделю. Работа каждого кружка осуществляется самостоятельно. Эти три занятия объединены общей смысловой темой, выраженной пословицей. Занятия имеют единые универсальные учебные действия и единые элементы содержания. Принцип объединения трёх кружков выстраивает диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ, лейтмотив проходит через 3 занятия в течение недели и позволяет направлениям работы 3-х кружков вступить в диалог.

Воспитание духовной культуры учащихся на основе единых вертикальных тем как нравственно- эстетических ориентиров в межпредметной интеграции помогает в развитии целостного мышления, целостного познания мира. При этом развивается образное и конкретное мышление, активизируется развитие познавательных способностей детей. Благодаря вертикальной теме ученики переносят знания с одного занятия кружка на другое. В результате обучающиеся получают целостную картину мира в аспекте содержания вертикальной темы.

Например:

1.Тема: «Каков мастер, таково и дело»

«Огонёк души». Творчество родителей и детей.

«Родничок». Доброе слово о родителях – основа жизни.

«Горенка». Таланты родителей.

2. Тема: «Что город, то норов»

«Огонёк души». Город, в котором я живу.

«Родничок». Моя малая Родина.

«Горенка». Хороводные песни поморов Мурмана.

3. Тема: «Без хозяина земля – круглая сирота»

«Огонёк души». Как хлеб к нам на стол пришёл.

«Родничок». Русский пряник.

«Горенка». Праздник последнего снопа. Жнивные песни.

4. Тема: «Дорого яичко к Христову дню»

«Огонёк души». Светлый праздник Пасха.

«Родничок». Пасхальные подарки.

«Горенка». Народные песни о весне.

Содержание программы по блокам и темам расписаны в учебно-тематическом планировании. (Приложение №1)

Новизна программы состоит в том, что она включает в себя национально-региональный компонент, ориентирована на изучение и творческое освоение детьми богатых традиций своей «малой родины», знакомит с её историей, этнографией, народными обычаями, праздниками и обрядами. Идёт усвоение элементов народной культуры, музыкального и прикладного творчества, создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения.

Важное направление ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы прослеживается в программе и создаёт целостное пространство духовно-нравственного развития школьника. Процессы школьного и семейного воспитания синхронизированы организационно и содержательно. Занятия в системе интегрированного курса сближают детей и родителей, делают семью крепче. Своеобразным итогом каждого этапа работы является праздник, на котором все дети и их родители становятся участниками.

Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, распространяются единые требования.

Цель программы: воспитание духовно – нравственной личности на основе приобщения младших школьников к национальному наследию русской православной культуры.

Задачи:

1​ Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

2​ Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.

3​ Развивать гражданское самосознание.

4​ Приобщать детей к великому русскому искусству.

5​ Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей.

6​ Развивать сознательное отношение к творческому процессу.

7​ Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.

Программа кружка «Огонёк души» направлена на формирование у младших школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.

Программа кружка «Горенка» направлена на знакомство детей с народным творчеством в единстве песни, танца, инструментальной музыки, народнопоэтического творчества, игры, а также повышение уровня художественного воспитания, способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство.

Программа кружка «Родничок» направлена на развитие творческих способностей и задатков младших школьников, формирование основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти.

Основными факторами и условиями, определяющими эффективность инновационной технологии интеграции в учебно-воспитательном процессе являются:

заинтересованность обучающихся в изучении данного курса;

новизна материала;

активная познавательно-творческая деятельность обучающихся;

понимание родителей в необходимости изучения данного курса;

доступность для обучающихся информационных источников.

Система работы интегрированного курса создаёт реальные условия для пробуждения интереса к истокам русской культуры и народному творчеству. Знакомство детей с историческим прошлым нашего Отечества и малой родины, жизнью святых подвижников, русским искусством, фольклором позволяет сформировать чувство гордости за свою Родину, свой край.

Итог работы над темой реализуется в общие объединяющие творческие задания: выставка рисунков и поделок, проектные и исследовательские работы, театрализация, творческие фестивали и праздники.

Объём программы

Учебно-тематическое планирование интегрированного курса «Ступени восхождения» включает в себя одинаковые разделы, их смысловое наполнение, количество часов по разделам, но разные формы занятий в соответствии с программой каждого кружка.

Названия кружков

Количество часов в неделю

Количество часов за год

Продолжительность занятия (мин)

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

Огонёк души

1

1

1

1

33

34

34

34

35

40

40

40

Родничок

1

1

1

1

33

34

34

34

35

40

40

40

Горенка

1

1

1

1

33

34

34

34

35

40

40

40

Направления работы в системе интегрированного курса «Ступени восхождения»:

1​ Православная культура

Цель: приобщить к культурологическим и историческим основам православной религии, открыть детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира.

В основу процесса отбора программного материала по курсу нами были заложены принципиально важные моменты, характеризующие специфику совместной деятельности, результатом которой стало формирование религиозно-нравственных представлений у младших школьников. Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры.

2​ Патриотическое воспитание.

Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, приобщить детей к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа, изучить традиции своей «малой родины».

Система работы в интеграции создаёт реальные условия для пробуждения интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству. Знакомство детей с историческим прошлым нашего Отечества и малой родины, русским искусством, фольклором позволяет сформировать чувство гордости за свою Родину, свой край.

3​ Социализация.

Цель: Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, формирование духовно-нравственных ориентиров, основ российской гражданской идентичности.

Процесс работы в интеграции построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ученика, подготовить ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу, опыт социальной и межкультурной коммуникации.

4​ Семейное воспитание. Сотрудничество семьи и школы.

Цель: формирование представлений о семейных ценностях, развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой.

Важное направление ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы прослеживается в работе и создаёт целостное пространство духовно-нравственного развития школьника.

Сотворчество педагогов – детей – родителей расширяет воспитывающую среду, увеличивает диапазон позитивных влияний на развивающуюся личность школьников, формирует у детей положительную систему духовно- нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям. Различные формы вовлечения родителей в совместную деятельность нацелены на возрождение традиций семейного воспитания на основе ценностей православной культуры.

5​ Учебно-познавательное.

Цель: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников, раскрытие духовных основ отечественной культуры, воспитание у школьников чувства прекрасного, формирование эстетических вкусов, идеалов.

В нашей работе используется проектно-исследовательская деятельность, как один из путей реализации интегрированного подхода в обучении младших школьников. Главным результатом использования исследовательских заданий является развитие самого ученика за счёт приобретения опыта исследовательской деятельности, за счёт открытия, осмысления, обобщения новых знаний.

Обучающимися приобретается первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности посредством встреч с представителями различных профессий, экскурсий, знакомств с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, посещений конкурсов и фестивалей народного творчества.

Виды и формы занятий:

1​ Беседа

2​ Час размышления

3​ Занятие – открытие

4​ Устный журнал

5​ Дискуссия

6​ Праздник

7​ Театрализация

8​ Фольклорный час

9​ Музыкально-дидактическая игра

10​ Диспуты

11​ Исследование

12​ Заочное путешествие

13​ Экскурсии

14​ Круглый стол

15​ Конференция

16​ Фестиваль

Универсальные учебные действия в структуре интегрированного курса

Формирование универсальных учебных действий осуществляется в контексте усвоения программы интегрированного курса. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте работы на занятиях 3-х кружков. Каждый кружок, в зависимости от предметного содержания, раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках интегрированной работы через разнообразные виды и формы занятий: беседа, час размышления, занятие – открытие, дискуссия, практикум, исследование, театрализация, фестиваль и др.

Формы и методы контроля

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями: социометрия, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, беседы. (Приложение № 2)

Прогнозируемый результат

Программа позволяет повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.

Далее см архив материала
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 1811 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА