Суббота, 19:37 
Главная » 2013 » Март » 28 » Технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности средствами русского языка

Технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности средствами русского языка

06:25
Технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности средствами русского языка

«Технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности средствами русского языка»

Учитель начальных классов

Юрасова Светлана Ивановна МБОУ Погребская СОШ

д. Погребы Брасовского района Брянской области


Каждый человек заинтересован в качестве предоставляемых услуг. Поэтому, школа, как и весь её коллектив, заинтересован в том, чтобы это качество было как можно выше. На мой взгляд, для повышения уровня образования воспитанников необходимо менять традиционные пути и начинать искать новые пути реализации своих идей. Любой человек, дворник или плотник; космонавт или инженер испытывают удовлетворения, от той работы, которую они выполняют, т.к. видят результат своей деятельности. Учителям это сложно, потому что они работают с детьми, а дети все разные, живут в разных социальных условиях, имеют разное развитие, разное воспитание и т.д.

Но это не снимает с нас ответственности о воспитании гармоничной личности, которая способна освоить в современных условиях инструментарий позволяющий быть полезным в данных условиях.

Чтобы всего этого достичь, необходимо опираться на четыре составляющих развития ребенка:

Духовная составляющая.

Биологическая составляющая.

Экологическая составляющая ребёнка.

Учитель – технолог.

Цель: Создание условий для реализации и развития каждой из составляющих учебного успеха ученика.

Теоретическое обоснование опыта

При рождении ребёнок имеет определенный генотип, полученный от родителей. Генотип очень сильно влияет на все составляющие, следовательно, для развития в школе ученика, необходимо это учитывать. Какие же ресурсы его развития можно использовать для его развития:

Психофизиологические процессы (внимание, память, модальность, доминирование полушарий.)

Объём и качество знаний.

Предметные и общеучебные навыки.

Мотивационно – потребностную сферу.

Если взять данные ресурсы и представить их в виде точек в пространстве и данные точки соединить, то можно получить геометрическую фигуру, которая будет иметь площадь и изображать возможность ученика в данный момент времени. Так вот задача учителя заключатся в том, чтобы эта площадь была как можно больше. Чем больше площадь этой фигуры, тем успешней ученик.

Теперь рассмотрим данные ресурсы более подробно:

1​ Психофизиологические процессы:

Внимание.

Память.

Модальность.

Доминирование полушарий мозга.

2. Объём и качество знаний: Обученность ( объем и глубина знаний по предмету.)

3. Предметные и общеучебные навыки :

Информационные навыки.

Организационные навыки.

Комунникативные ОУУН.

Мыслительные ОУУН.

4. Мотивационно – потребностная сфера - мотивация.

Следовательно все выше указанные ресурсы способствуют развитию всех составляющих учебного успеха ученика и обеспечивают развития такого явления как обучаемость, т.е. повышает уровень учебно- познавательных возможностей воспитанника.

Обучаемость проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

Как уже было выше сказано, данная технология способствует формированию самостоятельности в учебной деятельности ученика. Следовательно, он способен к самообразованию, к самореализации в учебном процессе. Каким образом это можно осуществить во время учебной деятельности.

Во-первых, необходимо изучить психофизиологические процессы с помощью конкретных заданий и наблюдений.

Пример: ассимметрия полушарий головного мозга. С помощью обычного задания можно определить ведущее полушарие, если ученик выбирает конкретные признаки, то он левополушарный, если образы, то правополушарный.

Также в течение уроков можно определить модальность, уровни развития памяти, внимание.

Таким же образом с помощью заданий, которые тесно связаны с предметом определяется в дальнейшем развитие информационных, коммуникативных, организационных и мыслительных ОУУН.

Пример: Определение мыслительных ОУУН с помощью вопросов направленных на анализ, синтез, сравнение, установление причинно- следственных связей и выводов.

1)  Выписать …

2)  Что общего …

3)  Сравнить …. Выделить сходства и различия и т.д.

Таким образом, с помощью конкретных заданий, мы сможем сначала определить уровень развития обучаемости ученика, а в дальнейшем исходя из данных появляется возможность расширять площадь самостоятельности ученика.

Критерии, результативность.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся возможно построение матрицы (Таблица 1) с помощью, которой в дальнейшем можно будет подбирать задания (Таблица 2), которые будут расширять те или иные параметры обучаемости. Соответственно, результатом будет самостоятельность учащихся в учебной деятельности, где учитель будет выступать координатором, а не ретранслятором.

Матрица параметров учебного успеха учеников 2 класса

(характеристика его индивидуального стиля учебной деятельности)

Таблица 1.

Фамилия, имя

Обученность

Обучаемость

Внимание

Память

Модальность

Полушарие

Коммуникативные

ОУУН

Организационные

ОУУН

Мыслительные

ОУУН

Уровень мотивации

Объем

Распределение

Концентрация

Устойчивость

Словесно-логич.

Наглядно-образн.

Эмоциональная

Монологич.

Акт. слушан.

Диалог

Работа в группах

Анализ

Синтез

Сравнение

Логика

Вывод

Костя И.










ауд

лево





II

ур.






базовый





*

*






*







3

3

*

*



*

*

*

*

*


*

*

*

*

*

*


Настя К.










кин

лево

*


*


III

ур.



*



биосоциальный

4

4

*

*

*

*





*


*

*

*


*

*







*

*

*











Ксюша Л.

5

5

*

*

*

*

*

*

*

виз


*

*

*

*

IV

ур.

*

*

*

*

*

социальный






































Олег Т.










ауд

лево





II

ур.






базовый



*



*




*


*

*



*

*

*

3

3


*

*


*

*

*


*



*

*




Картотека учебных приемов индивидуальной работы по русскому языку

Таблица 2.

Параметры учебного успеха ученика, уровень которых недостаточный или критический

Виды и формы заданий, способствующие развитию недостаточно сформированного навыка

Внимание

№ 14 – Найти лишнее слово в группе слов

№ 13 – Восстановить подписи к «немой» схеме

№ 10 – Тест

№ 8 – Записать предложение, ставя выделенное слово в нужную форму

Наглядно-образная память

№2 – Чтение значения слова в толковом словаре

№3 – Вставить в слова пропущенные буквы

№ 13 – Восстановить подписи к «немой» схеме

Словесно-логическая память

№ 6 – Рассказ по плану

№ 12 – Вставить пропущенные слова

Эмоциональная память

№ 13 – Восстановить подписи к «немой» схеме

Монологическая речь

№ 4 – Составить и записать предложения с данными словами

№ 6 – Рассказ по плану

№ 12 – Вставить пропущенные слова

№ 13 – Восстановить подписи к «немой» схеме

Активное слушание

№ 10 – Тест

Работа в группах

№ 14 – Найти лишнее слово в группе слов

Навык организации рабочего места

№ 7 – Запись слов в два (три) столбика

Анализ

№ 1 – Записать предложение по выбору, выделяя орфограммы

№ 9 – Выполнить синтаксический разбор предложения

№ 14 – Найти лишнее слово в группе слов

№ 5 – Определить род, число, падеж прилагательного и существительного (спряжение глагола)

Синтез

№ 4 – Составить и записать предложение с данными словами

Сравнение

№2 – Чтение значения слова в толковом словаре

№ 7 – Запись слов в два (три) столбика

Логика

№3 – Вставить в слова пропущенные буквы

№ 8 – Записать предложение, ставя выделенное слово в нужную форму

№ 11 – Придумать и записать пять имен существительных, определить число и род

№ 12 – Вставить пропущенные слова

№ 15 – Подбери слова (предложения) к схеме

Вывод

№ 7 – Запись слов в два (три) столбика

№ 14 – Найти лишнее слово в группе слов

Индивидуальные программы развития индивидуального стиля учебной деятельности по русскому языку

Индивидуальная программа развития ОУУН (уровень которых недостаточный)

ученика 2 класса И. Константина

Параметры учебного успеха ученика, уровень которых недостаточный

Виды и формы заданий, способствующие развитию недостаточно сформированного навыка

Внимание

№ 8 – Записать предложение, ставя выделенное слово в нужную форму

№ 10 - Тест

Наглядно образная память

№ 2 – Чтение значения слова в толковом словаре

№ 3 – Вставить в слова пропущенные буквы

№ 13 – Восстановить подписи к «немой» схеме

Словесно-логическая память

№ 6 – Рассказ по плану

Эмоциональная память

№ 13 – Восстановить подписи к «немой» схеме

Монологическая речь

№ 4 – Составить и записать предложения с данными словами

№ 6 – Рассказ по плану

№ 12 – Вставить пропущенные слова

Активное слушание

№ 10 - Тест

Работа в группах

№ 14 – Найти лишнее слово в группе слов

Навык организации рабочего места

№ 7 – Запись слов в два (три) столбика

Анализ

№ 1 – Записать предложение по выбору, выделяя орфограммы

№ 9 – Выполнить синтаксический разбор предложения

№ 14 – Найти лишнее слово в группе слов

Синтез

№ 4 – Составить и записать предложение с данными словами

Сравнение

№2 – Чтение значения слова в толковом словаре

№ 7 – Запись слов в два (три) столбика

Логика

№ 3 – Вставить в слова пропущенные буквы

№ 8 – Записать предложение, ставя выделенное слово в нужную форму

№ 12 – Вставить пропущенные слова

Вывод

№ 7 – Запись слов в два (три) столбика

№ 14 – Найти лишнее слово в группе слов

Индивидуальная программа развития ОУУН (уровень которых недостаточный)

ученика 2 класса Т. Олега

Параметры учебного успеха ученика, уровень которых недостаточный

Виды и формы заданий, способствующие развитию недостаточно сформированного навыка

Внимание

№ 8 – Записать предложение, ставя выделенное слово в нужную форму

№ 10 – Тест

№ 14 – Найти лишнее слово в группе слов

Наглядно образная память

№ 2 – Чтение значения слова в толковом словаре

№ 3 – Вставить в слова пропущенные буквы

№ 13 – Восстановить подписи к «немой» схеме

Словесно-логическая память

№ 6 – Рассказ по плану

Эмоциональная память

№ 13 – Восстановить подписи к «немой» схеме

Активное слушание

№ 10 - Тест

Навык организации рабочего места

№ 7 – Запись слов в два (три) столбика

Анализ

№ 1 – Записать предложение по выбору, выделяя орфограммы

№ 9 – Выполнить синтаксический разбор предложения

№ 14 – Найти лишнее слово в группе слов

№ 5 – Определить число имени существительного (прилаг., глагола)

Синтез

№ 4 – Составить и записать предложение с данными словами

Сравнение

№2 – Чтение значения слова в толковом словаре

№ 7 – Запись слов в два (три) столбика

Индивидуальная программа развития ОУУН (уровень которых недостаточный)

ученицы 2 класса К. Анастасии

Параметры учебного успеха ученика, уровень которых недостаточный

Виды и формы заданий, способствующие развитию недостаточно сформированного навыка

Наглядно образная память

№ 2 – Чтение значения слова в толковом словаре

№ 3 – Вставить в слова пропущенные буквы

№ 13 – Восстановить подписи к «немой» схеме

Словесно-логическая память

№ 6 – Рассказ по плану

№ 12 – Вставить пропущенные слова

Эмоциональная память

№ 13 – Восстановить подписи к «немой» схеме

Анализ

№ 1 – Записать предложение по выбору, выделяя орфограммы

№ 9 – Выполнить синтаксический разбор предложения

№ 14 – Найти лишнее слово в группе слов

№ 5 – Определить число имени существительного (прилаг., глагола)

Примеры заданий по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Карточка №1

Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Выпиши одно предложение. Подчеркни орфограммы

Мы с папой были в л..су. Под большой с..сной мы видели н..ру лисы. В густом ельнике я нашёл гр..бы.

Карточка № 2

Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Найти значение выделенного слова в толковом словаре.

Поздняя осень. Гр..чи улетели,

Лес обнажился, п..ля опустели.

Только не сжата п..лоска одна.

Грустную думу наводит она.

Карточка № 3

Прочитайте слова, вставляя пропущенные безударные гласные. Подберите проверочные слова. Запишите слова после проверочных

Гл..за, н..ра, ст..на, сл..ны, ш..ры, гр..бы, п..ля, м..ря, к..за, з..ма.

Карточка № 4

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Гр..чи, ш..ры, г..ра, ч..сло, п..ро, гн..здо, в..лна, ст..лы, с..стра, л..сты, м..чи, др..зды, п..тно.

Карточка № 5

Списать слова, подчеркнуть безударные гласные. Определить число данных слов.

Столы, шар, лиса, грибы, мячи, морковь, стена, ряды, ряд, сестра, сёстры, змеи.

Карточка № 6

Рассказать о том, как правильно написать слово с безударной гласной

Чтобы правильно написать слово с безударной гласной, нужно …

Карточка № 7

Запиши в первый столбик проверочные слова, а во второй проверяемые

Перо, перья; гнёзда, гнездо; мячи, мяч; листы, лист; шар, шары; дом, дома; страна, страны; зима, зимы; реки, река; сосна, сосны.

Карточка № 8

Поставить слова, которые стоят в скобках, в нужной форме. Запишите предложения.

На (река) весело и шумно. Ребята играют на (вода). Они бросают друг другу мячи. На (берегу) малыши строят дома из песка.

Найдите слова с безударными гласными, которые нужно проверять, подчеркните их

Карточка № 9

Прочитай. Раздели текст на предложения. Запиши текст, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные безударные гласные

На п..лях потемнел снег посинел на р..ке лёд скоро придёт в..сна в с..ды прилетят скворцы

Карточка № 10

Тест (написать «да» или «нет»)

1​ Чтобы правильно написать слово с безударным гласным, нужно подобрать такое слово, чтобы безударный стал ударным.

2​ Чтобы правильно написать слово с безударным согласным, нужно изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.

3​ Слово «глаза» пишется с буквой «а».

4​ Слово «сады» пишется с буквой «а».

5​ В слове может быть только один гласный звук.

6​ В слове может быть только один ударный звук.

Карточка № 11

Подбери и запиши три слова с безударным гласным

Карточка № 12

Вставить пропущенные слова

Чтобы правильно написать слово с безударным гласным, нужно подобрать такое слово, чтобы ________________ стал ______________.

Карточка № 13

Восстановить подписи к «немой» схеме

Главные члены предложения

_________________ _________________

вопросы вопросы

________ _________

________ _________

Подбери предложение, чтобы был безударный гласный в слове

Карточка № 14

Найди лишнее слово в каждой группе и составить с ним предложение.

Грозы, стены, поле, лиса.

Шкафы, след, нож, шарф.

Подбери к «лишним» словам проверочные

Карточка № 15

Вставьте в клеточки пропущенные буквы, справа напишите проверочные слова и соедините стрелками проверочное слово и проверяемое

д


ж

д

и

п

л


д

ы

в


д

а

з

в


з

д

а

с

н


г

а

в


с

н

а

Перспективы данного опыта работы

1. Данный опыт работы, на мой взгляд, необходимо внедрять с начальной школы, когда в течение 4 лет данные по каждому ученику будут вноситься в матрицу.

2. Преемственность между ступенями образования в школе.

3. Творческий коллектив школы, который работает на единую цель.

4. Выпускник способный к самореализации в современных условиях.

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 2007 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА