Четверг, 21:18 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Июль » 22 » Системы счисления. Урок обобщения и системаизации знаний для учащихся 10 класса профильного уровня изучения информатики и ИКТ

Системы счисления. Урок обобщения и системаизации знаний для учащихся 10 класса профильного уровня изучения информатики и ИКТ

17:07
Системы счисления. Урок обобщения и системаизации знаний для учащихся 10 класса профильного уровня изучения информатики и ИКТ
Ссылка для скачивания методической разработки урока: http://yadi.sk/d/E-eD1VuA75DxJ

Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления», в том числе с использованием нестандартных и творческих заданий.
Задачи урока: образовательные:
• выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме «Системы счисления»;
• продолжение формирования навыков по переводу чисел из одной системы счисления в другую;
• продолжение формирования навыков по выполнению арифметических операций в различных системах счисления;
• стимулирование интереса к изучаемой теме через решение нестандартных задач;
развивающие:
• развитие познавательного интереса, логического мышления и внимания учащихся;
• развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
• развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
воспитательные:
• повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
• формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
• воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу;
• воспитание чувства коллективизма, умения работать в группе, уважительного отношения к мнению другого, достойного восприятия критики в свой адрес;
• создать условия для реальной самооценки учащихся;
• формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, интеркативный; индивидуальная работа – блиц-опрос, разгадывание кроссворда, решение задач; групповая работа (работа в команде), работа на компьютере – решение творческих задач; игровые технологии – игра «Брейн-ринг»; здоровьесберегющие технологии – физкультминутки.
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения теоретического материала по теме «Системы счисления».
Требования к знаниям учащихся: Учащиеся должны знать:
• понятия «система счисления», «позиционная система счисления», «алфавит системы счисления», «основание системы счисления», «базис позиционной системы счисления»;
• классификацию систем счисления;
• правила перевода из одной системы счисления в другую;
• правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления.
Учащиеся должны уметь:
• переводить числа из одной системы счисления в другую;
• выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления;
• выполнять вычисления в позиционных системах счисления с использованием программы «Калькулятор».
Система оценивания знаний учащихся: рейтинговая.
Оценка «5» выставляется, если в ходе урока ученик набирает суммарно 25 – 29 баллов;
оценка «4» — 19 – 24 балла;
оценка «3» — 12 – 18 баллов;
оценка «2» — менее 12 баллов.
Возраст учащихся: 10 класс (профильный уровень изучения информатики и ИКТ).
Общее время: 80 минут (2 урока по 40 минут – спаренный урок).
Место проведения урока: кабинет информатики.
Оснащение урока: программа презентаций Microsoft PowerPoint, программа Microsoft Excel, компьютеры с установленной на них программой Microsoft PowerPoint, компьютерная презентация «Системы счисления. Урок обобщения и систематизации знаний», компьютерная презентация «Брейн-ринг», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, экран, колонки, дидактический раздаточный материал, электронная таблица подсчета результатов, алфавит русского языка, жетоны.

ПЛАН УРОКА

1. Оргмомент – 1 мин.
2. Вводное слово – 2 мин.
3. Систематизация и актуализация теоретических знаний – 15 мин.
4. Физкультминутка – 2 мин.
5. Решение задач – 20 мин.
6. Игра «Брейн-ринг» – 25 мин.
7. Физкультминутка – 2 мин.
8. Рефлексия – 6 мин.
9. Заключение – 5 мин.
10. Задание на дом – 2 мин.

Подготовительный этап

Учащиеся делятся на несколько команд по 3-4 человека. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название, связанное с изучаемой темой. Команда должна подготовить табличку на свой рабочий стол (на табличке нужно указать название команды и ее эмблему). Капитан команды подает учителю список членов его команды.
Один из учащихся (по усмотрению учителя) выбирается помощником учителя. Помощник учителя заполняет электронную таблицу подсчета результатов, сообщает набранное командой количество баллов, сумму баллов по итогам выполнения командами всех заданий и название победившей команды. При выполнении индивидуальных заданий помощник учителя раздает жетоны правильно ответившим ученикам и подводит итоги индивидуального первенства на основе расчетов в электронной таблице.
Учитель должен заранее подготовить листы бумаги с указанным на них вариантом для выполнения индивидуальных заданий учащимися.
Учитель заранее загружает на компьютеры учащихся презентацию «Брейн-ринг». Каждый компьютер, за которым будут работать ученики должен быть оснащен колонками. В презентации «Брейн-ринг» на каждом компьютере, где работают ученики, учитель должен настроить для управляющей кнопки «Звук» - установить различные звуки для обозначения ответившей команды. Учащиеся рассаживаются в классе за круглым столом по командам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие учащихся, беседа с дежурным. Отметка отсутствующих на уроке учащихся.

2. Вводное слово. Постановка целей урока и мотивация. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данный теме. Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. Сегодня на уроке вам предстоит также оценить свои знания, насколько они полны и достаточны. Подготовиться к изучению дальнейших тем. Сейчас вы видите план в соответствии, с которым нам предстоит сегодня работать.

3. Систематизация и актуализация теоретических знаний.
Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Все задания данного этапа урока выполняются каждым учащимся индивидуально. За правильный ответ помощник учителя дает ученику жетон. Каждый правильный ответ оценивается 1-м баллом.
Задание 1. Блиц-опрос.
Задание 2. Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия».
Задание 3. Римская головоломка.


4. Физкультминутка. Сейчас необходимо расслабиться, успокоится, снять напряжение. Оптимальным средством для этого являются разгрузочные упражнения.
Упражнение 1. Глубоко вздохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Задержите дыхание на 2-3 с. и старайтесь не расслабляться. Быстро выдохните, широко открыв глаза, и не стесняйтесь выдохнуть громко. Повторите 5 раз.
Упражнение 2. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глазные яблоки в крайнее левое положение, затем медленно с напряжением переведите глаза вправо (не следует щуриться, напряжение глазных мышц не должно быть чрезмерным). Повторите 10 раз.

5. Решение задач. На данном этапе урока учащиеся выполняют задания индивидуально, не используя при этом компьютер.
Помощник учителя раздает заранее подготовленные листы бумаги. Каждый выполняет вариант задания, указанный на розданном учителем листе. Порядковый номер задания соответствует номеру варианта. Уровень сложности заданий учащиеся выбирают сами.
Работа сдаются помощнику учителя. Работы проверяются (на перемене между спаренными уроками) и оценивается учителем.
Задание 4. Перевод чисел.
Задание 5. Арифметика.


6. Игра «Брейн-ринг».

Учащиеся по командам занимают места за компьютерами. На каждом компьютере должна быть загружена презентация «Брейн-ринг».
Правила игры: команды игроков одновременно отвечают вопросы, причем правильно ответившая первой команда лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает баллы. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые баллы делятся между этими командами. Ответ можно давать только после звукового сигнала, который подает команда, нажав на управляющую кнопку «Звук» в презентации. Выкрики с места не засчитываются. Для выполнения расчетов можно использовать программу «Инженерный калькулятор». Задание А оценивается 2-мя баллами, задание В – 4 –мя баллами, неполный ответ – 1-м баллом. Полученные командой баллы помощник учителя заносит в электронную таблицу подсчета результатов.
Задание 6. Рождение цветка.
Задание 7. Изречение.
Задание 8. Числовой лабиринт.


7. Физкультминутка. Ребята, вы немного устали. Давайте расслабимся, и выполним следующие упражнения:
Упражнение первое: сжимать и разжимать кулаки. Повторить 4- 5 раз.
Упражнение второе: вращать кистями рук в одну и другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Упражнение третье: перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Задание 9. Рисуем по точкам.
Задание 10. Таблица чисел.


8. Рефлексия. Вопросы для рефлексии:
1. Каковы твои результаты?
2. Какие задания понравились больше всего?
3. Какие задания вызвали трудности, как ты справился?
4. Над чем ещё надо поработать?
5. Готов ли ты к контрольной работе?
6. Определи в процентах степень своей готовности к контрольной работе.
7. Своей работой на уроке я:
• доволен;
• не совсем доволен;
• я не доволен, потому что ...

9. Заключение. Помощник учителя объявляет сумму баллов, набранную каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды.

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

10. Задание на дом.
1. Повторите правила перевода чисел из одной системы счисления в другую, а также правила выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления - § 2.8; 2.9 (Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович. — М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2011. — 387 с.: ил.)
2. Решите задачи (см. слайд)
3. Творческие задания:
• Придумайте свой вариант рисунка на координатной плоскости и составьте для него таблицу координат, представленных в различных системах счисления.
• Закодируйте любое крылатое выражение, используя представление номеров букв русского алфавита в различных системах счисления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафиуллина О. Н. Практическое изучение методики внеклассной работы по информатике. // Информатика и образование. 2007. №5
2. Гусева И. Ю. Информатика. Раздаточный материал тренировочных тестов / И. Ю. Гусева. — СПб.: Тригон, 2011
3. ЕГЭ-2013. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С. С. Крылов, Т. Е. Чуркина. — М.: Издательство «национальное образование», 2013.
4. ЕГЭ-2013: Информатика: самое полное издание типовых вариантов заданий / авторы-составители Д. М. Ушаков, А. П. Якушкин. — М.: Астрель, 2013.
5. Евич Л. Н., Лисица С. Ю. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2013 / Под. ред. Ф. Ф. Лысенко, Л. Н. Евич — Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
6. Евич Л. Н., Кулабухов С. Ю. информатика и ИКТ. 10-11 класс. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий урони. / Под. ред. Ф. Ф. Лысенко, Л. Н. Евич. — Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
7. Зорина Е. М. ЕГЭ 2013: информатика: сборник заданий / Е. М. Зорина, М. В. Зорин. — М.: Эксмо, 2012.
8. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
9. Крылова С. С., Лещинер В. Р., Якушкин П. А. Единый Государственный Экзамен 2013. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Под редакцией В. Р. Лещинера / ФИПИ – М.: «Интеллект-Центр», 2012.
10. Репетиторы Кирилла и Мефодия 2010. Информатика. - «Кирилл и Мефодий», 2010.
11. Самсонова Ю. В. Индивидуально ориентированное обучение на уроках информатики. // Информатика и образование. 2008. № 7.
12. Сафронов И. К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
13. Степанова Р. А. Итоговый урок по теме «Системы счисления». // Информатика и образование. 2005. № 3.
14. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ. Практикум. — М.:БИНОМ, 2011.
15. Харламова Ю. В. Системы счисления в школьном курсе информатике. // Информатика и образование. 2004. № 2,3.
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 1154 | Добавил: tatiana8385 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА