Вторник, 06:14 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Июнь » 27 » План-конспект урока литературы в 6 классе Тема: «Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»»

План-конспект урока литературы в 6 классе Тема: «Художественное  своеобразие повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»»

17:54
План-конспект урока литературы в 6 классе Тема: «Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»»
Костюкова Ольга Викторовна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №15 им. Героя Советского Союза В.Т. Чванова» г. Брянска
План-конспект урока литературы в 6 классе
Тема: «Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»»
Цели:
1. продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста
2. углублять знания в области теории литературы («композиция», «сюжет», «идея» и др.)
3. учить работать с дополнительной литературой
4. совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения
5. развивать навыки работы в группе
6. развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном
7. воспитывать интерес к литературе
Оборудование:
• тексты повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»
• Слайды
• Видеофильм по мотивам повести «Барышня-крестьянка»
• Иллюстрации к тексту, подготовленные учащимися
ХОД УРОКА
1.Оргмомент
2.Вступительное слово учителя, сообщение целей и задач урока
- Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! -Могущественные слова!- писал Игорь Северянин. И сегодня на уроке мы обратимся к страницам повести великого русского писателя А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», попытаемся выявить, в чем же её художественное своеобразие.
-Не случайно мы разделились с вами на три группы «Литераторы», «Лингвисты» и «Художники».
Каждая группа предварительно получила индивидуальные задания, которые помогут нам разобраться в прочитанном.
3. Аналитическая беседа
- Итак, давайте вспомним, что называется сюжетом художественного произведения? Много здесь сюжетных линий или одна?(докажите)
• Нам предстоит с вами прежде всего восстановить сюжет по картинкам, которые приготовили для нас наши «Художники».(картинки в неправильной последовательности, учащиеся переставляют их и коротко передают содержание прочитанного)
• А в чем отличие сюжета от композиции? Какие элементы композиции вы знаете? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
• А что является экспозицией в повести «Барышня-крестьянка»?( описание пристрастий и увлечений двух помещиков Муромского и Берестова)
• Что вы считаете завязкой в повести?(разговор Лизы и Насти)
• Почему Лиза решается нарядиться крестьянкой?
• Что вышло из её затеи, давайте посмотрим-«Литераторы» подготовили для нас инсценировку.
ИНСЦЕНИРОВКА «ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА БЕРЕСТОВА И АКУЛИНЫ»
• Какими мы видим героев в этой сцене?
• Какие средства использует автор для создания образов героев?
(речь, портрет, пейзаж, поступки)
-Есть ли в повести портреты героев?(работа с текстом)Как они их характеризуют?
-Какие поступки совершают герои?
- Какую роль играет речь Лизы и Алексея? Почему становится ясно, что Алексей-барин, а не камердинер? Слово «Лингвистам».
-А почему в Лизе он не распознал барышню?(использует просторечные выражения).Приведите примеры из текста.
- Есть ли в повести пейзажи? Для чего они служат?(передают состояние героев)(работа с текстом).
- А какие изобразительно-выразительные средства использует автор при описании природы?(сравнения, эпитеты, метафоры- зачитывают, приводят примеры)
-Давайте сделаем вывод- какие средства использует автор для раскрытия образов главных героев?
ВЫВОД: Автор использует для раскрытия образов главных героев следующие средства- портрет, речь, пейзаж.(записываем в тетрадь)
-Итак, перед нами Акулина и Алексей, что же происходит в душе героев? (полюбили друг друга)
-Давайте послушаем подтверждение словами из текста.Слово «Литераторам»
УЧЕНИК НАИЗУСТЬ ЧИТАЕТ ОТРЫВОК «…АЛЕКСЕЙ БЫЛ УЖЕ ВЛЮБЛЕН БЕЗ ПАМЯТИ..»
- Какое происшествие изменило ход событий? (пересказ эпизода-перемирие помещиков)
- И, казалось бы, вот-вот все раскроется, но..Лиза придумывает новую интригу..Какую(пересказ эпизода-приезд Муромских к Берестовым).Какими рисует автор здесь героев?(ведут себя неестественно,неискренне)(работа с текстом)Почему?
- Скажите, как в этом моменте раскрывается авторская идея? А можно ли связать эпиграф с идеей?(Во все ты , душенька, нарядах хороша)(Любят человека, а не его положение в обществе, несмотря на то, что Лиза была барышней, а Акулина крестьянкой, Алексей выбрал крестьянку, благодаря её душевным качествам).
ВЫВОД: АВТОРСКАЯ ИДЕЯ- ДОКАЗАТЬ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, А НЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.(запись в тетради)
4. Просмотр отрывка из фильма
- К какому элементу композиции можно отнести этот эпизод?( к кульминации)
-Что называется кульминацией?
-Какими здесь автор рисует героев?(работа с текстом)
- А есть ли в повести развязка?
-Почему?(итак очевидна)
-Давайте сделаем выводы о сюжетно- композиционном своеобразии повести…
ВЫВОД:
• В ПОВЕСТИ ОДНА СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ
• В КОМПОЗИЦИИ НЕТ РАЗВЯЗКИ.
ОБЩИЙ ВЫВОД
- Ребята, давайте сделаем вывод так в чем же художественное своеобразие повести?
5.Рефлексия
-Выяснить, внимательны ли вы были на уроке, поможет контрольный лист. Время выполнения 5 минут.
6.Итог урока . Выставление оценок. Домашнее задание- написать отзыв об открытом уроке по повести в форме письма другу, можно учителю(мне).
-Что больше всего понравилось? Запомнилось? произвело впечатление? Что хотели бы повторить в дальнейшей работе?


Предварительные задания:

ЛИТЕРАТОРЫ
1. Инсценировка-1-я встреча Алексея и Лизы
2. Наизусть отрывок
3. Выявить авторскую идею, найти в каких смысловых отрывках она выражается; уметь прокомментировать эпиграф
ХУДОЖНИКИ
1. Сделать сюжетные картинки(не менее 6)
2. Найти пейзаж в тексте, уметь соотнести с происходящими событиями.
3. Найти портретные описания героев в различных ситуациях
ЛИНГВИСТЫ
1. Доказать примерами из текста, каким образом речь характеризует главных героев
2. Найти примеры эпитетов, метафор, сравнений в тексте
3. Выявить композиционное построение текста (с записью в тетради)

РЕФЛЕКСИЯ:
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
ВАРИАНТ1
1.Композиция – это…

2.Эпиграф нужен в повести для того, чтобы…


3.Алексей полюбил Лизу, потому что
 Она была богата
 Она была знатного рода
 Она была красива
 Она была душевной, доброй и очень славной девушкой
4. Кульминацией повести является эпизод….

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
ВАРИАНТ2
1. Сюжет – это…

2. Автор использует для создания образов главных героев…


3. Лиза не могла открыться Алексею, потому что
 Их отцы были в ссоре
 Она не любила его
 Хотела посмеяться над ним
 Считала, что он её не любит
4. Композиция повести своеобразна тем, что…
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 9651 | Добавил: Княжна | Рейтинг: 3.6/5
Всего комментариев: 1
+1   Спам
1 EMI09   (19.07.2013 20:53)
Спасибо за прекрасный урок!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА