Суббота, 18:51 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2014 » Июнь » 5 » Программа внеурочной деятельности в начальной школе Музыкальный театр "Калейдоскоп".

Программа внеурочной деятельности в начальной школе Музыкальный театр "Калейдоскоп".

09:14
Программа внеурочной деятельности в начальной школе Музыкальный театр "Калейдоскоп".

Раздел I. Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности создана на материале:
- Закона об образовании;
- письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- сборника № 6. Образовательные программы дополнительного образования детей. - М.: Просвещение, 2010;
- А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009;
- Устава МКОУ ПСОШ;
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего и дополнительного образования.
Программа рассчитана на 2 года реализации, из расчёта 1 час в неделю и предназначена для внеурочной деятельности (общекультурное направление развития) учащихся 1-2 (3) класса.
Данная программа успешно прошла апробацию в МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа» в 2013 – 2014 учебном году.

Дети должны жить в мире красоты
и фантазии, сказки, музыки, творчества.
В.А.Сухомлинский
Актуальность программы
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является музыкальный театр.

Место программы внеурочной деятельности
музыкальный театр «Калейдоскоп» в системе школьного образования
Музыкальный театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время музыкальное театральное искусство
• способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
• пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
• активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы.
Основные принципы программы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Цель и задачи программы
Цель: воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Задачи 1 года реализации программы:
1. формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
2. пополнять словарный запас, образный строй речи;
3. развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
4. развивать воображение, выразительность речи.
Задачи 2 года реализации программы:
1. совершенствовать полученные умения и навыки;
2. формировать способность строить диалог друг с другом;
3. развивать художественное и ассоциативное мышление;
4. формировать нравственные качества, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
5. развивать коммуникативную культуру детей.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Сроки реализации программы
Данная программа предназначена для реализации в 1-3 классе. Срок реализации программы 2 года. В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа рассчитана на 33 часа в год (включая каникулы) для 1 класса, 34 часа в год для 2 класса. Периодичность занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия в 1 классе составляет 30-35 минут, во 2-3 классе- 40 минут.

Межпредметные связи
Программа внеурочной деятельности музыкальный театр «Калейдоскоп» ориентирована на приобщение школьников к музыкальному театральному искусству, предполагая самое тесное взаимодействие с уроками чтения, изобразительного искусства, трудового обучения, музыки.

Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
• игра
• беседа
• иллюстрирование
• изучение основ сценического мастерства
• изучение основ вокального искусства
• мастерская образа
• мастерская костюма, декораций
• инсценирование прочитанного произведения
• постановка спектакля
• работа в малых группах
• актёрский тренинг
• экскурсия
• выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
В коллектив принимаются дети независимо от их музыкальных данных. Данная программа направлена на развитие артикуляции, музыкальных и артистических способностей. Певческое интонирование – цель и средство создания вокально-сценического образа. Работа над вокальными партиями включает в себя работу над чистотой интонирования, мягкостью звучания, над высокой певческой позицией, четкой дикцией, над верностью ритмического рисунка, выразительностью исполнения. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Методы, формы и технологии обучения
Музыкальный театр «Калейдоскоп» представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке музыкального спектакля, как творческого продукта большого коллектива маленьких актёров. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля. Ведущим методом работы здесь выступает так называемый метод «игры в сказку», где художественный материал «проживается» ребёнком посредством его погружения в характер образа, введения проблемных ситуаций, а также широкого использования условных материалов (бутафория, реквизит).
Обучение осуществляется с учётом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребёнка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. На занятиях широко используются методы развивающего обучения, с помощью которых педагог решает стоящую перед ним учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.
Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования, что ведёт к возникновению у детей чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.
Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает». Метод создания креативного поля выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.
Формы обучения:
- фронтальная; - парная; - индивидуальная.
Технологии обучения:
- игровая; - личностно-ориентированная.

Ожидаемые результаты (1 год обучения)
личностные предметные метапредметные
 развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
 приобретение новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре
 формирование навыков зрительской культуры
 развитие художественного вкуса
 расширение общего кругозора
 пополнение словарного запаса
 умение переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот изучение доступных элементов условности в музыкально-сценической деятельности:
 элементарный разбор музыки
 разучивание вокальных партий
 приобретение умения перевода содержания музыкального языка на мимику, жестикуляцию, пластику поведения
 приобретение навыка работы в паре, группе
 овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками

Ожидаемые результаты (2 год обучения)
личностные предметные метапредметные
 приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу
 умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.  освоение авторского музыкально-сценического рисунка действующих лиц
 умение с помощью слов, мимики и жестов выражать благодарность, сочувствие, обращаются за помощью
 умение выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов
 через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом  Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
 Участие в коллективном обсуждении

Формы и виды контроля.
Для полноценной реализации программы используются разные виды контроля:
 текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий;
 промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы, проводимые в школе;
 итоговый – спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

Критерии и система оценки творческой работы
На занятиях данного кружка отметок предлагаем не ставить. Ребенок должен включиться в процесс творческого переживания и воплощения, а задача учителя - с уважением и пониманием отнестись к его творческой деятельности.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворенности, легкости и положительно-эмоционального настроя.
За время работы по данному курсу необходимо поощрять желание учащихся принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Изучение каждого раздела может заканчиваться отчетным выступлением, концертом, инсценировкой литературных произведений к различным праздникам.
В процессе проведения занятий в театральной студии учитель с учащимися оформляет выставки рисунков, фотографий, принимают участие в школьном телевидении.

Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов занятий младших школьников в музыкальном театре «Калейдоскоп»:
- выступления перед зрителями в начальной школе;
- участие в конкурсах, фестивалях различного уровня;
- участие в постановке спектакля.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников музыкального театра, их родителей, а также зрителей.

Раздел II. Структура курса.
Учебно-тематический план
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
№ Наименование разделов Число часов Формы контроля
Всего Теория Практика
1 год обучения
1. Вместе весело играть 2 рисунок
2. Веселая гимнастика 4 ритмопластика
3. Волшебной музыки страна 10 мини-сценки
4. Как звучат слова 6 декламация стихов
5. С песенкой по лесенке 10 роли и диалоги
6. Показ спектакля 1 выставка фотографий «Наше творчество»
Всего 33
2 год обучения
1. Азбука театра 2 терминология
2. Музыкальный театр 7 мини-сценки
3. В гостях у сказки 7 инсценирование эпизодов
4. Элементы музыкальной грамоты 5 музыкальные игры
5. Работа над спектаклем 12 роли и диалоги
6. Показ спектакля 1 выставка фотографий «Наше творчество»
Всего 34

Раздел III. Содержание тем учебного курса
1 год обучения
РАЗДЕЛ 1. Вместе весело играть (2 часа)
Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения. Познакомить детей друг с другом, формировать умения действовать в коллективе.
РАЗДЕЛ 2. Веселая гимнастика (4 часа)
Практические занятия, театрализованные игры. Игры-упражнения; музыкально-ритмические упражнения. Спонтанный танец. Элементы релаксации. Упражнения на развитие речевого аппарата.
РАЗДЕЛ 3. Волшебной музыки страна (10 часов)
Слушание музыки. Рисование (цветопись). Музыкально-дидактические игры.
Пение вокальное и хоровое.
РАЗДЕЛ 4. Как звучат слова (6 часов)
Основы актерского мастерства. Голос и речь человека. Жест, мимика, движение. Творческое взаимодействие с партнером.
РАЗДЕЛ 5. С песенкой по лесенке (10 часов)
Работа с песенным репертуаром; упражнения на развитие певческого дыхания и голоса. Музыкальные игры. Голосо-речевой тренинг. Участие в подготовке и проведении праздников, выступление в концертных программах. Постановка музыкальной сказки.
РАЗДЕЛ 6. Показ спектакля (1 час)
Концертная программа, мини-сценки, мини-спектакли для начальной школы.

2 год обучения
РАЗДЕЛ 1. Азбука театра (2 часа)
Тематические беседы. Сюжетно-ролевые игры. Составление афиши. Игровой тренинг на развитие внимания, памяти, воображения.
РАЗДЕЛ 2. Музыкальный театр (7 часов)
Просмотр фото-, видеоматериала. Инсценирование, подготовка концертных номеров. Работа над репертуаром. Участие в постановке спектакля.
РАЗДЕЛ 3. В гостях у сказки (7 часов)
Просмотр фрагментов видеофильмов. Чтение, анализ сказок; инсценирование отдельных эпизодов. Упражнение на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата.
РАЗДЕЛ 4. Элементы музыкальной грамоты (5 часов)
Музыкально-ритмические упражнения. Хореографическая импровизация.
РАЗДЕЛ 5. Работа над спектаклем (12 часов)
Декламация скороговорок, стихов, пантомима, разыгрывание воображаемых ситуаций, прослушивание музыкальных произведений, конкурс чтецов. Сюжетно-ролевые игры. Репетиции отдельных сцен, сводные репетиции.
РАЗДЕЛ 6. Показ спектакля (1 час)
Концертная программа, мини-сценки, мини-спектакли для начальной школы.

Основные понятия
Искусство, Музыка, Живопись, Театр, Артист, Концерт, Выступление, Реквизит, Апплодисменты, Спектакль, Этюд, Партнер, Премьера, Сцена, Занавес, Дублёр, Декорации, Драма, Комедия, Трагедия, Афиша, Овация, «Бис», «Браво», Софит.

Раздел IV. Предполагаемые результаты программы
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми музыкальной грамоты и сценического искусства (три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия).
Для 1 года обучения:
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка.
Для 2 года обучения:
Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Итогом второго уровня можно считать умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

Требования к уровню подготовки учащихся
Характеристика основных результатов первого уровня и второго уровня
знать:
• о театре как виде искусства, особенностях театра; уметь разбираться в театральных терминах; о сценической культуре;
• понятия: сцена, кулисы, артист, актер, режиссер, репетиция, сценическая площадка ансамбль, ария, вокал, дирижер, импровизация, партитура, партия, ритм, динамика, длительность, темп; знать средства музыкальной выразительности.
• элементы музыкальной грамоты
уметь:
• действовать в коллективе;
• управлять интонацией своего голоса;
• действовать в вымышленных обстоятельствах;
• проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;
• отзываться на знаки дирижера;
• петь хором в унисон;
• импровизировать на заданную тему.

Развивать общеучебные умения и личностные качества:
• умение воспринимать конструктивную критику;
• способность к адекватной самооценке;
• умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
• трудолюбие, упорство в достижении цели;
• эмпатия, взаимопомощь.

Раздел V. Учебно-методическое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА
1.«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844
2. Устав МОУ ПСОШ

3. Сборник № 6. Образовательные программы дополнительного образования детей. - М.: Просвещение, 2010 .
4.Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2010.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов- М.: Просвещение, 2010.

Литература для учителя:
1. Журнал «Вестник образования России» № 7/2006 г.
2. Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева идр. Детский музыкальный театр. Программы
3. разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.
4. Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
5. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998
6. В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1992
7. Л. Дмитриева. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1987
8. А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
9. Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http:// mon. gov. ru
http:// standart. edu. ru
http://www.proshkolu.ru/golink/tehnologi.su/dir/32
http://school-collection.edu.ru/
http://children.kulichki.net/
http://www.music.edusite.ru/

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ
1. компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
2. магнитофон;
3. синтезатор;
4. проектор;
5. материальная база для создания костюмов и декораций.
6. учебный кабинет;
7. учебные столы;
8. доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов);
9. экран.

Категория: Всероссийский профессиональный конкурс педагогов "Образовательные инновации - 2013" | Просмотров: 3319 | Добавил: Iris | Теги: музыка, Творчество, Внеурочная деятельность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА