Понедельник, 23:44 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Март » 27 » Социально-личностная готовность детей к школе как основа успешного обучения

Социально-личностная готовность детей к школе как основа успешного обучения

19:12
Социально-личностная готовность детей к школе как основа успешного обучения

Социально-личностная готовность детей к школе как основа успешного обучения

Лаврентьева
Светлана Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МБОУ
« Мелеховская СОШ №1»
Ковровского района
Владимирской области


Архив материала


Пояснительная записка.

В нормативно-правовых документах, обозначивших новые цели и задачи в дошкольном и начальном общем образовании, подчеркивается особая роль социально-личностного развития детей, как основного условия формирования социальной позиции, опыта социально-общественных отношений. Решение задач, обеспечивающих развитие у детей социально-личностных качеств на ступенях дошкольного и начального образования, является продуктивным при условии непрерывности и преемственности данного процесса.

В ФГТ одним из основных направлений является социализация, обеспечивающая достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

ФГОС подчеркивает, что начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.

Социально- личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

Важен целостный подход к решению задач социально-личностного развития в контексте преемственности между дошкольным и начальным образованием. В настоящее время выделяют следующие особенности социальной ситуации развития современных российских старших дошкольников: сокращается время, используемое для традиционных игр (сюжетно-ролевые, с правилами, развивающие); традиционные игры замещаются компьютерными играми и просмотром телепередач, родители стремятся начать систематическое обучение ребенка как можно раньше; наблюдается уподобление обучения дошкольников обучению младших школьников. По мнению Н. И. Гуткиной, эти особенности проживания дошкольного детства приводят к изменению общего уровня психологической готовности к школе у детей, поступающих в первый класс, несмотря на умение читать, писать и считать, большинство детей личностно не готовы к школе. Приведенные данные можно справедливо отнести и к ситуации, которая сложилась в образовательных учреждениях нашего региона.

Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь?

Возникла необходимость в составлении программы предшкольной подготовки, в основе которой положено активное взаимодействие учителя, воспитателя детского сада, родителей. Данная программа должна способствовать профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь за счет своевременной диагностики и объективной оценки положительных и отрицательных факторов влияния на ребенка, учета психологической готовности ребенка к школе, уровня сформированности мотивационной и коммуникативной сферы, состояния здоровья на момент поступления в школу.

Это попытка, с одной стороны, помочь дошкольникам (и педагогам!) преодолеть все еще существующий во многих случаях барьер между двумя ступенями образования, а с другой стороны организовать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников в период предшкольного образования.

Программа предшкольной подготовки состоит из 3-х блоков, которые реализуются параллельно в течение одного учебного года. Мероприятия проводятся на базе образовательного учреждения МБОУ «Мелеховская СОШ№1 ,МБДОУ детский сад № 2 «Росинка», МБДОУ детский сад № 15 «Теремок» п. Мелехово Ковровского района.

Цель: создание педагогических и социально- психологических условий для формирования социально-личностной готовности к обучению в школе, в период предшкольного образования.

Задачи:

1.Проанализировать уровень социально-личностной готовности детей к обучению в школе и уровень адаптации.

2. Определить факторы, способствующие формированию социально - личностной готовности дошкольников к обучению в школе и на их основе разработать структуру программы по предшкольному образованию.

3. Разработать содержание всех блоков программы, на основе конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги ДОУ и школы, дети, родители).

4. Разработать систему мониторинга, позволяющую оценить эффективность реализации программы.

Технология.

На начальном этапе работы по проблеме опыта проводилась диагностика исходного уровня развития социально-личностной готовности к школе, первоклассников. Использовалась «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7лет к школьному обучению», разработанная Н.И. Гуткиной . Эта методика позволила выявить уровень развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер первоклассников. Из полученных результатов видно что, уровень подготовки детей находится на одном уровне на протяжении четырех лет с 2008-20011 годы. Недостаточно сформирована внутренняя мотивация к обучению, произвольное владение речью, умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, информированность. ( Приложение 1.1)

Выявлен уровень заинтересованности родителей в предшкольной подготовке. Ясно видна необходимость повышения уровня социально-личностной готовности к школе.

См далее архив


Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 1858 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА