Воскресенье, 16:57 
Главная » 2013 » Апрель » 30 » Образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно- прикладному искусству «Художественная обработка бумаги» «Сувенир

Образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно- прикладному искусству «Художественная обработка бумаги» «Сувенир

14:25
Образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно- прикладному искусству «Художественная обработка бумаги» «Сувенир
Отдел образования администрации Первомайского района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Новосибирска

Центр внешкольной работы "Лад"


АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА БУМАГИ»

ОБЪЕДИНЕНИЕ «СУВЕНИР»


Срок реализации программы – 3 года,

возраст обучающихся (5-11лет)

Автор программы:

Макарова Юлия Сергеевна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

г. Новосибирск

Образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно- прикладному искусству «Художественная обработка бумаги» «Сувенир».

Составитель: Юлия Сергеевна Макарова,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Первомайского района г. Новосибирска.

Рецензенты: О.В. Мицук, преподаватель кафедры

ОО «Искусство» и «Технология» НИПКиПРО.

Л.В. Черникова, преподаватель кафедры педагогики

НИПКиПРО.

Т.А. Хаценюк, директор ЦВР «Лад»

Первомайского района г. Новосибирска.


Архив материала

Курс предназначен для воспитания и развития детей 5-11 лет в течение трех лет в условиях образовательных учреждений дополнительного образования, а также общеобразовательных учреждениях различных типов, реализующих программы дополнительного образования детей.

Изучение курса направлено на формирование основ эстетико-художественной культуры личности ребенка как части общей культуры человека, на развитие художественных способностей средствами декоративно-прикладного искусства, а также способствует самоопределению и самореализации обучающихся.

Программа прошла апробацию в течение трёх лет на базе ЦВР «Лад».


ОГЛАВЛЕНИЕ

1​ Пояснительная записка……………………………………………………. 4

2​ Учебный план……………………………………………………………… 11

3​ Учебно-тематический план 1-го года обучения

Содержание курса (1-й год обучения) …………………………………… 12

4​  Учебно-тематический план 2-го года обучения

Содержание курса (2-й год обучения) …………………………………… 17

5​ Учебно-тематический план 3-го года обучения

Содержание курса (3-й год обучения)……………………………………. 21

6​ Методическое обеспечение программы………………………………… . 25

7​ Литература………………………………………………………………… 31

8​ Приложение А (результативность)………………………………………. 33

9​ Приложение Б (диагностика)…………………………………………….. 34

10​ Приложение В (анкета)…………………………………………………… 37

11​ Приложение Г …………………………………………………………….. 38

12​ Приложение Д……………………………………………………………... .39

13​ Приложение Е……………………………………………………………... 40


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Детское сердце чутко к призыву творить красоту…

Важно только, чтобы за призывами следовал труд».

Б.Н.Сухомлинский

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – литература, музыка, живопись, народное декоративно-прикладное творчество. Влияние искусства на формирование личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без возбуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности. В самом деле, воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию и красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром. Стоит отметить, что эстетическому воспитанию детей, приобщению к прекрасному долгое время предавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане.

В становлении личности ребенка, нравственном его воспитании значение эмоционального развития огромно. В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».

Знакомство детей с различными видами декоративно-прикладной деятельности развивает интерес и внимание к окружающему миру, предметам, обогащает знания о природе, позволяет воспитывать и развивать художественный и эстетический вкус, наблюдательность, восприятие, воображение, фантазию, т.е. те художественные способности ребенка, которые ему будут необходимы в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности.

Образовательная программа декоративно-прикладной направленности раскрывает перед детьми такие возможности и предусматривает углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла, позволяет плодотворно осуществлять эстетическое воспитание обучающихся, формировать их духовную культуру, а также создавать условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке используемого материала.

Объединение «Сувенир» включает работу с цветной бумагой, картоном и другими видами прикладного творчества. Помочь ребенку угадать свое призвание и познать себя, создать ситуацию переживаний творчества, радости и внутренней удовлетворенности, вызвать интерес - основные задачи занятий творческим моделированием. Моделирование обогащает обучающихся практическим опытом, выявляют интересы и способности каждого ребенка. Показывает путь, по которому ребенок может достичь реализации своих способностей.

Занятия направлены на изучение и овладение практикой творческой деятельности, простейшими технологиями и техниками художественной обработки материалов, как первичной стадией мастерства. В данном случае мастерство – это не только владение техникой моделирования как вида искусства, но и способность применять свои умения для создания художественного образа произведения.

Образовательная программа по декоративно-прикладному искусству «Сувенир» разработана на основе Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, с учетом приоритетных направлений НОИ «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, основных положений Концепции художественного образования в Российской Федерации, Концепции предметной и образовательной областей «Технология», а также с использованием опыта работы Людмилы Андреевны Фроловой, педагога дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева (г. Москва).

Цель программы:

Выявление и развитие художественно-прикладных способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства для дальнейшей их реализации в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности при работе с бумагой и картоном.

Задачи программы:

ознакомить обучающихся с истоками декоративно-прикладного искусства, в частности по изготовлению декоративных изделий из бумаги и картона;

ознакомить с основами технологии художественной обработки бумаги и картона, с различными техниками бумажной пластики, их отличительными особенностями;

составить представление о характере художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;

сформировать знания основ материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник художественной обработки бумаги и картона, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия, оформлению (дизайну) интерьера с использованием изделий декоративно-прикладного искусства;

сформировать знания о рациональной организации рабочего места и времени, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;

сформировать навыки и умения изготовления декоративных изделий из бумаги и картона в технике аппликации, оригами, моделирования;

сформировать навыки и умения по подбору бумаги и картона (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;

сформировать навыки и умения по составлению композиции в технике бумажной пластики на определенную тему: правильной организации композиционного пространства, выбору композиционного центра, пропорций, форм, цветового решения при размещении отдельных фигур на плоскости листа бумаги;

сформировать навыки и умения создания художественного образа декоративного изделия из бумаги и картона согласно авторскому замыслу;

сформировать навыки и умения рациональной организации своего рабочего места и времени, безопасного использования инструментов и приемов работы с ними;

развивать речь обучающихся, обогащая словарный запас, способствуя овладению выразительными свойствами языка, а также средствами восприятия и создания художественных образов;

развивать мышление обучающихся посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, способствовать развитию пространственного воображения и фантазии;

развивать сенсорную и двигательную сферы обучающихся посредством художественной и декоративно-прикладной деятельности;

развивать художественные прикладные и творческие способности ребенка, художественный вкус;

способствовать развитию индивидуальности, авторского проектного мышления ребенка;

способствовать самоопределению и самореализации личности ребенка;

способствовать воспитанию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, коммуникативных качеств личности, а также гуманизма и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;

воспитывать самостоятельность и ответственность посредством самоконтроля и самооценки, потребности в достижении успехов в собственной деятельности.

Отличительными особенностями настоящей образовательной программы являются следующие:

1​ Теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный практический опыт обучающихся;

2​ В течение всего курса осуществляется интегрированная связь изобразительным искусством, графикой, окружающим миром, природоведением, математикой, историей, эстетикой и др. предметами.

3​ Раскрываются теоретические, практические знания на каждый год обучения, прилагаются перечень тем с использованием базовых форм, в модуле «Оригами» берется за основу понятие «базовые формы».

Знакомство с основными базовыми формами (б/ф) оригами осуществляется в три этапа, соответствующих логике освоения художественно-творческой деятельности по годам (ступеням) обучения:

1 этап (1 год обучения) – простейшие базовые формы;

2 этап (2 год обучения) – базовые формы «средней сложности»;

3 этап (3 год обучения) – сложные базовые формы.

Настоящая программа рассчитана на полный курс обучения детей начальной школы и адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В процессе обучения возможно проведение корректировки уровня сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта деятельности детей и уровня усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение творческому моделированию, оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в данной технике.

Возрастной диапазон, в котором реализуется программа, достаточно велик – от дошкольного, младшего школьного до подросткового возраста, что определенным образом влияет на организацию учебно-воспитательного процесса. Основной контингент обучающихся – дети младшего школьного возраста. Специфика типа образовательного учреждения дополнительного образования, целей образования, контингента обучающихся и условий реализации содержания программы позволяет осуществлять воспитательно-образовательный процесс в режиме работы с разновозрастными группами детей. Организация занятий в таких группах, прежде всего, предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Младший школьный возраст - время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность - важные личностные особенности младших школьников. Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. Два основных вида деятельности, в которых развиваются эти качества: учение и труд. Дилемма доверия-недоверия, возникающая при воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста, ее оптимальное решение и возможные отрицательные следствия при неудачном исходе дела, предполагает использование способов и средств развития самостоятельности. У детей данного возраста возникает безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.

При организации обучения детей в этом возрасте наибольший эффект достигается при использовании репродуктивных методов работы: наглядных, словесных, практических, особенно в момент формирования базы элементарных политехнических навыков работы с материалами и инструментами. Успешность деятельности ребенка, его желание в дальнейшей работе зависит от его умения выполнять те или иные операции.

Как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за проявленную настойчивость на пути к достижению цели возникает трудолюбие. Оно, в свою очередь, зависит от того, насколько учеба и труд младшего школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей данного возраста. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом самостоятельно. Вместе с тем, самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. Ребенку необходимо поручать самостоятельное выполнение работы и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его.

Отбор содержания программы обусловлен следующими факторами:

целями современного художественного и технологического образования, направленными на формирование целостной гармоничной личности, на развитие ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства, на формирование основ художественной и технологической культуры;

особенностями современной ситуации, когда остро стоит вопрос о занятости детей, об их умении организовать свой досуг;

возрастными психологическими особенностями младшего школьника;

включенностью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, методики коллективной творческой деятельности;

формами и методами организации образовательного процесса, мониторингом образовательных результатов.

Содержание программы знакомит обучающихся с историей возникновения и развития декоративно-прикладного искусства, в частности искусства бумажной пластики, рассматривает вопросы изготовления декоративных изделий из бумаги и картона от традиционных приемов до современных технологий и строится на основе принципов природосообразности, целостности, системности, интегративности, практической направленности, информативности, ценностной ориентированности. Кроме того, в воспитательно-образовательном процессе реализуются принципы:

показа личной значимости учебно-творческой деятельности;

учета возрастных и индивидуальных особенностей личности обучающихся;

индивидуального стиля учебно-творческой деятельности;

уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней;

оптимизма, поощрения успеха и доброжелательной критики;

общественной и личной значимости информации;

необходимости и достаточного разнообразия средств, методов поиска, сбора, хранения, обработки, преобразования, использования информации

межпредметных и внутрипредметных связей;

оптимального сочетания тории и практики;

оптимального сочетания логического и эвристического (интуитивного);

эмоционального и рационального;

оптимального сочетания управления и самоуправления;

оптимального сочетания обучающих, воспитывающих, развивающих функций в процессе различных видов деятельности учащихся, организуемых в педагогических целях воспитании и саморазвитии личности и коллектива;

объективности оценки сформированности знаний, умений и навыков детей на каждом уровне воспитания и обучения.

Реализация выделенных принципов при отборе содержания образования предлагаемой программы позволяет выявить художественные творческие способности каждого ребенка, создать условия для его развития с учетом индивидуальных особенностей и потребностей в неразрывном единстве биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, образуя личностный опыт каждого воспитанника.

Структура содержания программы выстроена на основе принципа блочного планирования и представлена тремя блоками, соответствующими этапам, логике освоения художественно-творческой деятельности по годам обучения - соответственно ступеням обучения.

Каждый блок предусматривает занятия по основным видам декоративно-прикладной деятельности, связанной с художественной обработкой бумаги и картона: аппликация, оригами, конструирование и моделирование.

1 блок(1 ступень – знакомство с основами технологии художественной обработкой бумаги и картона) знакомство с материалом и его свойствами, правилами безопасной работы с инструментами и приспособлениям; организацией рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых операций (сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линейке, работа с ножницами), знакомство с простейшими технологическими картами.

2 блок(II ступень – освоение основ технологии художественной обработкой бумаги и картона) систематизация полученных ранее знаний, закрепление умений и навыков декоративно-прикладной деятельности с введением элементов самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия (самостоятельная работа со схемами, технологическими картами), так и при анализе трудового задания (организации, планирования и контроля трудовой деятельности) под руководством педагога.

3 блок(III ступень – освоение технологии художественной обработкой бумаги и картона) повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее; доведения до уровня привычки правила никогда не приступать к резанию, сгибанию, прокалыванию и другим операциям, без предварительного выполнения разметки материала; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, проектов.

Общекультурная направленность курса позволяет обучающимся приобрести навыки создания комфортной обстановки в быту, в интерьере, способствует воспитанию эстетического вкуса.

Для освоения содержания программы младшему школьнику необходимы «стартовые» знания и умения, сформированные на уровне декоративно-прикладной деятельности дошкольника (основные простейшие приемы работы с бумагой и картоном: аппликации, оригами, моделирования). В основе реализации содержания программы лежит личностно-деятельностный подход, ориентированный на способы усвоения знаний, способы мышления, деятельности и развитие творческих способностей личности ребенка. Реализация личностно-деятельностного подхода предполагает выбор стратегии, согласно которой педагог учитывает характерные особенности художественной декоративно-прикладной деятельности. В рамках этой деятельности осуществляется воспитание, развитие и обучение детей. В зависимости от специфики и вида деятельности с учётом её целей, содержания, формы организации, методов, средств, условий меняется сама методика и технология учебно-воспитательного процесса.

В качестве необходимого условия реализации личностно-деятельностного подхода предполагается: многообразие видов деятельности обучающихся, возможность альтернативных решений и многовариантность способов решения творческих задач; усвоение общих способов художественной декоративно-прикладной деятельности и, соответственно, выделение в содержании обучения основных видов деятельности, типовых задач и конкретных, частных ситуаций в качестве средств их усвоения и решения. Чем разнообразнее деятельность детей, тем сильнее она влияет на эмоциональную сферу ребенка.

Особое внимание в процессе реализации содержания программы уделяется вопросам техники безопасности и безопасных приемов работы при изготовлении изделий из ткани, культуры труда и технологической культуры.

Таким образом организованное освоение содержания данного курса способствует:

освоению знаний о структуре, свойствах, способов, приемов работы с цветовой палитрой, сочетания комбинаций различных форм, величин;

формированию базовых основ технологии художественной обработкой бумаги и картона, приобретению первичных сведений, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно практические навыки;

интенсивному развитию психических процессов и зрительно-моторной координации, мелких мышц кистей рук, что способствует успешному освоению нового вида деятельности – учебного.

Выполнение детьми заданий творческого моделирования, оригами, аппликация нацелено на развитие их задатков и способностей в сфере формообразования, а также развития воображения, объемного восприятия и образного мышления. Обучающиеся начинают активно воспринимать и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать авторские проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

Режим работы:

Сроки реализации программы: программа рассчитана на три года обучения, возраст обучающихся составляет от 5 до 11 лет.

Группа 1 года обучения из расчета 4 час. в неделю, 16 час. в месяц, 144 час. в год.

Группа 2 года обучения из расчета 6 час. в неделю, 24 час. в месяц, 216 час. в год.

Группа 3 года обучения из расчета 6 час. в неделю, 24 час. в месяц, 216 час. в год.

Модель выпускника.

По окончании освоения курса обучающийся должен:

Иметь представление:

об истоках декоративно-прикладного искусства, в частности по изготовлению декоративных изделий из бумаги и картона;

о технологии художественной обработки бумаги и картона, с различными техниками бумажной пластики, их отличительными особенностями;

о характере художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;

об аранжировке, композиции цветов, моделировать различные фигуры из бумаги.

Знать:

технику безопасности, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;

основу материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник художественной обработки бумаги и картона, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия.

Уметь:

изготавливать декоративные изделия из бумаги и картона в технике аппликации, оригами, моделирования;

подбирать бумагу и картон (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;

составлять композиции в технике бумажной пластики на определенную тему: правильной организации композиционного пространства, выбору композиционного центра, пропорций, форм, цветового решения при размещении отдельных фигур на плоскости листа бумаги;

создавать художественные образы декоративного изделия из бумаги и картона согласно авторскому замыслу;

рационально организовывать свое рабочее место и время, безопасно использовать инструменты и приемов работы с ними;

применять усвоенные знания на практике.

Использовать в практической деятельности и повседневной жизни для оформления интерьера (дизайн) с использованием изделий декоративно-прикладного творчества.

Кроме того, достигает следующих личностных результатов:

владеет выразительными свойствами языка, а также средствами восприятия и создания художественных образов;

умеет анализировать сравнивать, обобщать, конкретизировать действия при выполнении творческой работы;

владеет художественно прикладными и творческими способностями;

умеет разрабатывать и представлять свой опыт через проектную деятельность;

умеет быть самостоятельным и ответственным, имеет навыки в самооценке.

владеет социально и личностно значимыми качествами, индивидуально-личностными позициями, ценностными установками, раскрывающих отношению к труду, системой норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

владеет результатами изучения технологий, применяемых как в рамках обязательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

 Далее смотреть архив

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 10157 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА