Воскресенье, 16:59 
Главная » 2013 » Июль » 5 » Нестандартный урок русского языка по теме "Род неизменяемых существительных" "Лингвистическая экспедиция" 6 класс.

Нестандартный урок русского языка по теме "Род неизменяемых существительных" "Лингвистическая экспедиция" 6 класс.

15:13
Нестандартный урок русского языка по теме "Род неизменяемых существительных" "Лингвистическая экспедиция" 6 класс.
My WebPage
МБОУ «Красноорловская СОШ»

Урок русского языка в 5 классе.

«Лингвистическая экспедиция».

Тема: Род неизменяемых существительных.

Разработала учитель русского языка и литературы Мецлер Людмила Васильевна.

С. Красные Орлы. 2013 год.
Пояснительная записка.
Общество «Эпохи информации» требует от человека:
1.Определенных умений, которые можно использовать при любых обстоятельствах;
2.Умения мыслить, а не накапливать определенную сумму знаний и взглядов;
3.Не узких знаний, а общего подхода к решению вопросов;
4.Коммуникабельности- умения работать в согласии с другими и вместе приходить к цели.
Именно поэтому у меня возникла необходимость применения во время преподавания таких форм и методов, которые возбуждают творчество учащихся, создают атмосферу раскрепощенности, эмоционального полета, привлекают внешкольные интересы и увлечения детей в учебный процесс.
Все это является актуальным, т.к. в подростковом возрасте наблюдается потребность в формировании собственного мировоззрения, стремление к взрослости, бурное развитие фантазии и воображения, направленность на самоутверждение в обществе. Учитывая это, наиболее продуктивными в этом возрасте являются нестандартные уроки, которые привлекают подростка к активному решению заданий и проблем, ставят его в позицию причастности к событиям.
Если следовать классификации, предложенной С. В Кульневич и Т. П. Лакоцениной, то данный нестандартный урок можно отнести к урокам, имитирующим какой-либо вид деятельности (урок-экспедиция).
Этот урок отличается тем, что в нем участвуют все ученики. Его правила, содержание, методика проведения разработаны так , что для некоторых учащихся, которые не интересуются предметом, этот урок может пробудить этот интерес. И все же главным в проведении урока является обучение. Урок в такой форме активизирует деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, мышление творческим, самостоятельным, гибким. Поэтому использование этого урока дает наибольший эффект в классах, в которых преобладает количество учащихся с непроизвольным вниманием, незначительным интересом к предмету.
Значит, использование этого урока способствует повышение общей просвещенности детей; углублению знаний детей; расширению кругозора учащихся; усвоению материала учащимися в игровой и увлекательной форме; снятию утомляемости учащихся; активному развитию познавательных интересов учащихся.
При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (презентация, иллюстрации), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические, которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.

Цель: Формирование умения определять род неизменяемых существительных.
Задачи: 1) Знакомство с неизменяемыми существительными.
2) Формирование умения определять род неизменяемых существительных.
3) Повторение пунктуации при обращении, постановки тире между подлежащим и сказуемым.
4) Расширение кругозора учащихся.
5) Развитие речи.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в лингвистическую экспедицию. Что означает слово «лингвистическая»? (Языковедческая) Цель ее – научиться определять род неизменяемых существительных. Что же такое неизменяемые существительные? Вспомнить это вам поможет небольшой эпизод из жизни не очень грамотных провинциалов.
(Ученики разыгрывают сценку)
Сценка:
1) Здрасьте! Проходите!
2) Здрасьте.
1) Ой, да у вас новое пальто!
2) Да нет, меня еще в прошлом месяце этим пальтом наградили за хорошую работу.
1) А я вас не видел еще в этом пальте. Я себе тоже обновку прикупил. Кашне называется.
2) Я такую кашну в городе у племянника видела.
1) Вы чего пить будете: какау или кофею?
2) Мне какава налейте.

Учитель:
- заметили ли вы ошибки в речи этих собеседников?
(Существительные: пальто, кашне, какао, кофе не изменяются)
- Верно. Это и есть неизменяемые существительные – те, которые не изменяются по падежам и числам. Но они, как и все существительные, имеют категорию рода. Как его определить? Это мы и должны будем научиться делать к концу нашей экспедиции.
Сначала вам нужно будет приобрести билеты. Валюта – это ваши знания. Кто отгадывает слово, неизменяемое существительное, тот получает билет.

2. Кроссворд.
1) Подземная железная дорога.( Метро)
2) Автодорожная магистраль. (Шоссе)
3) Место стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. (Депо)
4) Порода малорослых лошадей. (Пони)
5) Настольная игра. (Домино)
6) Персонаж одноименной трагедии Шекспира. (Отелло)
7) Помещение в театре, кино для пребывания зрителей перед началом представления. (Фойе)
8) Музыкальное произведение для одного голоса, инструмента.(Соло)
9) Вид городского автотранспорта. (Такси)
10) Аркан с петлей для ловли животных. (Лассо)

Учитель:
- Теперь мы можем отправиться в путь. Путешествие наше будет необычное, в том смысле, что мы в мгновение ока можем перенестись из одной точки на карте мира в другую. Поехали!
(На доске маршрут экспедиции. Каждый пункт обозначен фотографией с видом данной местности.)

Батуми Капри Миссисипи Монако

Дели Онтарио Замбези

См. приложение №1. (слайд № 2)

3. Экспедиция.
1) Первая остановка на нашем пути – Батуми. (слайд № 3)
Ученик зачитывает географическую справку:
Батуми – город в Грузии, порт на Черном море. Население 122 тыс. город-курорт.
- Батуми – чудесный, солнечный город. Он поражает своей красотой. Оцените это место, запишите свои впечатления в тетрадь. Но для этого вам необходимо определить, к какому роду относится это существительное. Как это сделать? Я вам подскажу. В данном случае род можно определить по опорному слову. «Город» - существительное мужского рода, значит, «Батуми» тоже мужского рода.
(уч-ся делают запись, несколько предложений зачитываются вслух.Например: «Солнечный Батуми (м.р.) поразил меня».)

2) Следующая остановка – Дели. (слайд № 4)
Справка: Дели – город, столица Индии. Население 10, 6 млн.
- Какого рода это существительное? Как вы это определили?
( Дели – город, м.р.)
- В Индии великолепная природа, множество разнообразных животных. Я приглашаю вас посетить зоопарк, в котором собраны звери и птицы из разных уголков мира.
( На слайдах фотографии животных, надписи закрыты. Названия животных угадываются учениками, надписи открываются) (Слайды № 5-10)

Какаду
Колибри
Кенгуру
Зебу
Фламинго

- все эти существительные мужского рода. Но они могут употребляться и в женском роде, если речь идет о самке.
Пошлите сообщения своим друзьям, опишите увиденных животных.
(Например: «Розовый фламинго спокойно дремлет в тени»,)

3) Остановка Капри. (слайд № 11)
Справка: Капри – остров в Тирренском море, в составе Италии. Площадь 10,4 км. Курорт.
- Определите род этого существительного.
(М.р. Капри – это остров.)

- Капри – это курорт. Здесь можно отдохнуть, попробовать разные вкусные блюда. Давйте зайдем в кафе и закажем что-нибудь. Чтобы оплатить заказ, нужно лишь определить род этих существительных.

(На доске записаны названия блюд и напитков – меню. Уч-ся подходят к доске и записывают род существительных)

Кофе – м.р.
Какао – ср. р.
Ситро – ср. р.
Рагу – ср. р.
Хачапури – ср. р.
Желе – ср. р.
Крем-брюлле – ср. р.

4) Онтарио. (слайд № 12)
Справка: Онтарио – озеро площадью 19,5 км, глубиной до 236 м.
- Запишите предложение с этим словом, определите род неизменяемого существительного, объясните постановку тире.
( Уч-ся записывает предложение на доске, объясняет постановку тире:
«Онтарио – это очень чистое озеро» «Онтарио» - ср. род. Тире ставится, т.к. подлежащее и сказуемое выражены существительными.)

- Подберите прилагательные к слову «Онтарио», не забывая, что оно среднего рода.
( глубокое, чистое, теплое, горное…)

5) Остановка Миссисипи. (слайд № 13)
Справка: Миссисипи – река в США, одна из крупнейших в мире. Длина 3950 км.
-Определите род этого существительного.
(жен. род)
- На берегах этой реки растут самые разнообразные растения. Вот только некоторые из них. Распределите их по родам.
( На доске фотографии растений. Уч-ся записывают их названия, распределяя на группы) (слайды № 14 -18)

Муж. Род Жен. род Сред. Род

кофе какао кольраби
алоэ
киви

6) Остановка Замбези. (слайд № 19)
Справка: Замбези – река в Южной Африке. Длина 1660 км. Впадает в Индийский океан. На ней находится один из крупнейших водопадов Виктория. Его высота 120 м., ширина 1800 м.

- На этой реке построено несколько ГЭС. «ГЭС» - это тоже неизменяемое сложносокращенное существительное. Чтобы определить его род, нужно сначала расшифровать его и посмотреть, какого рода опорное слово.
ГЭС – гидроэлектростанция. «Станция» женского рода, значит, «ГЭС»- тоже жен. рода.
На берегах этой реки живут несколько африканских племен, которые уже затронула цивилизация, но они еще малообразованны и часто делают ошибки, употребляя в речи неизменяемые существительные. Исправьте эти ошибки.
(На доске записаны предложения, уч-ся исправляют ошибки и в исправленном виде записывают предложения в тетрадь)

А) Я в городе видел подземный (подземное) метро.
Б) Меня до дома подвезла (подвезло) такси.
В) Недалеко прокладывают новую (новое) шоссе.
Г) У меня брат поступил в русское (русский) МГУ.
Д) Хочу посмотреть веселое (веселый) КВН.

7) Монако. Монте-Карло. (слайд № 20-21)
Справка:Монако – княжество, государство в южной Европе. Одно из самых маленьких в мире. Площадь 1, 95 км. кв. Население 31, 7 тыс.
Монте-Карло - город в Монако. В нем расположено знаменитое казино.

- Играть в казино мы не будем, но вот посмотреть на этот памятник архитектуры полезно. Зайдем и пообщаемся с посетителями. Сюда съезжаются люди из разных стран, важно уметь правильно обращаться к ним, особенно к женщинам. Есть неизменяемые существительные, обозначающие лиц женского пола, замужних и незамужних, и они, естественно, будут относиться к женскому роду.
( слайды № 22-24)

Англичане Французы Немцы

Леди мадемуазель фрейлен

Мисс мадам фрау

Миссис

- запишите предложение с обращением, используя данные существительные.
( Уч-ся записывают по 1-му предложению, зачитывают несколько, объясняют знаки при обращении.
Например: « Мисс, вы сегодня чудесно выглядите!»)

4. Заключительный этап.
- Итак, наша экспедиция подошла к концу. Теперь вы должны написать отчет о проделанной работе.
( На каждой парте лежат «Маршрутные листы», уч-ся заполняют их на месте пропусков. 1-2 зачитываются) См. приложение № 2.

- В теории вы оказались сильны, а теперь проверим ваши знания на практике.
( Каждому ученику еще в начале урока была дана карточка с неизменяемым существительным, теперь пришло время определить род этого слова. Каждый ученик вы ходит к доске и наклеивает свою карточку взависимости от того, к какому роду принадлежит данное существительное) См. приложение № 3.

Муж. род жен. род сред. род

пони Конго такси
ТЮЗ БСЭ Чили
кофе Миссури жюри
какаду Гоби жалюзи
Сан-Франциско «Дейли-экспресс» ЦРУ
сирокко иваси меню
авеню

5. Выставление оценок.
6. Инструктаж домашнего задания.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

1.Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной – 6-е
изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002–528с.

2. Я познаю мир Русский язык АСТ, М., 1997
Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М., 1997

4. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976

5. Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997.

6. Волина В. Учимся играя "Новая школа", М., 1994

7.Вартаньян Э. Рождение слова Детская литература, М., 1970

http://images.yandex.ru/yandsea....a></a>
Категория: Всероссийский профессиональный конкурс педагогов "Образовательные инновации - 2013" | Просмотров: 3204 | Добавил: флег | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА