Пятница, 23:38 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Апрель » 22 » Серия уроков. Русский язык 10 класс

Серия уроков. Русский язык 10 класс

17:32
Серия уроков. Русский язык 10 класс

Русский язык. 10 класс.

Преподаватель русского языка и литературы

БОУ ОО СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса»

Кириленко Елена Александровна


Архив материала

(в архиве содержится серия уроков "Русский язык - 10 класс")

Урок 1. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий в русской орфографической системе. Виды и типы орфограмм.

I. Словарная работа.

Аббревиатура (итал.) - слово, образованное из начальных букв или звуков слов, входящих в исходное словосочетание, например, РЛО ЕЭС (Российское Акционерное Общество Единая Энергетическая Система).

Абзац (нем.) - 1) отступ вправо у начальной строки текста (красная строка); 2)отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой.

Алгоритм (от лат. algorithmi ) - совокупность операций, выполняемых в строго установленном порядке, для решения задач определенного типа.

II. Самостоятельная работа.

Оформите высказывание русского лингвиста академика Л.В. Щербы как прямую речь:

Писать грамотно требует социальная порядочность. (Л.В. Щерба)

III. Лекция учителя.

1. Что такое орфография?

2. В чем заключается морфологический принцип русской орфографии?

3. Отступление от морфологического принципа: фонетические и традиционные написания, дифференцирующие написания.

4. История русской орфографии.

Слово «орфография» произошло от греческого orthos - прямой, правильный + grafo - пишу. Итак, орфография - это правописание. Орфография - это система правил:

1) о написании слов и их значимых частей;

2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов;

3) об употреблении прописных и строчных букв;

4) о переносе слов с одной строки на другую.

В основе русской орфографии лежит морфологический принцип. Суть морфологического принципа заключается в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме единое написание, несмотря на различие в произношении. Рассмотрим предложенную таблицу.

Единство написания

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Подпись

Дом

Домовый

В земле

Подписать

Домашний

Домовой

В доме

Собраны

Сказать

Вершина

В родном

Собирать

Сказка

Величина

В далеком

Если вы внимательно изучите таблицу, вы увидите общее между правилами, в ней представленными. Здесь отражен принцип графически единообразного написания морфем.

Отступлениями от морфологического принципа русской орфографии являются фонетические, дифференцирующие и традиционные написания.

Фонетические написания - это написания слов в соответствии с их произношением.

Важнейшие фонетические написания:

1) написания приставок на -3 (-С): безбрежный - бесплановый;

2) написание приставки РАЗ- (РАС-) - РОЗ- (РОС-): разыскать - розыск; расписать - роспись;

3) написание Ы вместо начального И после приставок на твердый согласный: подыскать, безыдейный.

Дифференцирующие написания - это разные написания, служащие для различения на письме омонимов. Поджог (имя существительное) - поджег (прошедшее время глагола). Сравните слова: бал - балл; кампания – компания.

Традиционные написания - написания, которые являются наследием прошлого и не могут быть обоснованы ни морфологически, ни фонетически. Сюда относятся:

1) написание буквы И после твердых шипящих Ж и Ш (жить, шить), которое объясняется тем, что в ДРЯ звуки [ж] и [ш] были мягкими и написание ЖИ и ШИ соответствовало произношению;

2) написание мягкого знака после шипящих во 2 л. ед. ч. глаголов (читаешь), в наречиях (настежь, вскачь), что объясняется наличием когда-то конечного гласного, впоследствии редуцированного;

3) написание окончания Р.п. ед.ч. прилагательных -ОГО, произносящегося со звуком [в] на месте буквы Г (большого, доброго);

4) написание безударных гласных в таких словах, как КОРОВА, СОБАКА, не поддерживаемое современным литературным произношением.

Русская орфография имеет более чем двухсотлетнюю историю. После реформы русской графики, проведенной в 1708 г. указом Петра I о введении гражданского шрифта, вопросы правописания стали связываться с общими вопросами о путях развития русского литературного языка и к середине XVIII века приобрели общественное значение.

Первым, кто стал специально ими заниматься, был В.К.Тредиаковский, провозгласивший в своем трактате «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой и всем, что принадлежит к сей материи» (1748 г.) необходимость фонетического принципа в русском правописании как наиболее отвечающего интересам масс. Но это предложение противоречило уже сложившейся системе русского письма и поэтому не имело успеха.

Вопросы правописания нашли свое отражение в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова (1755 г.). Предложенные им орфографические нормы, построенные на сочетании фонетического
принципа с морфологическим, не были утверждены и не получили силы закона.

Утверждение норм правописания на морфологической основе связано с выходом в свет «Российской грамматики» Академии наук (1802, 1803,1819 гг.) и «Словаря Академии Российской» (1789-1794 гг.).

Орфографические нормы того времени не отличались устойчивостью, и на протяжении почти всего XIX века отмечался значительный орфографический разнобой и в официальных документах, и в произведениях писателей.

Реформа правописания 1917-1918 гг. значительно упростила наше письмо, но не затронула многих частных вопросов орфографии, служивших источником разнобоя в практике письма. С середины 30-х годов XX века стала проводиться работа по составлению полного свода правил орфографии и пунктуации с целью упорядочить и унифицировать наше правописание. Результатом длительной работы явились «Правила русской орфографии и пунктуации», действующие по настоящее время. Но задача полного устранения разнобоя в письме и возможного его упрощения не получила еще своего решения.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение № 59.

2. Синтаксический разбор предложения.

В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по- разному, то мы перестанем понимать друг друта. (Л.В.Щерба)

3. Диктант с последующим заданием по орфографии.

Люди пишут, а время стирает,

Все стирает, что может стереть

Но скажи, - если слух умирает,

Разве должен звук умереть? (С.Я. Маршак)


Остальные уроки содержатся в архиве

Задание: сформулировать основное правило русской орфографии; указать в тексте диктанта такие написания, которые представляют собой отступления от основного принципа русской орфографии; объяснить их.

V. Домашнее задание: по плану лекции и по тексту учебника (§ 13) восстановить лекцию, дополнив таблицу своими примерами.

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 4117 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Аня   (22.04.2013 18:37)
84% взято из учебного пособия для учителяН.В. Сиденко «русский язык. 10 класс. Поурочныепланы».-Волоград,

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА