Суббота, 21:12 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Март » 28 » Программа элективного курса по химии МЕХАНИЗМЫ РЕАКЦИЙ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ для 10 класса химико-биологического профиля

Программа элективного курса по химии МЕХАНИЗМЫ РЕАКЦИЙ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ для 10 класса химико-биологического профиля

13:36
Программа элективного курса по химии МЕХАНИЗМЫ РЕАКЦИЙ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ для 10 класса химико-биологического профиля



Программа

элективного курса по химии

МЕХАНИЗМЫ РЕАКЦИЙ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

для 10 класса химико-биологического профиля

Автор: Ким Наталья Викторовна,

учитель химии МБОУ МО г. Нягань «СОШ №6»


Архив материала

АННОТАЦИЯ

Данная рабочая программа элективного курса разрабатывалась и модифицировалась на протяжении 4-х лет. Она дважды уже применялась в 10-х профильных классах, выпущенных за этот период в МБОУ МО г. Нягань «СОШ №6». Все ученики по окончании элективного курса продемонстрировали хорошие результаты при сдаче ЕГЭ.

Основной курс построен по материалам учебников: Сайкс П. «Механизмы реакций в органической химии» и Чертков И.Н. «Методика формирований у учащихся основных понятий органической химии».

Курс рассчитан на один год, только для учащихся десятого профильного класса, выбравших данный элективный курс в качестве курса по выбору.

Весь материал поделён на 6 тем и включает изучение реакций замещения, присоединения, окисления, элиминирования, а также подробно разбираются ОВР в органических реакциях.

Контроль качества усвоения материала осуществляется через систему тестов и итоговую контрольную работу.

Данная программа в 2010 -2011 году была опубликована на методическом сайте «NUMI.ru» и участвовала в конкурсе программ по выбору и элективных курсов, проводимом Кировским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Программа была награждена дипломом призёра.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса для 10 в по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень).

Программа рассчитана на 35 часов в X классе, из расчета - 1 час в неделю, из них: для проведения контрольных тестов - 4 часа, уроков решения упражнений - 5 часов, лекционное время - 22. Резерв – 2 часа.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Сайкс П. «Механизмы реакций в органической химии» и Чертков И.Н. «Методика формирований у учащихся основных понятий органической химии».

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии в старшей школе на профильном уровне, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии:

освоение системы знаний: о теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;

воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;

применение полученных знаний и умений для сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Виды контроля: промежуточный, текущий, тематический.

Методы контроля: письменный и устный.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, контрольная работа.

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образователь​ного учреждения в форме теста. Форма итоговой аттестации – контрольные тесты.

Общая характеристика материала курса

В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы поверхностно. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

В курсе раздела «Органическая химия», изучаемом в 10-м классе школы, предусмотрено частичное знакомство с одним из важнейших понятий – механизм реакций.

Так, при изучении темы 2 рассматриваются вопросы: «Виды частиц в органической химии», «Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений» и «Основные механизмы протекания реакций» (2 часа). В теме 3 рассмотрен «Механизм реакции радикального замещения» алканов (1 час), «Электрофильное присоединение и полимеризация алкенов», «Деструктивное окисление алкенов» (1 час), «Электрофильное присоединениен к алкинам» (1 час), «Электрофильное замещение у аренов» и «Ориентирующее действие заместителей в бензоле» (1 час). В теме 4 изучается «Нуклеофильное замещение у спиртов» (1 час). В теме 5 - «Нуклеофильное присоединение у альдегидов и кетонов» (1 час). В теме 8 – « Мезомерный и индуктивные эффекты в аминах» (1 час).

Всего на изучение механизмов реакций отводится 9 часов (8,8% учебного времени).

Поэтому часто у учащихся возникает непонимание, как можно предсказать свойства вещества и реакционную активность по его химическому строению. Следовательно, нарушается чёткое понимание взаимосвязи «строение ↔ свойства» и появляются затруднения в определении генетических взаимосвязей между веществами изучаемых классов.

Между тем понимание учащимися понятия «механизм реакций» необходимо для успешной сдачи экзаменов, как выпускных, так и вступительных в ВУЗы химического, биологического и медицинского направлений.

Успехи в понимании механизма реакций обусловлены в основном использованием электронных теорий в органической химии, которые не только дали возможность систематизировать и объяснить большое количество уже известных фактов, но позволили также предсказать условия успешного проведения новых важных реакций.

Новый подход не требует от учащихся запоминания нового материала, но помогает им несравненно лучше использовать уже известный материал.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 ч)

Тема I. Структура и реакционная способность. Механизмы реакций (10 часов).

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Атомные орбитали. Гибридизация атомных орбиталей. Виды гибридизации. Связи в соединениях углерода: простые, двойные связи, тройные связи, сопряжение, бензол и ароматичность; условия, необходимые для делокализации связей. Разрыв и образование связей. Выполнение упражнений по теме 1.

Факторы, влияющие на доступность электронов в связях и в отдельных атомах. Электронные эффекты в молекулах: индуктивный эффект, мезомерный эффект или эффект сопряжения, эффекты, изменяющиеся во времени, сверхсопряжение.

Классификация реагентов. Типы реакций в органической химии. Выполнение упражнений по теме 1. Проверочная работа (тест № 1)

Тема II. Нуклеофильное замещение у насыщенного атомами углерода (6 часов).

Связь между кинетикой и механизмом реакции. Влияние растворителя.

Влияние строения реагирующих соединений. Стереохимические аспекты механизма реакций. Влияние вступающих и покидающих групп. Выполнение упражнений по теме 2. Проверочная работа (тест № 2).

Тема III. Реакция электрофильного и нуклеофильного замещения в ароматических системах (7 часов).

Электрофильная атака бензола: π- и σ-комплексы. Реакция Коновалова - нитрование. Нитрующая смесь веществ и роль серной кислоты. Галогенирование и сульфирование. Влияние уже присутствующих заместителей первого и второго рода: индуктивный эффект заместителей, мезомерный эффект заместителей. Ориентация замещения. Влияние условий проведения реакций. Электрофильное замещение в других ароматических системах. Нуклеофильное замещение в ароматических системах атомов водорода и других атомов.

Тема IV. Присоединение по двойным углеродным связям (4 часа).

Присоединение брома и раствора брома. Ориентация в реакции с галогеноводородами. Разнообразие реакций присоединения: гидратация, присоединение карбониевых ионов, гидроксилирование и гидрирование.

Урок отработки навыков «Решение генетических цепочек превращений». Проверочная работа (тест № 3).

Тема V. Присоединение по двойным карбонильным связям (1 час).

Реакции присоединения: воды (гидратация), присоединение спиртов, присоединение – CN, HSO3 – и других агентов. Реакция Кучерова и её особенность.

Тема VI. ОВР, их особенности и методика подбора коэффициентов (5 часов). ОВР. Метод электронно-ионного баланса. Метод полуреакций или уравнивание по кислороду. Различие методов: учёт среды, учёт наличия реальных частиц в растворе и корректность применения степеней окисления. ОВР в органической химии. Реакции деструктирования. Реакции окисления и горения. Качественные реакции на кратные связи и классы органических веществ. Реакции элиминирования. Решение ОВР и упржнений по теме 6. Проверочная работа Итоговый тест № 4.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАщихся

В результате изучения материала элективного курса ученик должен

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию);

классификацию и номенклатуру органических соединений;

природные источники углеводородов и способы их переработки;

УМЕТЬ

называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

объяснять: природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Цели курса

углубить знания учащихся о механизмах реакций в органической химии;

изучить типы связей в органических соединениях, способы их разрыва и образования;

научить составлять уравнения реакций, ориентируясь на указанные реагенты или условия;

продолжить формирование навыков работы с тестами разных типов (типа А и типа В), чтобы добиться хорошей подготовленности к экзаменам;

создать условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания.

Для успешной реализации данного элективного курса необходимо, чтобы учащиеся владели хорошей зрительной памятью, были способны пространственно представлять структуру молекул и обладали навыками анализа и прогнозирования.

Формы и методы обучения

Элективный курс «Механизмы реакций в органической химии» - это целевой функциональный узел знаний, в котором теоретический материал различных тем по органической химии объединён в единую целостную систему. Каждое занятие данной системы имеет целевой план действий, сформированный банк информации (печатный и электронный варианты) и подобранный запас заданий для достижения дидактических целей.

Данный курс можно рассматривать как программу обучения, предусматривающую систему лекций, практических занятий по отработке приобретённых на лекциях знаний в форме уроков решения упражнений, генетических цепочек превращений и ОВР, а также систему тестов, вопросы которых охватывают наиболее важные понятия изученных тем.

Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой и дидактической целью. На каждом занятии выделяются важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности. Объём материала подобран оптимально, охватывает изучаемые в школьной программе классы веществ.

Основной формой обучения является лекция, построенная с учётом возрастных особенностей учащихся. Главная задача лекции – вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль, а не свести всё к сообщению готовых научных истин, которые следует понять и запомнить. Не менее важной является и проверка усвоения теоретических понятий. Для оперативного контроля усвоения учебного материала предусматривается опрос у доски и текущий письменный контроль – так называемые «летучки», или сигнальные проверочные работы. Уровень усвоения разделов курса будет устанавливаться с помощью итоговых контрольных тестов, задания которых после проверки обсуждаются на следующем занятии.

Некоторые разделы тем будут изучаться учащимися самостоятельно по материалам (в электронном варианте) с последующим разбором на занятии или докладом одного ученика перед всеми учащимися. Все учащиеся обеспечиваются приложениями к курсу в распечатанном или электронном виде.

Тематический план элективного курса

«Механизмы реакций в органической химии»

Предмет – химия, класс – 10в (химикобиологический профиль)

Тема

Тема

Лекции

Решение заданий

Тест

I.

Структура и реакционная способность. Механизмы реакций.

7

2

1

II.

Нуклеофильное замещение у насыщенного атомами углерода.

4

1

1

III.

Реакция электрофильного и нуклеофильного замещения в ароматических системах.

7

-

-

IV.

Присоединение по двойным C = C связям

2

1

1

V.

Присоединение по двойным C = O связям.

1

-

-

VI.

ОВР, их особенности и методика подбора коэффициентов.

3

1

1


Всего:

24

5

4

Всего часов: 33.

Резерв: 2 часа.

г. Нягань ХМАО-Югра Тюменская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №:6»

Учебно-тематический план элективного курса

«Механизмы реакций в органической химии»

Предмет – химия, класс – 10в (химико-биологический профиль)

Автор: Ким Н.В., учитель химии МБОУ МО г. Нягань «СОШ №6»


№п.п.

Тема

Лекции

Решение заданий

Тест

10

Тема I. Структура и реакционная способность. Механизмы реакций.

7

2

1

1

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

1



2

Атомные орбитали. Гибридизация.

1



3, 4

Связи в соединениях углерода:

простые C – C связи;

двойные C – C связи;

тройные C – C связи;

C – O и C – N связи;

сопряжение;

бензол и ароматичность;

условия, необходимые для делокализации.

2



5

Разрыв и образование связей.


1


6, 7

Факторы, влияющие на доступность электронов в связях и в отдельных атомах:

индуктивный эффект;

мезомерный эффект или эффект сопряжения;

эффекты, изменяющиеся во времени;

сверхсопряжение (гиперконъюгация).

2



8

Классификация реагентов.

1



9

Типы реакций.

1



10

Проверочная работа (тест № 1).



1

6

Тема II. Нуклеофильное замещение у насыщенного атомами углерода.

4

1

1

11

Связь между кинетикой и механизмом реакции. Влияние растворителя.

1



12

Влияние строения реагирующих соединений.

1



13

Стереохимические аспекты механизма реакций:

механизм SN2;

определение относительной конфигурации;

механизм SN1;

механизм SNi;

участие соседних групп.

1



14

Влияние вступающих и покидающих групп.

1



15

Урок взаимоконтроля.


1


16

Проверочная работа (тест № 2).



1

7

Тема III. Реакция электрофильного и нуклеофильного замещения в ароматических системах.

7

-

-

17

Электрофильная атака бензола: π- и σ-комплексы.

1



18

Нитрование. Нитрующая смесь веществ.

1



19

Галогенирование и сульфирование.

1




20

Влияние уже присутствующих заместителей:

индуктивный эффект заместителей;

мезомерный эффект заместителей;

суммарный эффект.

1



21

Ориентация замещения. Влияние условий проведения реакций. Соотношения орто- и параизомеров.

1



22

Электрофильное замещение в других ароматических системах.

1



23

Нуклеофильное замещение в ароматических системах:

замещение атомов водорода;

замещение не водородных атомов;

замещение галогена в не активированном ядре.

1



4

Тема IV. Присоединение по двойным C = C связям.

2

1

1

24

Присоединение брома и раствора брома. Ориентация в реакции с галогеноводородами.

1



25

Другие реакции присоединения:

гидратация;

присоединение карбониевых ионов;

гидроксимирование;

гидрирование;

1



26

27

Решение генетических цепочек превращений.

Домашняя контрольная работа.


1

1

1

Тема V. Присоединение по двойным C = O связям.

1

-

-

28

Реакции присоединения:

гидратация;

присоединение спиртов;

присоединение – CN, HSO3 – и других агентов.




5

Тема VI. ОВР, их особенности и методика подбора коэффициентов.

3

1

1

29

ОВР. Метод электронно-ионного баланса. Метод полуреакций. Различие методов.


1


30

ОВР в органической химии.

Реакции деструктирования.

1



31

Реакции окисления и горения.

1



32

Реакции элиминирования.

1



33

Итоговый тест.



1

Планируемые результаты обучения

По окончанию изучения курса учащиеся должны ориентироваться в следующих механизмах реакций:

Типы разрыва ковалентной связи: гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи. Понятие о субстрате и реагенте. Классификация реагентов: радикальные, нуклеофильные, электрофильные;

Классификация химических реакций по механизму протекания реакции: замещение - S; отщепление - E; присоединение - A; электрофильные, нуклеофильные, радикальные;

Механизм реакции радикального замещения (SR). Селективность и стереохимия. Хлорирование и бромирование пропана и бутана.

Органические соединения, вступающие в реакцию радикального замещения. Примеры уравнений химических реакций с участием алканов, алкенов, гомологов бензола, альдегидов, карбоновых кислот, аминокислот, гетероциклов;

Механизм и стереохимия реакции нуклеофильного замещения (SN). Гидролиз 2-бромпропана;

Механизм реакции злектрофильного замещения (SE) в ароматическом ряду. Бромирование бензола. Механизм реакции отщепления (E);

Механизм и стереохимия реакции злектрофильного присоединения (AE). Правило Марковникова. Гидрогалогенирование пропилена;

Органические соединения, вступающие в реакцию злектрофильного присоединения. Примеры уравнений химических реакций с участием непредельных углеводородов, спиртов, альдегидов и кислот. Присоединение против правила Марковникова;

Механизм реакции нуклеофильного присоединения (AN). Примеры уравнений химических реакций с участием альдегидов, кетонов, моносахаридов. Механизм реакции радикального присоединения (AR). Радикальная полимеризация алкенов;

Правила ориентации в бензольном кольце с учетом мезомерии. Ориентанты 1 и 2 рода.

Список рекомендуемой литературы

1​ Габриелян О.С., Маскаев Ф.М., Лысова Г.Г. Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003.

2​ Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия 10 класс: Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2004.

3​ Павлова Н.С. Дидактические карточки–задания по химии. – М.: Экзамен, 2006.

4​ Потапов В.М. Органическая химия: Пробное учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов школ с углублённым изучением химии. – М.: Просвещение, 1996.

5​ Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии. – Изд. 3-е. – М.: Химия, 1977.

6​ Чертков И.Н. Методика формирований у учащихся основных понятий органической химии. – М.: Просвещение: 1991.

Используемые Интернет сайты

1​ http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10/75838/?

2​ http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

3​ chemexpress.fatal.ru/Navigator/Ehandbooks.html

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 4110 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА