Воскресенье, 23:29 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Апрель » 28 » Программа интегрированного курса внеурочной деятельности «Развивайка» (6-7 лет)

Программа  интегрированного курса внеурочной деятельности  «Развивайка»  (6-7 лет)

11:58
Программа интегрированного курса внеурочной деятельности «Развивайка» (6-7 лет)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 г. Томска

 

Программа

интегрированного курса внеурочной деятельности

«Развивайка»

(6-7 лет)
(1 час в неделю, всего 34 часа, на один год)

Авторы: М.М.Бычкова,
учитель начальных классов,

учитель-логопед

Г.М. Карташова,

учитель начальных классов,

учитель-логопед

Томск - 2013

Архив материала

(в архиве содержатся программа и планирование)

Пояснительная записка

С каждым годом катастрофически снижается процент рождения здоровых детей. Большую часть этого контингента составляют дети, имеющие речевые проблемы. Мировая статистика свидетельствует о том, что число речевых расстройств увеличивается из года в год. Общей особенностью детей с тяжёлыми речевыми расстройствами является стойкое системное недоразвитие речи, которое часто определяет неготовность этих детей к обучению в условиях массовой школы. У многих детей с тяжёлыми нарушениями речи выявляются различные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук. Психолого-педагогическое обследование детей с тяжёлыми нарушениями речи выявляет у многих из них характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью.

Данная программа является итогом многолетней работы над проблемой сохранения здоровья и повышения уровня успешности детей с нарушениями речи в образовательном процессе. С 2000 года в нашей школе обучаются коррекционные классы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вида). Накопленный опыт был обобщён и представлен на областной конкурс (2012 год – диплом Гран-при), а на основе опробированных технологий составлена данная программа.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и внеучебной деятельности позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Актуальность данной программы в том, что мы сумели гармонично соединить прогрессивные методики развития и формирования высших психических функций с уникальными здоровьесберегающими методами и приёмами.

Одним из эффективных методов является массаж биологически активных точек. Доказано, что на стопе и ладонях расположено множество биологически активных точек, воздействие на которые приводит к определенным реакциям организма. Каждый орган или участок тела имеет свою проекцию - зону или точку на кистях и стопах. Специальная техника массажа рефлексогенных зон стоп и кистей способствует гармонизации работы всего человеческого организма. Основная цель – помочь организму работать так, как он должен работать. Массаж стоп и кистей рук выполняет два основных условия натурального лечебного метода:

• воздействие в целом на тело, дух и психику;

• активизация внутренних сил организма, которые действуют универсально против всех болезней.

Здоровое развитие ребенка в целом является приоритетным направлением для формирования общеучебных умений и навыков, которое в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать. Беглость чтения влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребенок читает, тем легче воспринимает прочитанное. Полноценный навык чтения – это база для орфографически грамотного письма, дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации и даже способ общения. Поэтому в программе большое место отводится формированию функционального базиса навыка чтения и письма на основе использования здоровьесберегающих технологий.

Нормативно-правовая база. Программа курса внеурочной деятельности «Развивайка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования», на основе авторских программ С.Н.Костроминой, Л.М.Козыревой, Коноваленко.

Возрастные особенности. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Детям данного возраста свойственна неустойчивость внимания, низкий объём памяти, что может стать причиной трудностей при обучении письму и чтению.

Цель занятий по программе курса - развитие и формирование предпосылок к успешному освоению грамотой с использованием здоровьесберегающих технологий.

Программа «Развивайка» даёт возможность ребёнку познакомиться с особенностями родного языка, овладеть навыками осознанного чтения для достижения успехов в личной и общественной жизни, а применение здоровьесберегающих методик позволяет сохранить здоровье и достичь оптимальных результатов каждому ребёнку.

Эта цель реализуется через задачи образования и воспитания, такие как:

- формирование у детей УУД (деятельности наблюдения, умения удерживать внимание, умение построить речевое высказывание);

- расширение кругозора детей углубленным изучением отдельных тем и творческих заданий;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Требования к уровню образования обучающихся, полученных в результате реализации программы

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности являются: приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию

Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности является сформированность у детей следующих универсальных учебных действий:

Коммуникативные

Ребёнок научится:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности являются

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Программа курса рассчитана на 1 год - 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

Наряду с традиционными занятиями используются их нетрадиционные формы: драматизация, интеллектуальные игры, тестирование, викторины. Для решения задач, поставленных программой, используются следующие методы обучения: словесность, наглядность, проблемная ситуация, игровая деятельность. Все занятия проводятся в режиме моторной свободы (смена динамических поз с использованием конторок) и включают в свою структуру массаж биологически-активных точек на руках (Су Джок) и стопах ног (рефлексомассажёр), кинезиологические упражнения, пальчиковые игры, система универсальных символов профессора В.Ф.Базарного (приложение).

Аудиовизуальные средства: картотека презентаций, тренажёр СУС профессора В.Ф.Базарного;

Средства мультимедиа: «Игры для тигры» (Л.Р.Лизунова), «Мир звуков» Г.В.Чиркиной, «Суперпамять», «Супервнимание», «Скорочтение» (фирма «Зелёный остров» www.gi.ru

Тренажёры: Су Джок для рук, рефлексор для стоп ног, мячи и кольца массажные

Таблицы «Чтобы думать быстрее» Н.Коноваленко, графические схемы –алгоритмы для развития связной речи, картинный материал

Критерии оценки эффективности реализации программы

Критерием оценки эффективности реализации программы служит входящая и итоговая диагностика по методике Н.Корнева (приложение). Входящая диагностика помогает выявить стартовый уровень развития ребёнка, а итоговая - отследить положительную динамику в развитии и определить готовность к овладению грамотой.

Содержание интегрированного курса внеурочной деятельности

В содержание образовательной программы закладываются новые процессуальные умения:

- самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
- работать в группе и принимать решения;

- использовать новые технологии информации и коммуникации.

Для достижения поставленных целей в программу включены следующие блоки: -

-формирование функционального базиса навыка чтения

- сохранение и укрепление здоровья

1. Формирование функционального базиса навыка чтения

Этот блок включает в себя различные задания и упражнения, направленные на развитие

речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой;

зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления;

изобразительно-графических способностей;

сукцессивных способностей;

способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

2. Сохранение и укрепление здоровья

Этот блок включает в себя выполнение необычных упражнений, в том числе со словами и текстами (на основе технологий и методик В.Ф.Базарного, П.Дениссона, Су Джок-терапия, рефлексотерапия)

Выполнение этих упражнений приводит к формированию и развитию:

-межполушарного взаимодействия;

- речевых коммуникативных навыков;

- быстрое различение похожих по написанию слов и букв;

- способность схватывать целостные образы слов;

- прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова и смысл.

Дополнительная литература для учителя:

1​ Н. Коноваленко «Чтобы думать быстрее»

2​ С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении чтению» - М.: Ось -89, 2004.

3​ П.Дениссон «Гимнастика мозга». М., 1992

4​ В.Ф.Базарный. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995

5​ В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко «Мозг, обучение, здоровье», М., 1989г.

6​ О.В. Малаховская. «Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников как одна из задач развития речи в начальной школе»

7​ Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.» — М.: АРКТИ, 2003.

8​ Грибова О. Е. Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей: письменная и связная речь. – М.: АРКТИ, 2000.

9​ Корнев А. Н. Старосельская Н. Е. Как научить ребёнка говорить читать и думать. Иллюстрации С. В. Литвина, И. П. Литвиной, – СПб.: Паритет, 2001.

10​ Постоловский И. З. Оморокова М. И. Обучающие тексты при чтении молча. – Одесса, 1991.

11​ Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство / Л. А. Ясюкова. – Санкт-Петербург: Иматон, 2006.

Приложения

Тренажёр системы универсальных символов профессора В.Ф.Базарного

Су Джок массажёры

Рефлексотерапия

Кинезиология (комплексы упражнений)

Пальчиковые игры

Графические схемы –алгоритмы для развития связной речи

Картинный материал

Таблицы Н.Коноваленко

Диагностика (Н.Корнев)

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 1938 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА