Среда, 08:38 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Апрель » 22 » Образовательная программа кружка «Роспись по дереву»

Образовательная программа  кружка «Роспись по дереву»

06:58
Образовательная программа кружка «Роспись по дереву»

Образовательная программа

кружка «Роспись по дереву»

Возраст детей: 10 – 14 лет

Срок реализации программы: 3года

Педагог дополнительного образования:

Павлючкова Лилия Сергеевна

Архив материала



Пояснительная записка

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе.

Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческой активности.

Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.

Развивая умение претворять в жизнь результаты своего труда, дети проявляют свою независимость и свободу самовыражения, которая с возрастом развивается все больше.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

- целью современного образования, которая заключается в развитии и воспитании личности ребенка;

- обращение к народным промыслам (северные росписи по дереву) способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка;

- необходимостью приобщения детей к истокам русской культуры и духовным традициям родного края.

Новизна программы

При составлении программы реализуется региональный компонент: характерные особенности традиционных росписей Омской области; рассматриваются как традиционные проекты, так и творческие, применение различных материалов (папье-маше, оригами, соленое тесто).

Педагогическая целесообразность

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления обучающихся, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при изготовлении сувениров, поделок, подарков, участвовать в выставках, конкурсах.

При реализации данной программы создаются условия для становления таких  личностных характеристик как любознательность, способность к организации собственной деятельности, доброжелательность. В рамках реализации данной программы, обучающимся  предоставляются возможности творческого развития.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству (роспись по дереву).

Задачи:

развить образное мышление при работе с декоративной композицией, эстетический вкус и чувство прекрасного;

развивать умение самостоятельно строить свою жизнь, адаптироваться к социальным условиям и быть активной личностью;

воспитывать трудолюбие, бережливость и аккуратность в работе с материалами и инструментами;

учить пользоваться литературными источниками, работать по старинным образцам, создавать импровизации с использованием традиционных особенностей росписи;

расширить знания по истории культуры Русского Севера и Омской области;

дать представление о графических и свободнокистевых видах росписи, научить техническим приемам их выполнения, изучить характерные особенности орнамента, цветовой строй различных видов росписи;

Принципы составления программы

Принцип целостности ( достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса)

Принцип доступности — программа разработана таким образом, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических нагрузок.

Принцип последовательности — предполагает логическое построение материала, где каждое последующее занятие является логическим продолжением предыдущего.

Принцип наглядности — использование на занятиях разнообразного наглядного материала.

Принцип природосообразности (педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся)

Принцип ориентации на достижение успеха — необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и возможность достижения успеха.

Организация работы

Программа рассчитана на 3 года для детей 10-14 лет. Занятия 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа , 2 и 3 год - 3 раза в неделю по 2 часа.

Кружок могут посещать как мальчики, так и девочки. В одной группе занимаются 15 человек.

Учебная нагрузка планируется в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка.

Характеристика программы

Программой предусматривается изучение 8 основных видов росписи «Русского Севера» (мезенская, пермогорская, онежская, шенкурская, борецкая, пижемская, пучужская) и 4 традиционных росписей России (хохломская, загорская, городецкая, урало-сибирская, полохово-майданская). Процесс обучения выстроен по принципу «от простого к сложному».

Методы изучения развития обучающихся.

Педагогическое наблюдение за особенностью развития личности ребёнка, проявляющееся в деятельности и в поведении.

Анкетирование.

Беседы, позволяющие получить информацию социологическую, психологическую, ситуационную.

Анализ результатов деятельности в кружке (обычно делается в конце учебного года по итогам участия в выставках и других мероприятиях, а также на основе диагностики обученности по следующим параметрам: усидчивость, художественная грамотность (композиция), креативность.

Программа предполагает возможность вариативности содержания. В зависимости от особенностей динамики творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Подведение итогов работы является необходимым методом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

На занятиях целесообразно применять вводный, промежуточный и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию (по модели или в стиле), авторской творческой работе по самостоятельно изготовленному эскизу. Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному искусству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности объединения, что может являться одним из показателей успешной реализации программы.

Предполагаемые результаты освоения программы

1 год обучения

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и Омской области;

формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

умение рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.

Метапредетные:

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей Предметные:

умение различать виды росписей по дереву;

навыки составлять композицию в разной тематике;

умение аккуратно работать с различными видами красок.

Предметные:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

освоение художественной культуры средствами декоративно-прикладного искусства;

умение отличать различные виды росписей;

освоение знания о народных ремеслах, по средствам росписи по дереву «Русского Севера;

навыки исполнения основных приемов и элементов росписей;

формирование начальных знаний по композиции и орнаменту;

2 год обучения

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

умение оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.

Метапредетные:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

способность работать индивидуально и в группе;

Предметные:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном искусстве;

формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

освоение знания о народных ремеслах, по средствам росписи по дереву «Русского Севера;

3 год обучения

Личностные:

освоение социальных норм, правил поведения, участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

Метапредетные:

организовывать рабочее место для индивидуальной и коллективной трудовой деятельности при работе с разными материалами;

получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты;

Предметные:

освоение навыков исполнения изучаемых росписей;

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

составлять композицию и воплощать идеи на практике;

формирование навыков самостоятельного подбора и подготовки объекта для росписи (знать особенности структуры дерева, отличать пороки дерева, уметь тонировать деревянную поверхность и иметь представлении о грунтовке и окончательной обработке деревянной поверхности);

Диагностика

- Изучение склонностей и интересов (Методика «Палитра интересов»)

- Определение степени удовлетворенности воспитанников деятельностью в кружках ( Андреев А.А.).

- Формирование творческой активности обучающихся (Методика диагностики уровня творческой активности. Рожков М.И.)

- Для определения уровня знаний, умений и навыков по образовательной программе и личностного развития обучающихся проводится мониторинг результатов обучения ( Методика определения результатов образовательной деятельности детей. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В)

Данная программа разработана на основе:

1​ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программа дополнительного образования детей для использования в практической работе".

2​ ФГОС: основное общее образование

3​ О.В.Знатных - Программы дополнительного образования «Роспись Русского Севера» (Детская школа народных ремесел М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 – 30с.)

4​ Т. Я.

5​ Шпикаловой - Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество / Сборник под ред.. - М., 2000.

6​ Н.И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176с.

Область применения программы.

Программа может быть реализована учреждениях дополнительного образования, в детских объединениях декоративно-прикладного творчества, организованных с учетом уровня подготовки и специализации педагога и потребностей образовательного учреждения. Отдельные темы могут быть использованы в качестве тем научно-исследовательских работ.

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 7284 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА