Вторник, 23:59 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Март » 3 » Стой! Внимание! Иди!

Стой! Внимание! Иди!

14:03
Стой! Внимание! Иди!
Стой! Внимание! Иди!

Автор: Журавлева Лариса Юрьевнав
МБОУ лицей № 2 Бугульминского
 муниципального района 
Республики Татарстан

Архив материала


Занятие по безопасности поведения на дороге в 1 классе.

Пояснительная записка
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться одной из самых болезненных для всей России. В подавляющем большинстве случаев жертвами ДТП становятся юные пешеходы в возрасте от 7 до 14 лет. Причины трагедий удручающе нелепы: незнание правил дорожного движения, невнимательность, неадекватная оценка своих возможностей. Поэтому приобретать навыки безопасного участия в дорожном движении наши дети должны как можно раньше.
Занятие по ПДД «Стой! Внимание! Иди!» разработано с целью повышения детской безопасности в условиях интенсивного дорожного движения для учащихся 1 класса. При выборе формы проведения занятия, а также методов и приемов я руководствовалась Программой «Безопасность дорожного движения в Республике Татарстан на 2001 – 2010г.» – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2003г., возрастными особенностями учащихся, принципом опережающего обучения.
В содержание занятия включены активные формы обучения: ролевая игра «Регулировщик и пешеходы», моделирование движения пешеходов на перекрестке, практикум-КВН, презентация созданных детьми дорожных знаков, эстафета за партами, которые развивают у детей способность анализировать дорожные ситуации и принимать в них самостоятельные решения.

Цели:
1.    Расширять общие знания по безопасному поведению учащихся на дороге.
2.    Формировать культуру участника дорожного движения, развивать стремление к самостоятельному овладению знаниями, умениями и навыками, позволяющими безопасно передвигаться в условиях дорожного движения.
3.    Воспитывать осознанное отношение к вопросам личной безопасности.

Оборудование:
1.    Таблица «Виды перекрестков».
2.    Дорожные знаки.
3.    Макет перекрестка (из бумаги) на полу класса.
4.    Жезл регулировщика, свисток.
5.    «Черный» ящик, медицинская аптечка.
6.    Разрезные картинки машин.
7.    Запись звуков города.

Ход урока:
I.    Вводное слово.
(Звуки улицы: грохот проезжающего транспорта, гудки, сирена «скорой помощи», визг тормозов.)
Учитель:
- Сегодня улицы города полны машин. Все люди, и большие и маленькие, как только выйдут из дома на улицу, сразу становятся пешеходами. Машины и люди живут в мире: то машины пропускают людей, то люди ждут, пока проедут машины. Потому что и те, и другие подчиняются строгим законам.
- Как называются эти законы? (Правила дорожного движения.) Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.

II. Актуализация знаний учащихся.
В класс входит мальчик-иностранец по имени Майкл.
Майкл. Hello! Я есть Майкл. Я большой путешественник. Только сегодня я вошел в ваш город. Кстати, это Москоу?
Дети. No.
Майкл. Кэзан?
Дети. No.
Майкл. Бугульма?
Дети. Yes!
Майкл. Сюда-то мне и надо. Я хочу посмотреть ваши достопримечательности, походить по улицам, пройти по дорогам.
Учитель. Майкл, чтобы безопасно ходить по улицам города, надо кое-что помнить.
Майкл. Что именно?
Учитель. Правила дорожного движения. Вот, например, скажи Майкл, можно ли играть на проезжей части?
Майкл. Смотря во что. В шахматы нельзя.
Учитель. Почему?
Майкл. Машины мне все фигуры посбивают. А вот в мячик можно. Еще как!
Учитель. А вы, ребята, согласны с Майклом?
Дети. Нет.
Ученики рассказывают о правилах дорожного движения.
1.    Если ты спешишь в пути                                                
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Там, где надпись: «Пешеход».                                      
2.    На светофоре красный свет,
Опасен путь, дороги нет,
А если желтый свет горит,
Он «приготовься» говорит.                                        
Зеленый вспыхнул впереди –
Свободен путь, переходи.
3.    И проспекты, и бульвары,
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.                                                
4.    Тут шалить, мешать народу запрещается,
Быть примерным пешеходом разрешается.
5.    Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
6.    Ехать зайцем, как известно, запрещается,
Уступить старушке место разрешается.
7.    Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди.
Через шумный перекресток                                        
Осторожно проходи.                   
Все. Это должен каждый знать обязательно на пять.
Майкл. Я понял, это очень полезные советы, я буду их соблюдать. Спасибо, ребята, за добрую информацию. Good-bye!
Все. Good-bye!

  III. Определение темы, целей.
Учитель:
- Многое надо узнать Майклу, да и нам всем многому научиться. Сформулируйте  тему нашего занятия. (Сегодня мы научимся ориентироваться в дорожных ситуациях.) Для чего это необходимо?
 
 IV. Формирование новых понятий и способов действий.
Учитель:
- Дороги бывают разные: широкие и узкие, тихие и шумные. Часто дороги пересекаются. Как называется пересечение дорог? (Перекресток.)
а) Беседа о видах перекрестков:
- Какие виды перекрестков знаете?        
Какой перекресток называют регулируемым? Нерегулируемым?
- Какого вида перекресток в нашем классе (макет на полу)?
- Сколько светофоров устанавливают на перекрестке? (4)
- Покажите, на какой светофор надо смотреть, переходя дорогу? (Учитель вызывает четырех учеников на перекресток, который изображен на полу в классе. Каждый из них выбирает свой путь и указывает нужный светофор.)
- Кто на перекрестке может заменить светофор? (Регулировщик.)
- К нам пришел инспектор дорожного движения. Он поможет нам познакомиться с работой регулировщика. Попрошу внести «черный» ящик.
б) Знакомство с жезлом:
- Отгадайте, что находится в ящике?
Загадка. Чудо-палочка, она
               Всем знакома, всем видна,
               Всем заметна, а под вечер
               Изнутри освещена. (Жезл.)
- Кто внимательный, кто знает, сколько черных полосок на жезле? (Одна.)
Вот он, настоящий жезл регулировщика. (Показ.)
в) Знакомство с сигналами регулировщика:
Инспектор:
- Представьте узкий коридор на первом этаже нашей школы. (Инспектор встает в центр перекрестка.)
•    Если я вытяну руки в стороны, вы пройдете? (Нет.) Даже если я буду стоять к вам лицом или спиной, вы приостановитесь. Отгадайте этот сигнал. (Это красный сигнал светофора.)
•    Если я встану боком? ( Пройдем со стороны груди или спины регулировщика.) Какой это сигнал? (Это зеленый сигнал.) Если правую руку вытяну вперед – где можно пройти? (Только за спиной регулировщика.)
•    Для того чтобы привлечь внимание участников дорожного движения, регулировщик поднимает жезл вверх и использует свисток. Какому сигналу соответствует этот жест регулировщика? (Желтому.)
 








г) Проверка усвоения сигналов регулировщика:
- Повторим значение сигналов: «зеленый» - топаем, «желтый» - хлопаем, «красный» - сидим тихо.
 д) Игра «Регулировщик и пешеходы» (Регулировщик показывает сигналы, а пешеходы на перекрестке выполняют их.):
Инспектор:
- Молодцы, ребята! Вы поняли, как работает регулировщик. Продолжайте изучать правила дорожного движения. А мне пора – следить за порядком на дорогах. До новых встреч!
 
V. Практикум.
Учитель:
- Начинаем игру «КВН» на знание правил поведения на дороге. Представляю команды участников: «Красные», «Желтые», «Зеленые».
1 задание – «Ремонтная мастерская».
- Что обозначает этот знак? («Ремонтная мастерская» или «Техническое обслуживание автомобилей».) Мы на время становимся работниками этой мастерской. Случилась поломка машин, их владельцы обратились к вам за помощью. Отремонтируйте машины. (Из разрезных картинок дети собирают модели машин.)
- Какие машины вы отремонтировали? («Красные» - автобус. «Желтые» - пожарную машину. «Зеленые» - грузовик.)
- «Красные», расскажите правила пользования автобусом.
- Что может случиться с пассажиром в переполненном автобусе?
- «Желтые», назовите специальный транспорт.
- Что необходимо знать о специальном транспорте?
- «Зеленые», для чего предназначены грузовые автомашины?
Если грузовик слишком велик, то к кузову присоединяют прицеп. Чем опасны автомашины с прицепами?
Машины «отремонтированы» - можно ехать!
2 задание – «Дорожная физкультминутка».
- Объявляю физкультминутку, во время которой советую следить за знаками. Желаю счастливого пути! (Учитель показывает дорожные знаки, а дети по кругу имитируют движение автомобилей.)
•    Круговое движение;
•    Опасные повороты;
•    Обгон транспорта запрещен;
•    Ограничение скорости;
•    Ограничение снято;
•    Движение без остановки запрещено.     
- Приехали! Вспомним, какие знаки встретились вам в пути? Что они обозначают?
3 задание – «Транспорт будущего».
- Предлагаю вам нарисовать транспорт будущего и рассказать о нем.
Возможные варианты:
А. Сверхскоростной автобус с крыльями – автобуслет. Он может и ехать, и лететь.
Б. Мягкий трамвай на воздушной подушке. Если и столкнется с каким-либо другим транспортом, то никто не пострадает. Ехать в таком трамвае – одно удовольствие.
В. Автотарелка из сверхпрочного металла – транспорт для зимних дорог: скользко – на шасси надеваются специальные галоши, много снега – шасси убираются и тарелка скользит по снегу, как на ледянках.
4 задание – «Скорая помощь».
Загадка. Если вдруг беда случится,
               Кто на помощь нам примчится? («Скорая помощь».)
Скорая помощь первой приедет на место происшествия. Она не заставит себя ждать. А мы должны умело оказать первую доврачебную помощь. Выберите задание и покажите, как вы справитесь с ним:
                                                                         
•    Как остановить кровотечение
     из носа?     •    Что делать при порезе пальца?    •    Как извлечь занозу из кожи?
5 задание – «Любимый знак».
- Назовите ваш любимый знак. (Любимым может быть любой знак: «Пешеходный переход», «Дети», «Велосипедная дорожка», «Место отдыха»
и т.д.) Почему?
- Назовите самый «вкусный» знак. Почему? (Можно полакомиться различными блюдами.)
(Здесь возможен конкурс-домашнее задание, когда команды представляют блюдо, посвященное правилам дорожного движения.)
Примерные названия:
•    Бутерброды «Пешеходный переход»;
•    Напиток «Сладкая встреча с инспектором дорожного движения»;
•    Фруктовый салат «Авария»;
•    Торт «На перекрестке»;
•    Десерт «Светофор из мармелада»;
•    Варенье «Выезд на набережную».
(Подсчет баллов. Награждение победителей.)

VI. Презентация знаков.
Учитель:
- Насчитывается примерно 250 дорожных знаков, с некоторыми вы уже знакомы. Расскажите о знаках, которых, к сожалению, нет на наших дорогах, но знать их необходимо. (Дети показывают созданные знаки и рассказывают о них.)
- Ребята, представьте свои знаки. (Примерные знаки, придуманные детьми.)
•    Играть на дороге запрещено!                                                
•    Опасно переходить дорогу вдвоем под руку или держась за руки.
•    При переходе дороги крепко держите за руку маленьких детей.
•    Не отвлекайся на дороге!
•    Не отвлекайся за рулем!
•    Не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом!
•    Осторожно! Открытый люк.                                                  
•    Пустынная дорога.                                                                              
•    Автомашина с прицепом опасна.                  
•    Не садись за руль автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.
•    Не бросай мусор на дорогу!
•    Не бросай спички на АЗС!
•    Наркотики и лекарственные препараты угрожают безопасности движения.
Учитель:
- Ребята, я тоже нарисовала знак для пешеходов, таких как вы. Но прежде, чем я его покажу, расскажу историю. Слушайте.
«К остановке подошел трамвай.
- Не прыгнешь!
- Прыгну!
- Струсишь!
- Это я-то струшу? Вот ты струсишь!
- Давай вместе прыгнем и уедем в парк!
Так разговаривали между собой ученики второго класса Леша и Костя.
- Только смотри, пусть все усядутся. А то заметят и сразу сцапают.
Трамвай тронулся. Ребята ухватились обеими руками за выступы вагона и повисли. Мимо них с визгом проносились другие трамваи.
Трамвай круто стал поворачивать налево. Леша увидел на остановке большую группу людей.
- Прыгай! – Крикнул он Косте.
Костя прыгнул, его больно ударило по ноге, он потерял сознание. Очнулся он в больнице.
Четыре месяца пролежал Костя в больнице. Он остался без ноги. В школу он пришел на костылях. И всем было его жалко. Больше всех жалел его Леша. Ведь это он предложил Косте покататься на трамвае. Из-за него друг остался калекой». (Показ знака.)                                                  
Подобных знаков не бывает.
А жаль! Их часто не хватает.

VII. Заключительное слово.
Учитель:
- Для тех пешеходов, которые все-таки остались невнимательными и для таких же невнимательных водителей заведены специальные милицейские машины. В них сидят работники ГИБДД. Машина едет, сотрудники ГИБДД видят, что кто-то забыл, как надо вести себя на дороге, останавливают и предупреждают: «Помните, что несоблюдение правил дорожного движения угрожает Вашей жизни». (Звучит строгий мужской голос в записи.)

VIII. Итог – игра «Эстафета».
Учитель:
- Какие правила поведения на дороге вы запомнили? (Дети по очереди передают друг другу жезл и  называют по одному правилу.) Эти правила надо не только знать, но и выполнять. Тот, кто твердо знает и точно выполняет их, может не опасаться самой быстрой машины.

IX. Домашнее задание.
Учитель:
- Чему вы можете научить младших ребят, которые посещают детский сад?
- Составьте и напишите «Памятку юным пешеходам». Ее мы подарим младшим друзьям из детского сада.

Литература:
1. Концепция повышения безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (на период с 2001 по 2010г.) – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2003г.
2. Программа «Безопасность дорожного движения в Республике Татарстан на 2001 – 2010г.» – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2003г.
3. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», - М., 2006г.
4. Правила дорожного движения для детей. Сост. Н. Терентьева, Е. Позина, - М., ООО «Стрекоза», 2010г.
5. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге. Сост. Р.Ш. Ахмадиева, С.А. Бикчантаева, М.Х. Валиев, Е.Е. Воронина и др. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009г.

Категория: Всероссийский интернет-конкурс ПДД "Дорожная азбука" | Просмотров: 1580 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА