Вторник, 03:47 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Май » 1 » «Организация групповой работы на уроках в УМК «Перспективная начальная школа» как один из способов формирования универсальных учебных действ

«Организация групповой работы на уроках в УМК «Перспективная начальная школа» как один из способов формирования универсальных учебных действ

10:19
«Организация групповой работы на уроках в УМК «Перспективная начальная школа» как один из способов формирования универсальных учебных действ

На Всероссийский конкурс учебно-методических работ педагогов

«Педагогические таланты – 2013»

«Организация групповой работы на уроках в УМК «Перспективная начальная школа» как один из способов формирования универсальных учебных действий»

Номинация «Конспекты уроков»

Автор: Абакшина Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ Солтонская СОШ

Алтайского края

село Солтон

2013 г.

Архив материала

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько быстры, что на протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестаёт быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чём заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Г.Зиммель

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Развитие универсальных учебных действий – одно из требований ФГОС, и связано оно с саморазвитием ребёнка, его исследовательских поисковых умений. Изменился и современный урок.

Современный урок – продукт современной культуры, выражающий все основные мировоззренческие тенденции общества. В наше время урок должен стремиться гуманизировать действительность, признать человека, как наивысшую ценность, предоставить максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни. Суть современного урока – организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которой является научное знание, а ключевым результатом (продуктом духовного усилия) становится интеллект каждого субъекта общения на уроке, духовное обогащение.

Урок – не самоцель, а инструмент воспитания и развития личности, а исходная идея любого современного урока – идея единства обучения, воспитания и развития. Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Для современного урока характерно осуществление учебного процесса на основе самодеятельности учащихся, самоорганизации их коллективной учебной деятельности, ответственности учеников (когда они знают свои обязанности, принимают их, реализуют, контролируют выполнение).

Качество современного урока определяется общими к нему требованиями, из которых можно выделить следующие:

- использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно – воспитательного процесса;

- реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;

- обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей;

- установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;

- связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;

- мотивация и активизация развития всех сфер личности;

- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;

- эффективное использование педагогических средств;

- связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;

- формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности;

- формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

Современными требованиями, предъявляемыми новыми стандартами, обладает учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа». ПНШ – это горизонтально и вертикально интегрированный комплект. Этот УМК наиболее полно учитывает требования современного образования, направленного на развитие учащихся и подготовку их к жизни в современном обществе.

Весь учебный материал комплекта подобран с учётом психологических, физиологических и возрастных особенностей детей. Ориентироваться в учебнике детям помогает единая система условных обозначений и содержание книги. В данном УМК существует система перекрёстных взаимных ссылок между учебниками, использование единых сквозных героев (Маши и Миши), пошаговое введение терминологии и мотивированное её использование. Условные обозначения и рубрики адресованы ребёнку, с их помощью ведётся диалог маленького читателя с учебником.

Тексты учебников доступны, материал изложен последовательно, в порядке нарастания степени сложности. Вопросы и задания разнообразны, и они составлены с учётом их использования на всех этапах обучения. (В учебниках представлено большое количество иллюстративного материала: репродукции картин, цветные рисунки, схемы, карты, фотографии). Такое разнообразие помогает учителю лучше организовать обучение детей, пробуждать интерес к изучаемому, развивать образное мышление учащихся. Содержание учебников выполняет не только познавательную, но и развивающую и воспитывающую функции: развивает память, внимание, речь, мышление, воображение, самостоятельность, активность, учит творчеству, воспитывает заботливое отношение к природе, уважение к человеку.

Учебники содержат большой материал для закрепления и разноуровневой подготовки учащихся, теоретический материал исследовательского и проблемного характера, есть рубрики: «Готовимся к школьной олимпиаде», «Трудное задание», «Выскажи предположение», «Подумай» и другие.

Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах позволяют обеспечивать условия, при которых обучение идёт впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

У школьников таким образом последовательно формируются общеучебные умения, основанные на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; умение работать с учебником и с несколькими источниками информации; специальные умения – работа с научно-популярной, справочной литературой, простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом).

Таким образом происходит формирование универсальных учебных действий, основ умения учиться (от постановки учебных задач и определения видов учебной деятельности при их решении, до рефлексии и постановки задач следующих уроков).

Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы. Быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А.Цукерман). Психологи давно определили, что "инкубатором” самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

Организация групповой работы в УМК ПНШ начинается с первых дней обучения (1 класс (работа в парах): «Математика», 3-й урок «Этот разноцветный мир», 5 страница; 12-й урок, стр. 14; 25-й урок, стр. 27 и т. д.).

Учебники комплекта «Перспективная начальная школа» предлагают учащимся различные виды работ в парах и в группах: чтение текста по цепочке, запись плана, составление задач, разбор орфограмм, работа с Обратным словарём и т.д.

Учащиеся, познакомившись с темой урока, поставив для себя цели на урок, при планировании деятельности на занятие видят, какая работа будет: работа с правилом, чтение обучающей статьи, индивидуальная работа, работа в паре, в группе. Всё это благодаря условным обозначениям, находящимся на страницах учебников. Анализируя урок эти обозначения помогают ребятам провести рефлексию занятия.

Чем старше становятся ученики, тем более сложные задания им предлагаются для решения в парах, группах: составьте описание внешности сказочного героя, рассказ, используя устойчивое выражение, план к тексту и т. п. Работа в группах не вызывает у учащихся трудностей, дети любят такую совместную деятельность.

При использовании на уроках групповой работы:

– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений детей: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
– сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
– растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Преимуществами группового обучения являются:

1​ Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).

2​ Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.

3​ Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.

4​ Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

5​ Воспитывается взаимоуважение.

6​ Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.

7​ Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.

8​ Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

9​ Реализуется принцип деятельности.

10. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.

11.Учащиеся усваивают больший объем материала.

12​  Обеспечивается единство воспитания и обучения.

13​  Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.

14​  Минимальный объем домашнего задания.

15​  Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 4-5 отчетов групп.

Использование обучения в группе наряду с традиционными методами позволяют учителю существенно улучшить качество обучения.

На традиционном уроке учитель сообщает ученикам новую информацию, дети пассивно слушают и, в случае если их спросят, отвечают на вопрос. Желательны правильные ответы. Поэтому ученики соревнуются друг с другом за право высказать ожидаемый ответ, признание учителя, определенный статус в классе, хорошие отметки.

Объединенные для выполнения задания в группы ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать и работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учебы как таковой.

Далее смотреть архив

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 2833 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА