Понедельник, 00:04 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Апрель » 19 » Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованно

Обобщенный опыт работы по теме:  «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованно

06:04
Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованно

Черешнева Анна Васильевна

воспитатель

первая категория

МАДОУ детский сад № 9 г. Грязи

Обобщенный опыт работы по теме:

«Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Введение

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, Винкс, трансформеры и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого не возможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Да, наше время - время стрессов, резких взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная деятельность многофункциональна, так же рекомендованна в детских дошкольных учреждениях.

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусства – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. И главное оно способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывает желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.

Актуальность

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой маторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее время проблемы в развитии речевых функций также снижают коммуникативные возможности детей дошкольнного возраста.

Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Найти формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать.

Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену: «Детей много, я могу спрятаться за них».

Поэтому я поставила перед собой цель: создание условий для развития коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Для работы выделила следующие задачи:

1​ учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;

2​ способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;

3​ развивать память, внимание, воображение;

4​ обогащать двигательный опыт ребенка новыми видами движений, средств выразительности в передаче образа;

5​ воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

6​ поощрять интерес к сценической деятельности.

Основная часть

Театрализованной деятельностью с детьми дошкольного возраста я занимаюсь уже много лет. Вначале я изучила опыт работы педагогов по данной теме, которые вносили что-то новое и интересное в театрализованную деятельность детей. Так же продумала формы работы для эффективного достижения поставленной цели. Я познакомилась с произведениями художественной литературы, рекомендованными для каждой возрастной группы и играми-драматизациями. Игра, как мы знаем, является основным видом детской деятельности, в процессе которой происходит формирование личности ребенка, закладываются основы коллектива сверстников. В своей работе особое значение придаю играм-драматизациям. В них дети объединены общими переживаниями; они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива. Дети не только воспроизводят образы любимых сказок, художественных произведений, но и вместе с ними радуются, волнуются, проявляют свои эмоции. Эмоции могут служить познанием мира, общения, насыщают жизнь красотой и богатством переживаний. Таким образом, театрализованная деятельность, важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Все это отражено в выбранном мною направлении в работе с детьми, т.е.: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности».

Первое знакомство детей с играми-драматизациями началось с младшего дошкольного возраста, когда сказки приходят к детям с театром Петрушки, би-ба-бо, настольным театром в исполнении взрослого или старших дошкольников, с музыкальным сопровождением. Привлечение детей к посильному участию в играх-драматизациях происходило на музыкальных занятиях. У детей появилось желание подпевать, вторить голосам, изображать какие-то движения в такт музыки. Я уделяла внимание самостоятельной художественной деятельности детей, учила разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Все это помогало подготовить детей к активному участию в театрализованной деятельности, так же явилось хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитию их общительности, стремлению принимать участие в общих затеях.

Работая с детьми младшего возраста, я старалась увлечь детей в прекрасный мир сказки и народного фольклора. Малыши перевоплощались из ребят в волка, зайчишку, Котофея, лису Алису, храброго петушка, т.е. разнохарактерных персонажей любимых сказок. Мои малыши очень любили игры с пальчиками. Текст потешки очень простой и доступный для детского восприятия:

«Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем – в лес ходил,

С этим братцем – щи варил,

С этим братцем – кашу ел,

А с этим братцем – песни пел».

Для детей среднего дошкольного возраста отбирала небольшие произведения и знакомила с ними ребят. Например: «Кисонька-мурысонька», «Ванька-встанька», «Игрушки», «Помощница», «Вовка - добрая душа» (А. Барто); «Перчатки», «Усатый полосатый», «Сказка о глупом мышонке» (С.Я. Маршак); «Варежка» (Е. Благинина), «Трезор», «Песенка друзей», «Котята» (С. Михалков), «Телефон», «Тараканище», «Путаница», «Мойдодыр» (К.И. Чуковский).

Русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой» и др.

Все эти произведения содержат диалог. Подбирала произведения, в которых существовала конфликтная ситуация между действующими лицами, как в стихотворении С.Я. Маршака «Перчатки» или в сказке «Лиса, заяц и петух».

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, аудиозаписи, видеофильмы по различным произведениям и презентации. При рассматривании иллюстраций уделяла внимание анализу эмоциональных состояний персонажей: «Что с ним? Почему он плачет?»

Сначала я читала произведение выразительно, затем проводила беседу. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» После чтения сказки А.Толстого «Приключения Буратино» предлагала вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?» При ответах на вопросы следила за правильной речью детей, т.к. основным этапом работы над текстом является обучение детей средствами интонационной и речевой выразительности и дикции.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения, пауз, мелодий, темпа, изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. Большое значение в общении имеет то, каким голосом мы говорим. Были подобраны упражнения, задания в игровой форме, для формирования речевых навыков.

Интонационная выразительность:

1​ Ребенку предлагалось по-очереди повторить слова, фразы, с разными чувствами и интонацией (зло, радостно, задумчиво, с обидой, со стыдом).

2​ При чтении стихов А.Барто «Наша Таня», «Бычок», «Зайка», «Мой мишка» - дети интонируют каждое слово, выражая свои чувства.

3​ Предлагала найти нужную интонацию в данной ситуации: успокоить плачущего ребенка, пожурить друга за драку, поблагодарить воспитателя за помощь.

4​ При чтении пословиц и поговорок ребенок выделял голосом главные по смыслу слова.

Дикция:

1​ Предлагалось ребенку произнести пословицы, поговорки, скороговорки, насыщенные гласными звуками. («Мал, да удал», «Два сапога пара», «Нашла коса на камень», «Знай, край, да не падай»).

2​ Слитно и протяжно произнести несколько звуков на одном выдохе.

3​ Произнести звуки «б», «п» (папа, бублик, крупа).

4​ Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи. Для этого использовались скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. («Прохор и Пахом ехали верхом», «Галка села на палку, палка упала на галку»).

Для более успешного овладения театральным мастерством необходимо формировать двигательные сценические навыки:

мимика и жесты, средствами которых можно передавать наиболее характерные черты персонажей;

пластика персонажа (умение вести куклу на руке, без ширмы; темп; ритм движений, плавность и резкость);

освоение техники действия с куклой за ширмой с учетом объема занимаемого персонажем сценического пространства;

овладение техникой взаимодействия нескольких кукол за ширмой, с учетом речевых и пластических характеристик;

проявление у детей творчества в создании образов.

Основу данной работы составляют специально организованные формы двигательной деятельности:

элементы логоритмики (движения, которые сочетаются речевым сопровождением);

пальчиковая гимнастика (игры и упражнения для пальцев рук);

артикуляционная гимнастика (стимулирующая функция речедвигательного аппарата);

дидактические игры на развитие сенсорики.

В своей работе применяла релаксацию, т.е. использовала особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, что позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Использовала в работе курс специальных занятий, этюдов, упражнений на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка – психогимнастику.

Наиболее доступным для детей дошкольного возраста видом театрализованной деятельности является кукольный театр. Основным персонажем кукольного театра является кукла. Поэтому работа начиналась со знакомства с куклой. Я показала, как сделана, как можно управлять ею, т.е. процесс оживления персонажа. Затем с детьми обыгрывали небольшие диалоги персонажей. Показывала, как надо вести куклу на руке без ширмы, учитывая ритм, плавность, резкость движений.

Дети с большим удовольствием смотрели кукольные спектакли в исполнении воспитателя, а так же посещали кукольный театр.

О роле театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх - всегда праздник. Поэтому в дошкольных учреждениях достаточно часто используют эти виды самостоятельной деятельности детей. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны воспитателя. Поэтому работу по ознакомлению детей с театром я начинала с бесед, целью которых была – сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Эти беседы я назвала «Здравствуй театр». В процессе бесед предлагала детям обсудить такие вопросы: « Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Кто распределяет роли между артистами? Как, вы узнаете, где и когда происходит действие? Кто шьет для артистов костюмы? Как нужно вести себя в театре?

Эта работа призвана, обеспечить условия для владения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Систематизировать знания детей о театре в соответствии с их возрастом.

Видя неподдельный интерес детей к обыгрыванию ролей, захотелось чего-то большего, и родилась идея создать театральную студию. Студию решили назвать « Веселый балаганчик » Детям была показана презентация о бродячих артистах и постановках ими небольших спектаклей. Мною был разработан план работы студии на год, включавший в себя 5 разделов.

1 раздел - « Театральная игра ». Работа этого раздела направлена на развитие игрового поведения, эстетических чувств, творческого отношения к делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры - готовят ребенка, как к художественной деятельности, так и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.

Специальные театральные игры – развивают главным образом воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества.

2 раздел – «Ритмопластика». Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3 раздел. «Культура и техника речи». Это игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Здесь же игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы.

4 раздел. « Основы театральной культуры».

5 раздел. « Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

1​ Знакомство с пьесой.

2​ От этюдов к спектаклю.

Основные правила раздела:

не перегружать детей;

не навязывать своего мнения;

не позволять другим детям вмешиваться в действия других;

предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Исходя из опыта работы, можно выделить 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.

1 этап - выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. Предложить детям сочинить жизнь героев сначала пьесы, помогая разными вопросами. В процессе работы над спектаклем « Гуси- лебеди» возникли такие вопросы: В какие игры играли подружки с Настенькой? Зачем Бабе Яге нужны маленькие детки? Почему Иванушка не спрятался от гусей?

2 этап – деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод и придумывают им название. Например: «отъезд родителей», «похищение ребенка», «встреча с яблонькой» и др.

3 этап – этот работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, постепенно вовлекаются в процесс все члены коллектива. Чувствуя поддержку педагога, дети действуют естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

4 этап – поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость), создание вместе с детьми эскизов декораций и костюмов.

5 этап - переход к тексту пьесы: отрывок повторяется много раз разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить все роли. Уточняются обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети оценивают игру разных исполнителей, а педагог намечает 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

6 этап - это работа над ролью. Нельзя навязывать детям логику действия другого человека или свои образы, дети играют самого себя, основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, вспоминая ситуации из своей жизни, когда ему приходилось пережить чувства схожие с чувствами героя. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слушать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение.

7 этап – репетиции отдельных сцен спектакля в разных составах. Дети не должны повторять позы, жесты, интонации других исполнителей, а искать свои варианты. Учить размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.

8 этап – проходят репетиции всей пьесы целиком (1-3 раза) с использованием подготовленных для спектакля декораций, бутафорией и реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идет с музыкальным сопровождением. В процессе репетиции уточняется темпоритм спектакля, закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

9 этап - генеральная репетиция в костюмах. Первые зрители педагоги - строгие и объективные. Премьера – дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. И только на следующий день в беседе выясняется, насколько критически дети могут оценить свои успехи и неудачи. Педагог старается указать на промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить удачные и интересные моменты выступления.

10 этап – заключительный. Это повторные показы спектакля в разных составах. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа преобретенных навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству. Из игр и этюдов постепенно создается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает «перешагнуть» через «я стесняюсь», поверить в себя. И главное – это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле ведь играть в сказках и трудно, и безумно интересно.

Занятия провожу в музыкальном зале. Для выполнения творческих заданий используем мягкие объёмные модули различной конфигурации, а также фортепиано и аудиотехнику. Форма одежды облегченная и обязательно чешки. Занятие проводится один раз в неделю от 30 до 40 минут и индивидуальная работа с подгруппами один раз в неделю.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний, а соучастником педагогического процесса. В ходе занятия стремлюсь достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Отмечаю и поощряю каждое удачное творческое решение, стремлюсь воспитывать в детях уверенность в свои силы.

Занятия строю по разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий,

погодные условия, психическое состояние детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических упражнений или игр, либо с веселой скороговорки.

На первом этапе первоочередными задачами ставила умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами.

На втором этапе перед дошкольниками ставила более сложные задачи: увеличить количество упражнений и творческих заданий, повысить требования к качеству их исполнения. Проводя занятия, старалась создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривала зажатых и скованных детей, не акцентировала внимание на промахах и ошибках.

Работа над ролью процесс трудоемкий и длительный, требующий от педагога особого внимания, умения мыслить нестандартно, творчески, использовать в работе возможности ребенка, поощрять его творческие проявления. Проходит он примерно по такой схеме.

1​ Знакомство с инсценировкой. О чем она? Какие события в ней главные?

2​ Знакомство с героями - словесный портрет героя: фантазирование по поводу его образа жизни, взаимоотношений с другими героями, его любимые блюда, игры, поступки.

3​ Придумывание различных ситуаций из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой.

4​ Анализ придуманных поступков

5​ Работа над сценической выразительностью: определение характерных движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, определение средств мимика, интонации.

6​ Подготовка театрального костюма.

7​ Использование грима для создания образа.

8​ Генеральная репетиция.

9​ Спектакль.

На занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет. В том-то и дело, что без зрителей все мы прекрасные актеры. Но как поведет себя маленький артист в волнительны минуты, когда зал притих, и на него смотрят такие же дети, а главное - папа, мама, бабушка, дедушка... Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Из робкого мальчика или капризной девочки он превращается в героя. Как светятся глаза моих ребят от счастья и чувства собственного достоинства - им аплодируют! Аплодируют родители.

Большое внимание уделяю взаимодействию с родителями моих подопечных. Беседую с ними, прошу присутствовать по мере возможности на детских выступлениях, обсуждать с детьми перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть. После спектакля обсудить с ребенком результат, отметить достижения и определить пути дальнейшего совершенствования.

Предлагаю родителям в домашних условиях, а педагогам в группе, помочь разыграть полюбившуюся сказку. Рассказывать в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

Заключение

Итогом всей кропотливой работы является готовый спектакль. При этом отслеживается результат речевого и коммуникативного развития ребенка. Участниками студии « Веселый балаганчик» были показаны такие спектакли, как «Рукавичка», «Колобок». Драматизация сказки «Кот, дрозд и петух»

Предполагаемые умения и навыки к концу года:

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах

Знать и четко произносить в разных темпах 4-6 скороговорок вслух, шопотом и беззвучно.

Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог на заданную тему, самостоятельно выбирая партнера.

Уметь подбирать рифму к заданному слову.

Уметь сочинять рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Уметь согласовывать свои действия с другими детьми, находить контакт в отношениях.

Безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе, включение детей в театрализованную деятельность позволяет им в интересной форме с опорой на ведущий вид деятельности - игру, расширить свой коммуникативный опыт и опробывать его в этой деятельности. Ребенок начинает чувствовать, осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.

Литература

1​ Давайте играть! Музыкальные игры и песни для детей младшего и среднего школьного возраста // Составитель И.В. Кошмина.

2​ Дзюба П.П. Сказка на сцене: сказки – мюзиклы, пасхальные и рождественские постановки/ П.П. Дзюба.- Ростов н/Д: Феникс,2005.-224с.: ил.- (сердце отдаю детям)

3​ Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ:

4​ Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой-М: ТЦ Сфера, 2005.-64с- ( Программа развития).

5​ Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ. –М .: Издательство «Гном и Д»,2004.-144с.

6​ Зарецкая Н.В. С танцеми и песней встретим праздник вместе. Сценарии музыкальных сказок для дошкольников / Художник Куров В.Н.-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2003.-128с.:ил.-(Детский сад: день за днем. Музыкальная минутка).

7​ Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно - развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный материал (приложение)-М.: «Издательство Гном и Д», 2001.-48с.

8​ Мирясова В.И. Заячья капуста: сценарии музыкальных экологических сказок для детей 5-8 лет / В.И. Мирясова, Н.Ф. Скворцова.-М.: Издательство «ГНОМ иД».2005.-88с.

9​ Царенко Л.И. От потешек к Пушкинскому балу...-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-160с.:ил.

10​ Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004.-160с.: ил.-(Театр и дети).

Приложение 1

ЖЕСТЫ

(средство выразительности)

Иди сюда. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».

Уходи. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».

Согласие. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).

Несогласие. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).

Просьба. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.

Отказ. Руку вытянута вперед, с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута « от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.

Плач. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.

Ласка. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.

Клич. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука»

Приветствие. Правая рука поднята вверх,маховые движения кистью из стороны в сторону.

Прощание. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.

Приглашение. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.

Благодарность. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.

Негодование. Возмущение: «Да что это такое!».

Не знаю. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

Приложение 2

СКОРОГОВОРКИ

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Милая Мила мылась мылом.

Ели-ели Лена ела, есть из лени не хотела.

Бобр добр для бобрят.

Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек.

Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

У Кондрата куртка коротковата.

Улов у Паликарпа – три карася, три карпа.

Кот ловил мышей и крыс, кролик грыз капустный лист.

Мокрая погода размокропогодилась.

По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.

У калитки - маргаритки, подползли к ним три улитки.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

От топата копыт пыль по полю летит.

Наш Полкан попал в капкан.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.

Слишком много ножек у сороконожек.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали.

Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

Сыворотка из-под простокваши.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Сшила Саша Сашке шапку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе-трава, на траве-дрова.

Приложение 3

СЛОВАРЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Авансцена- пространство сцены между зановесом и оркестром или зрительным залом.

Актер – деятельный, действующий ( акт-действо)

Амфитеатр – места, расположенные за партером.

Антракт – промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты – одобрительные хлопки.

Афиша – объявление о представлении.

Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения)

Грим – подкрашивание лица, искуство придания лицу внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорации (лат.)- украшение; художественное оформление для действия на театральной сцене.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителя.

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена- сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Монолог – речь одного лица, мысли вслух.

Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Парик – накладные волосы.

Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.

Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи подленные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Репертуар – постановки, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция- повторение, предварительное исполнение спектакля.

Театр – место для зрелищ.

Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 4380 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА