Воскресенье, 18:46 
Главная » 2013 » Март » 28 » Учебная программа Проектирование учебного процесса по физике на основе педагогической технологии В.М. Монахова.

Учебная программа Проектирование учебного процесса по физике на основе педагогической технологии В.М. Монахова.

06:49
Учебная программа Проектирование учебного процесса по физике на основе педагогической технологии В.М. Монахова.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щеколдинская основная общеобразовательная школа»

Зубцовского района Тверской области

Проектирование учебного процесса

по физике на основе

педагогической технологии В.М. Монахова.

7 класс


подготовила

учитель физики и математики

МБОУ «Щеколдинская ООШ»

Новикова Ольга Александровна


Учебная программа

Проектирование учебного процесса

по физике на основе

педагогической технологии В.М. Монахова.


Архив материала

Введение.

1.​ Анализ исходной ситуации.

Естественно-математическое образование в системе общего образования, являясь фундаментом научного миропонимания, занимает одно из ведущих мест. Оно обеспечивает знание основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления действительности.

Ни для кого не секрет, что последнее время происходит постепенное уменьшение количества часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла, что привело к снижению качества усвоения учебного материала и качества знаний, умений и навыков учащихся на уровне «применения».

Физика всегда считалась наукой естественной, причём фундаментальной. Она раньше других естественных наук вышла на уровень количественной теории.

Но всё же традиционный процесс обучения физике предусматривает такие виды деятельности, как наблюдение демонстрации, подготовленной учителем, выполнение лабораторных работ, ход которых изложен в учебнике, решение задач из сборников. В результате интерес к предмету у учеников с восьмого класса постепенно падает. Необходимо процесс обучения физике строить не только на восприятии действий по образцу, но и вовлекать учащихся в активную и разнообразную деятельность по овладению теорией и практикой предмета.

1.​  Выявление проблем, противоречий.

Исходя из выше сказанного, первая проблема сразу становится очевидной: с одной стороны сокращение часов на изучение предмета, а с другой стороны учащиеся очень часто выбирают физику для сдачи экзамена.

Исходя из предложенных условий, необходимо учить ребят планировать свою образовательную деятельность, самостоятельно добывать знания.

Учебный материал распределён по двум ступеням обучения: 1 ступень – 7-9 классы; 2 ступень – 10-11 классы. То есть, физику начинают изучать в 7 классе, когда ребятам по 12-13 лет. Психологи считают этот возраст началом длительного и, по мнению многих, одним из самых важных периодов развития человека, периодом, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо).

Считается, что пик интеллектуального развития достигается уже в 12 лет. Но в это период одной из центральных потребностей подростка становится потребность в общении со сверстниками. Из психологических особенностей этого возраста вырастает ещё одна проблема – увлечь, заинтересовать ребят предметом. То есть, с одной стороны у семиклассника интерес к естественно-научным проблемам уступает место проблемам межличностных отношений и поэтому основная задача учителя формировать увлечённость предметом, умело используя методический арсенал и данные диагностической работы, с другой – к моменту начала изучения физики у ребят уже складывается своя, не всегда верная, картина мира. Конечно, проблема снимется, если использовать жизненный опыт учащихся, пробуждая живой интерес к явлениям окружающей среды, но опять же для этого мало материалов учебника.

Учебных программ по физике достаточно (А.Е. Гуревича, С.В. Громова, Н.А. Родиной, Е.М. Гутника и А.В. Пёрышкина, А.В. Касьянова). Авторы этих программ отчётливо понимают, что не реально и нецелесообразно требовать от учащихся воспроизведения по памяти каждого вопроса, обсуждаемого на уроке. Вместе с тем, противоположная тенденция – заниматься при изучении физики только развитием мышления и способностей учащихся без прочной опоры на конкретные знания – также не выдерживают критики. Поэтому создавая модель образовательного процесса необходимо определить место коррекции, где в центре внимания должны находиться, прежде всего основополагающие физические законы, понятия, теории и их типичные применения, которые прочно усваиваются обучающимися.

С увеличением такой нагрузки на ребят, сопровождающейся стремительным развитием мира техники, остро встаёт проблема здоровья, которая должна заботить каждого учителя.

Часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного развития личности – её физическое и духовное здоровье. По данным Всероссийского съезда педиатров, который проходил в Москве, здоровье каждого ребёнка ухудшается по мере обучения в школе минимум в пять раз. К окончанию школы хронические заболевания имеют 80% школьников. Исследования показывают, что традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

1.3. Основная проблема.

Итак, анализируя выявленные проблемы, можно сказать, что для повышения качества знаний и умений необходимо формировать у учащихся следующие ценности:

потребность в получении знаний, учитывая их интересы;

выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач;

планирование своей учебной деятельности;

позитивная самооценка.

Достижению выше указанных результатов способствует использование современных педагогических технологий.

1.​ Гипотеза.

Традиционная педагогика умирает, но внутри неё рождается усилиями учёных и учителей-практиков новая, нацеленная не на абстрактную «гармоническую развитую личность», а на конкретного Петрова и Сидорова. Я считаю, что обучение будет успешным, если каждый урок строить так, чтобы усвоение материала шло с учётом индивидуальных особенностей ученика и на трёх уровнях: репродуктивном, продуктивном и творческом. Для выполнения этих целей использую педтехнологию академика В.М. Монахова, которая чудесным образом сплетает элементы традиционной педагогики, развивающее обучение и удовлетворяет принципам индивидуализации и дифференциации современного образования. Считаю, что данная технология поможет преодолеть выше перечисленные трудности.

1.5. Цель: разработка учебно-методического комплекта для системы уроков физики, используя педтехнологию Монахова, обеспечивающего прочное усвоение знаний учащимися и способствующего их личностному развитию.

1.6. Задачи:

рассмотреть сущностную характеристику данной образовательной технологии;

разработать учебно-методический комплекс системы уроков по теме, основываясь на сущностной характеристике технологии и диагностических данных учащихся класса;

развивать познавательную активность учащихся, прививая интерес к науке;

развивать интеллектуальные, волевые качества, способствовать развитию мыслительных операций учащихся;

разработать систему диагностирования и повторения знаний, ориентированную не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления и самостоятельности;

рассмотреть вопрос об инновационном подходе к контролю и оцениванию деятельности учащихся.

1.7. Планируемый результат.

Качество знаний: 7 класс – до 100 %

8 класс – до 80 %

9 класс – до 100 %.

Готовый учебно-методический комплекс уроков по физике, включающий в себя технологические карты тем и информационные карты уроков, комплект контролирующего материала (тесты, физические диктанты, диагностики, контрольные работы по темам), мониторинг качества знаний по результатам учебной темы, коррекция.

/Учебно-методический комплекс уроков по физике 8 класса был представлен на Всероссийский конкурс «Современный урок» в номинации «Лучшие сценарии уроков по предмету», где был отмечен дипломом 1 степени. Учредители конкурса: центр «Педагогический поиск» и редакция журнала «Современный урок», главный редактор – Лизинский Владимир Михайлович./

Показателями успешности применения технологии можно считать: успеваемость, развитие интереса к предмету (когда ребята самостоятельно берут научную литературу по предмету в библиотеке, кабинете), участие в конкурсах, олимпиадах и спартакиадах по предмету, активное участие во внеклассных мероприятиях.

Формы и методы работы должны располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению физики, развивать интуицию, без которой немыслимо творчество.

Измерители достижения планируемых результатов:

диагностики;

контрольные работы по учебным темам;

итоговая годовая контрольная работа или тестирование;

административные контрольные работы;

экзамен по предмету.

Проектирование учебного процесса

по физике

на основе педагогической технологии

В.М. Монахова.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педтехнологию В.М. Монахова можно представить системой аксиом:

Аксиомы 1 группы (включения):

- аксиома востребованности педтехнологии в российском образовательном пространстве;

- аксиома адекватности педтехнологии системе учитель, то есть её готовности к профессиональному тиражированию;

- аксиома универсальности педтехнологии по отношению к предметным системам.

Аксиомы 2 группы (моделирование учебного процесса):

- аксиома параметризации процесса или его инфрамодели

1-й параметр представляет информацию о цели и направленности учебно-воспитательного процесса в виде системы микроцелей - «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ».

2-й параметр доставляет управленческую информацию о факте достижения или не достижения микроцели - «ДИАГНОСТИКА».

3-й параметр формирует содержательную и количественную информацию об объёме, характере, особенностях самостоятельной деятельности учащихся, достаточную для гарантированного успешного прохождения диагностики - «ДОЗИРОВАНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ».

4-й параметр – это информация о переводе методического замысла учителя в целостную и логически наглядную модель учебного процесса - «ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА».

5-й параметр предоставляет информацию о педагогическом браке - «КОРРЕКЦИЯ».

- аксиома целостности и цикличности модели учебного процесса (основной объект – учебная тема с минимальным объёмом 6-8 часов и с максимальным 22-24 урока);

- аксиома технологизации информационной модели учебного процесса (создание технологической карты темы с пятью параметрами и информационных карт уроков, число которых соответствует числу уроков в данной теме).

Овеществлением педагогической технологии на начальном этапе является дидактический модуль – проект учебного процесса по отдельной теме курса.

Далее переходим к составлению технологической карты темы.

Технологическая карта - условное изображение технологии процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств – проект будущего учебного процесса.

Первым этапом её разработки является диагностика обучаемости, возможностей и способностей учащихся. Обучаемость – восприимчивость к обучению. Различают следующие уровни дифференциации учебной деятельности:

общекультурный (понимание основных, ведущих идей курса, умение применять теоретические знания в практической ситуации);

прикладной (глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках темы, курса);

творческий (умение решать проблемы в рамках темы, курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программ действий).

Способности учащихся определяем с помощью специальных тестов, результаты которых заносим в таблицу (смотри приложение – таблица 1). Процесс обучения нельзя отделить от овладения и развития способностей учащихся. В помощь развитию мыслительных операций я создаю «Банк развивающих заданий по физике», который включает в себя:

1​ Теоретическую часть (определение мыслительных операций, характеристики продуктивности, памятки по их тренировке);

2​ Диагностическую часть, необходимую для определения, в заданиях какого типа нуждается ученик (тесты, методики, упражнения);

3​ Практическая часть: упражнения на развитие восприятия, внимания, мнемических способностей (памяти), мышления;

4​ Приложение. Включает в себя раздаточный материал.

Формирование этого банка позволяет реализовать мне следующие образовательные задачи:

освоение необходимого объёма содержания курса физики;

формирование умений использования полученной информации;

развитие креативности, творческого потенциала при самостоятельном составлении задач

(развитие интереса к предмету);

передача опыта построения системы межличностных отношений.

Итак, выявив реальный умственный потенциал, выделяем преимущественные интересы и формулируемый задачи, ориентируясь на них.

В технологической карте целостно и ёмко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: целеполагание, диагностика, дозированное домашнее задание, логическая структура и коррекция. Рассмотрим данные разделы подробнее.

Целеполагание – система микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых она должна быть достигнута.

Следующий раздел – диагностика. При проектировании первостепенное значение приобретает диагностика. Во-первых, как уже говорилось выше, разработку темы необходимо начинать именно с неё. Во-вторых, диагностика является завершающим этапом технологической цепочки по решению задач. Диагностика направлена на выявление результатов воздействия на учеников и оценку эффективности применения средств и методов обучения. Задачи диагностики: обеспечить реализацию личностноориентированного подхода; определить условия для эффективного саморазвития личности ребёнка и и оценить деятельность своей работы.

Количество диагностик в данной учебной теме совпадает с количеством микроцелей. В технологической карте указаны темы задач, а в приложении к ней конкретные задачи (это удобно, так как содержание задач можно в последствии менять). Каждая диагностика состоит из четырёх заданий. Содержание диагностики должно точно подчиняться микроцели. Задания составлены таким образом, чтобы проверить не только, насколько реализованы учебные задачи темы, но и развивающие и воспитательные задачи. А это означает, что наряду с заданиями по проверке основных знаний и умений (№1-№3) включены творческие задания, задания, требующие применения изученного материала в практических, жизненных ситуациях, умение доказывать правильность или ошибочность теоретических положений или практических действий, оценив, дать нравственную оценку деятельности человека. По завершению контроля необходимо определить, какие задачи реализованы успешно, а какие – неудовлетворительно. Результаты лабораторных работ, диагностик по теме и контрольных работ заносятся в таблицу «Мониторинг качества знаний по теме ...». На основании этих результатов я провожу коррекцию, а именно: при изучении следующей темы включаю в повторение те задания, по которым у учеников наибольшие затруднения или продлеваю время использования карточек с алгоритмами решения задач по теме, вызвавшей затруднения.

Логическая структура – наглядная модель учебного процесса. Структура представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы (модули) по числу микроцелей.

И последний раздел – дозированное домашнее задание – таблицы разноуровневых домашних заданий и упражнений для самостоятельной деятельности учащихся. Дозированное домашнее задание по теме «Работа и мощность».

Следующий этап моей деятельности проектирование информационных карт уроков (их количество обозначено в логической структуре учебного процесса).

По теме проект учебного процесса состоит из технологической карты и набора информационных карт урока.

Информационная карта урока.

В ходе изучения каждой учебной темы пополняется накопительная папка ученика (банк данных), в которую входят краткие конспекты по теме, тексты самостоятельных работ и диагностик. Туда же вкладываются все работы ученика по теме. Эта папка помогает ученику эффективно и продуктивно подготовиться к итоговому контролю по теме.

Каждую письменную работу необходимо оценить. Поэтому встаёт вопрос о необходимости применения инновационных подходов не только к контролю, но и к оцениванию знаний и умений обучающихся. Поиск новых способов стимулирования учебного труда обучающихся определяет иные подходы к оценке их деятельности. Для выявления уровня сформированности системы качества знаний у учащихся необходимы специально ориентированные поуровневые проверочные работы, которые должны точно соответствовать цели проверки; выявлять знания и типичные ошибки школьников. Тексты проверочных работ следует составлять исходя из того, что качество знаний характеризуется совокупностью относительно устойчивых свойств: прочности и системности. Кроме того, каждый ребёнок индивидуален, имеет свои способности, склонности и интересы. Требовать от всех учащихся усвоения программных знаний на одном уровне бесцельно и негуманно. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и в соответствии с ними осуществлять дифференцированную оценку знаний.

Все проверочные работы составляются на трёх уровнях.

1​ Репродуктивный. Это значит: понял, запомнил, воспроизвёл.

2​ Конструктивный. Это значит: понял, запомнил, воспроизвёл, применил знания по образцу и в изменённой ситуации.

3​ Творческий. Это означает: овладел знаниями на конструктивном уровне и научился переносить их в новые условия.

Исходя из выше сказанного, все работы состоят из четырёх заданий. Первое и второе задания предполагают прямое воспроизведение изученного материала, что позволяет говорить о сформированности у учащихся системы качеств знаний на репродуктивном уровне. Третье задание соответствует конструктивному уровню. При выполнении четвёртого последнего задания, творческого уровня, ребята должны самостоятельно найти выход из нестандартной ситуации.

Главное при составлении таких заданий – это правильный подбор задач, заданий по теме данного модуля, темы, чтобы они подходили к одному и тому же содержанию.

Перечисленные особенности проверочных работ требуют некоторой корректировки выставления отметок. При верном выполнении всех заданий выставляется отметка «5». Если ученик успешно справился с первыми тремя заданиями, а к выполнению четвёртого не притупил или допустил ошибку в решении, выставляется оценка «4». За безошибочное выполнение первых двух заданий, даже при наличии ошибок в решениях третьего и четвёртого заданий или при отсутствии этих заданий выставляется оценка «3». Школьникам, которые допускают ошибки при выполнении первых двух заданий работы и не получили отметку «3», даётся возможность после повторной подготовки решить ещё раз аналогичные задания проверочной работы. При таком подходе ученики более ответственно относятся к теоретической подготовке, и она становится более целенаправленной. Те ученики, которые хотят улучшить результат, могут выполнить повторную работу чуть выше по уровню к предыдущей. Информация о проведённых контрольных работах сводится в таблицу «Мониторинг качества знаний по физике». Такая информация помогает выявить затруднения учащихся, предупредить пробелы в знаниях и умениях, мотивированно осуществлять дифференцированный подход. Для ребят информация доступна, в любой момент они могут посмотреть результаты своих работ текущего модуля.

Организуя учебный процесс, нужно ставить перед собой двойную цель:

добиваться безусловного достижения всеми учащимися уровня обязательной подготовки;

создавать условия для усвоения материала на более высоких уровнях, направляя весь учебный процесс на зону ближайшего развития ученика.

Для реализации этих целей необходим тщательный отбор содержания учебного материала, обязательного для усвоения всеми учащимися. Этот отбор осуществляется на основе работы с учебными программами и государственными стандартами образования.

Далее см. архив

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 2459 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 4.7/42
Всего комментариев: 1
1 Лисица   (27.04.2013 19:02)
Ольга Александровна! Замечательная и нужная работа! Молодец!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА