Суббота, 05:08 
Главная » 2016 » Май » 14 » Обучение нетрадиционным техникам рисования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Обучение нетрадиционным техникам рисования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

21:47
Обучение нетрадиционным техникам рисования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерно отсутствие потребности в аппликации, лепке и рисовании. Нарушение мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, их выраженная двигательная неловкость заметно влияет на становление детской изобразительной деятельности и приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Рисунки данной категории детей носят схематичный характер, повторяемость элементов, отсутствие существенных признаков предмета, использование одного или двух цветов. Дети не умеют длительное время правильно удерживать карандаш, фломастер или кисть, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость и ритм. Дошкольники испытывают трудности в создании сюжетных композиций, однако при помощи со стороны взрослого они способны повторить простой мотив.
Многие исследователи отмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью процесс рисования сказывается на них положительно: осуществляется коррекция двигательных навыков, развиваются зрительное внимание, восприятие и т.д. (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, Т.П. Кудрин и др).
Практика показывает, что применение нетрадиционных техник рисования в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью способствует расширению художественного опыта детей. Нетрадиционные техники рисования , сочетая в себе изобразительные навыки и трудовые, вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение.
Обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью нетрадиционным техникам рисования рассматривается как перспективное направление в коррекционной работе. Оно способствует овладению необходимыми изобразительными и техническими навыками и умениями, обогащает познавательную, эмоционально-волевую и двигательную сферы, способствует адаптации и становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.
Наиболее эффективной и продуктивной для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является индивидуальная, парная и подгрупповая формы организации образовательной деятельности. Образовательную деятельность следует планировать так, чтобы они пересекались с другими занятиями с музыкой, формированием целостной картины мира и т.п.
Наиболее доступной нетрадиционной техникой рисования для детей с интеллектуальной недостаточностью является рисование пальцами, ладошкой или "пальцевая живопись", техника оттиска - выполняется с помощью разнообразных штампов (например: пенопласт, пробки от бутылок, овощи, листочками, бумагой и т.д.), "коллаж", "тычок жесткой кистью", "пластилинография" - рисование пластилином.
Вместе с тем применение нетрадиционных техник рисования имеет и ряд ограничений в работе с дошкольниками имеющими психофизические особенности. Например, с гиперактивными детьми не рекомендуется использовать разбрызгивание, размазывание, способных перерасти в агрессивное поведение. С детьми имеющих более тяжелые нарушения рекомендуется не использовать технику кляксография с трубочкой, в избежание проглатывания краски.
Подробно остановимся на нетрадиционных техниках рисования.
Техника "пальчиковая живопись", рисование пальцами или ладошкой. Интересный процесс создания изображения с помощью ладошки или пальцев. Данная техника совершенствует мелкую моторику, т.к требует точности движения, но не ограничивая движения пальцев ребенка. Стимулирует познавательный интерес ребенка и развивает наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Основной принцип данной техники: от простого к сложному. Технику "пальцевая живопись" хорошо использовать на темы: "Одуванчики", "Дождик", "Новогодние шарики", "Осенние листочки", "Украсим платочек" и т.д.
Техника оттиска различными материалами (пенопласт, листья, пробки, и т.д.). Данная техника предполагает довольно простую цепочку действий: взять штамп, обмакнуть в краску или нанести кисточкой, приложить штамп к поверхности листа и слегка прижать, рисунок готов. Темы для рисования "Бусы для мамы", "Поезд", "Корзина овощей", "Ваза с фруктами" и т.д.
"Коллаж" - эта техника состоит в наклеивании различных фотографий, фигур, и т.д. Данная техника рассматривается как синтез рисунка и аппликации, когда требуется дорисовать детали на готовую заготовку. Примеры для рисования: "Рыбки в аквариуме", "После дождя" и т.д.
"Тычок жесткой кистью", данная техника требует от ребенка с интеллектуальной недостаточностью определенных навыков и технических умении. в данной техники предпочтительно использовать кисть для клея. Кисть требуется держать перпендикулярно листу бумаги. Примером может служить тема "Кошка", "Рыжая белочка", "Травка зеленеет".
Техника "пластилинография" - это синтез лепки и рисования. Для данной техники используется картон, платилин для размазывания. Для детей с интеллектуальной недостаточностью данная техника является хорошим развитием мелкой моторики пальцев рук, т.к. требует немало усилий для размазывания пластилина по бумаге. Данная техника формирует правильную силу нажима пальцами. Темы для рисования "Овощи", "Фрукты", "Цветик-семицветик".
Существует достаточное количество нестандартных техник изображения: кляклография, восковые мелки с акварельными красками, рисование свечой, монотипия, рисование на мокрой бумаге, на ткани и многие другие. Для привлечения детей к рисованию в группе следует создавать развивающую предметно-пространственную среду, в которой рекомендуется иметь: специальные краски (гуашь, акварель), кисточки различной толщины и жесткости, карандаши (желательно трехгранные), листы разного формата, атрибуты для нетрадиционного рисования в отдельных контейнерах: поролон, природный и бросовый материал, тычки из поролона, зубные щетки, трубочки и т.д. рекомендуется иметь различные альбомы, иллюстрации, рисунки с описанием последовательности изобразительных действий и многое другое.
Нетрадиционное рисование способствует у ребенка: развитию тактильного восприятия, внимания, усидчивости, развитию изобразительных навыков и умений. Кроме того у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Как говорил В.А. Сухомлинский: "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев".
Просмотров: 442 | Добавил: fyyf705 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА