Вторник, 10:50 
Главная » 2013 » Июнь » 24 » Открытый урок по химии "Состав и классификация кислот"

Открытый урок по химии "Состав и классификация кислот"

14:06
Открытый урок по химии "Состав и классификация кислот"
Открытый урок по химии в 8 классе «Состав и классификация кислот»
(слайд № 1)

Цели урока: (слайд № 2)

1) Образовательные:
 сформировать представление о кислотах;
 формировать умение определять кислоты, их состав, названия некоторых неорганических кислот;
 классифицировать кислоты по наличию кислорода и по числу атомов водорода в кислоте;
 отличать кислоты от оксидов и оснований по формуле;
 практически определять кислоты с помощью индикатора.
2) Коррекционно – развивающие:
 развивать связанную речь в процессе деятельности;
 развивать зрительную память;
 развивать внимание и восприятие;
 развивать мышление (обобщать, анализировать, классифицировать);
 развивать умение работать в парах;
 развивать самоконтроль.
3) Воспитательные: воспитывать толерантность (формирование уважительного, терпимого от-ношения друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в парах).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, репродуктивный, частично - поисковый.

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, штатив для пробирок, пробирки (3 шт.), растворы серной кислоты H2SO4, гидроксид натрия NaOH, вода Н2О, универсальный индикатор.

Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- работа в парах
- работа с учебником.
План урока:

1. Организационный этап.
2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление знаний.
5. Подведение итогов урока.
6. Информация о домашнем задании.
Ход урока:

1. Организационный этап(1 минута)

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, улыб-нитесь друг другу. Сейчас я попрошу вас взять маленькие листочки, написать на них свое имя и нарисовать свое настроение (  ) (слайд № 3)

2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний (3 минуты)

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Дело в том, что я получила по почте письмо из про-шлого от средневекового алхимика, которое и хочу вам зачитать: (содержание письма)
(слайд № 4)
«Дорогой друг! Ты хочешь найти клад? (-очень интересно! Ребята, а мы хотим?) Что для этого нужно? Твоя сообразительность и моя поддержка. Если ты это имеешь, то в путь! Посылаю тебе карту и инструкции по ее применению. Желаю удачи!»

(слайд № 5) А вот и карта путешествия, которую нам предлагает алхимик (высвечивается карта на экране). Какая-то она странная и называется «Кислоты». Ребята! А вы что-нибудь слышали о кис-лотах? (отвечают) А как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы обнаружить клад? (учащиеся предполагают, что необходимо узнать, что такое кислоты). А для этого нам необхо-димо выполнить задания, которые прилагаются к карте. Ну что, попробуем найти клад? Тогда в путь!

3. Изучение нового материала

Задание 1.1. (1 минута) Алхимик хочет убедиться, насколько вы готовы к путешествию. Он посылает вам некоторые химические символы. Я буду их показывать, а вы будете сначала произносить химический символ, а затем – называть элемент, которому соответствует этот символ

Разминка – химические символы N, H, P, S, C, Cl , О

Задание 1.2. Ребята, а кто может припомнить все химические элементы, которые были показаны? (один учащийся может попытаться назвать их всех, а если он все элементы не называет, то дру-гие могут дополнить его ответ).

Задание 2.1. (15 минут) И мы сразу приступаем к следующему заданию (на доску вывешиваю две таблички со словами «ОКСИДЫ» и «ОСНОВАНИЯ»). У вас на столах лежат карточки с формулами различных веществ. Подумайте, к какой группе может относиться ваша формула. Как только вы для себя определите, то выходите к доске и при помощи магнитов прикрепите вашу формулу к группе, которую выбрали и садитесь на свое место. Если вы считаете что ваша формула не подходит ни к какой группе, то при помощи магнитов прикрепите вашу формулу отдельно от всех.

MgO Са(OH)2 HCl
CaO NaOH H2SO4
K2O KOH H2CO3
Na2O LiOH H3PO4
HNO3
H2S

Давайте посмотрим, как вы распределили свои формулы. Объясните, почему вы повесили свои формулы в ту или иную группу.
Начнем с группы синего цвета:
 Обратите внимание, какой элемент присутствует во всех трех формулах? (учащиеся отвеча-ют - кислород)
 Сколько элементов присутствует в каждой формуле? (учащиеся отвечают - два)
 Как называются сложные вещества, которые состоят из двух элементов, один из которых кислород? (учащиеся отвечают - оксиды)
Обратите внимание на группу зеленного цвета:
 Посмотрите, в каждой формуле имеется гидроксогруппа. А как называются сложные веще-ства, которые состоят из атомов металлов и гидроксогруппы? (учащиеся отвечают - основа-ния)
Ой, а это что у нас за группа красного цвета выделилась?
 Скажите, это вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? (учащиеся отвечают - нет). Тогда это не оксиды (убираю с доски название и карточки синего цвета).
 Ребята, а есть ли в формулах гидроксогруппа? (учащиеся отвечают - нет) Тогда это не ос-нования (убираю с доски название и карточки зеленого цвета).
 Скажите ребята, а какой элемент присутствует во всех формулах? (учащиеся говорят, что везде есть водород).
 Как вы думаете, что это может быть? (учащиеся предполагают, что, наверное, это кисло-ты)

Задание 2.2. Да, наверное, Алхимик хотел, чтобы мы увидели формулы кислот (вывешиваю таб-личку с названием «КИСЛОТА» и выстраиваю их в столбик). Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока: СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ.
Вы вычислили, что везде есть водород, а я скажу вам по-секрету, что все, что стоит после водорода – называется кислотным остатком.


(схему зарисовываем в тетрадь)
А теперь попробуйте сформулировать определение, что же такое кислота (учащиеся выдвигают свои версии) Хорошо. У вас есть замечательная волшебная книга, открыв которую на с. 103 вы мо-жете проверить – так ли это (читают определение и записывают его в тетрадь).
(слайд № 6)
Задание 2.3. Теперь разберемся, как же можно называть кислоты? Для выполнения следующего за-дания вам необходим дар угадывания или, на крайний случай просто сообразительность. Сейчас каждый из вас получит карточку, в которой с одной стороны записаны формулы, а с другой – названия некоторых кислот. Ваша задача, внимательно прочитав формулы, установить соответ-ствие названия каждой формуле и карандашом их соединить. По-секрету скажу, что подсказка скрывается в кислотном остатке. Если у кого-то из вас возникнут вопросы, вы можете посоветоваться со своей группой. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.
[c]
(формулы и названия записываем в тетрадь)
Итак, что мы узнали, выполняя это задание?
(слайд № 7)
Задание 3.1. (10 минут) Следующее задание сложное. Я думаю, что вы должны справиться, но даже вам надо быть предельно внимательными.
И как всегда Алхимик прислал нам подсказку. Ребята, кислоты можно разделить и по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трехосновные).
(готовая схема появляется на экране) (слайд № 8)

Классификация кислот
Кислоты
(по числу атомов водорода)

одноосновные двухосновные трехосновные
(HCl, HNO3) (H2S, H2SO4, H2CO3) (H3PO4)

Задание 3.2. Теперь попробуйте вы разделить кислоты, только на две группы. Работать будете в парах. На каждой парте лежат карточки с формулами кислот (они выдаются на каждый стол). При разделении обратите внимание на наличие кислорода в формулах кислот. На выполнение этой работы вам дается 2 минуты. Давайте посмотрим как вы разделили кислоты.
( готовая схема появляется на экране) (слайд № 9)

Классификация кислот
Кислоты
(по наличию кислорода)

бескислородные кислородсодержащие
(HCl, H2S) (HNO3 ,H2SO4, H2CO3, H3PO4)

В связи с тем, что мы с вами выполняем очень ответственное задание, мы не будем записывать эти схемы. Каждый из вас получит листочки с этими схемами, которые вы дома вклеите в тетрадь (раз-даются конверты со схемами).

Итак, что мы узнали, выполняя это задание?
(слайд № 10)
Задание 4. (5 минут) И мы приступаем к самому ответственному заданию: как опытным путем от-личить кислоту от оснований и воды. У меня на столе 3 пробирки с прозрачной жидкостью, в одной из них вода, в другой – кислота, а в третей пробирке – основание. Как узнать, в какой из них кислота? Вы помните правила техники безопасности и знаете, что в кабинете химии надо быть очень осторожными. Давайте вспомним, как мы на прошлом уроке опытным путем определяли основания? (учащиеся объясняют, что основание определяли при помощи универсального индикатора и цвет был синий).
Ну что, приступим к работе и определим № пробирки с кислотой (в каждую пробирку я опускаю полоски универсального индикатора, и мы вместе с ребятами наблюдаем за изменение окраски индикатора, определяем в какой пробирке кислота).
Что мы узнали нового?
(слайд № 11)
Задание 5. (5 минут) 4. Первичное закрепление материала. Нам с вами осталось пройти послед-ние испытание. Для этого нам понадобится ваша внимательность. Алхимик просит вас сыграть в игру «Склеенное слово» и объяснить, почему вы решили, что он лишний.

(слайд № 12) Игра «Склеенное слово»:

Задание. Перед вами «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Постарайтесь как можно быстрее просмотреть этот текст, найти, подчеркнуть и назвать их.
(слайд № 13)

H2OSO3H3PO4Na2CO3MgAlPO4H2ОSP2O5CHNO3O2HClBaOSH2CO3Na2OH2SO4NH3Mg(OH)2Ba(OH)2OSNH2K3NH2SNaClN2O5BaH2Ca(OH)2Al2O3

(слайд № 14)
5. Подведение итогов
Итак, мы успешно справились со всеми заданиями, значит, вы нашли клад, который находится в очередном послании Алхимика (запись на экране) (слайд № 15)

Дорогой друг!
А теперь я открою тебе секрет: самый настоящий клад – это знания, которые ты добыл сам!


Нарисуйте на листочках с вашем настроением в начале урока свое настроение в конце урока.

6. Домашнее задание и инструкция по его выполнению

Выучить названия кислот, записанные в тетради. Алхимик подготовил для вас дополнительное до-машнее задание, которое надо выполнить быстро и четко. Сейчас вы получите карточки с заданием, на которых записаны подробные инструкции.
(слайд № 16)

Домашнее задание
Перепишите в тетрадь все формулы

Инструкция:
В приведенном списке: HCl, CaCO3, CuO, H2SO4, FeCl3, NaOH, Ca(OH)2, H3PO4, Na2O, H2S, Al(OH)3, CuSO4, Al2O3, H2CO3, CO2, KOH, Mg(NO3)2, HNO3

1. Обведите кружком формулы оксидов.
2. Подчеркните формулы оснований.
3. Вычеркните формулы кислот.
4. Оставшиеся формулы выпишите отдельно.

На доске § 20, с. 71, выучить названия кислот.
Используемая литература:
1. О.С. Габриелян «Химия» 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
2. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А. В. Яшукова «Настольная книга учителя. Химия» 8 класс М.: Дрофа, 2003 г.
3. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 2044 | Добавил: snezhik | Теги: 8 класс, кислоты, химия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА