Среда, 18:46 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Апрель » 18 » Методические рекомендации «Коммуникативная культура педагога»

Методические рекомендации  «Коммуникативная культура педагога»

05:38
Методические рекомендации «Коммуникативная культура педагога»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное образоовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского (юношеского) технического творчества "Юность”



Методические рекомендации


«Коммуникативная культура педагога»


Автор - составитель: Еремеичева Елена Олеговна,

педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД

ЦДТТ «Юность», г. Сергиев Посад.




СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение:

а) актуальность проблемы;

б) историография вопроса;

II. Понятие и качество коммуникативной культуры педагога:

а) Что такое – коммуникативная активность педагога;

б) методические рекомендации по организации общения педагога и учащегося;

III. Заключение.

IV. Список используемой литературы.


  1. ВВЕДЕНИЕ

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми .

В самом общем плане коммуникативная культура педагога предполагает развитие адекватной ориентации педагога в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале ученика, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Вопросы коммуникативной компетентности педагогов в системе дополнительного образования оправданно становятся в настоящее время объектом научных исследований. Психолого-педагогические исследования разных направлений переориентированы на поиск подходов оптимизации, совершенствования культуры общения детей и взрослых в системе дополнительного образования детей. Педагог, овладевший коммуникациями, решает многообразные задачи: открывает творческие способности, формирует активную позицию обучающегося. Духовное богатство личности зависит от многообразия межличностных отношений.

Отмечая достижения в области изучения коммуникативной культуры, следует выделить основные направления, отраженные в исследованиях: «коммуникативная трансляция» как средство перехода от парадигмы трансляции знаний к парадигме выращивания способностей (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, Б.С.Библер, Э.Н.Гусинский, М.С.Каган, А.В.Петровский и др.); коммуникация, как диалогический процесс передачи кодированной информации от субьекта к субьекту (Л.С.Выгодский, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина и др.); коммуникация, как культурно-специфическое явление, протекающее в общении людей, воспитанных в условиях одной социокультурной среды, представляюшие собой факт культуры (Ж.Годфруа, М.С.Каган, В.И.Курбатов); особенности коммуникативного процесса (В.Борев, А.Коваленко, В.Щульц); культурологический аспект коммуникативной подготовки (Е.В.Бондаревская, Б.Ерасова, Н.Б.Крылова, М.Шилова); психолого-педагогическая сущность коммуникативного взаимодействия (Н.Гез, Ю.Емельянова, Л.Шабалина); педагогические возможности и проблемы коммуникативной деятельности в образовательном процессе (Г.А.Кудрявцева, Ю.Н.Кулюкин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Ю.Н.Емельянова); роль коммуникативного компонента в педагогической деятельности учителя в аспекте зависимости результата обучения от стиля общения (Ю.П.Азарова, Т.Г.Григорьева, В.А.Кан-Калик, А.К.Маркова, Н.Д.Никандров и др.), культуры общения (Л.А.Байкова, А.А.Леонтьев, З.С.Смелкова); коммуникативная деятельность как детерминанта высшего профессионального образования, как фактор формирования познавательной активности, субъективности, способности к самореализации и конкурентоспособности (Л.В.Антилогова, Р.Я.Ахметшин, Н.Н.Васильева, А.А.Стуканов, В.В.Тарасов, Г.В.Хорошавина, М.А.Царев и др.); формирование коммуникативной культуры будущего учителя (Р.М.Антропова, В.Г.Звездунова, С.В.Знаменская, Н.Л.Кучеренко, Г.П.Максимова, Е.И.Мычко, М.Г.Рудь, О.В.Шмайлова и др.); формирование коммуникативной компетентномти, способностей, умений (Л.В.Бочарова, В.Ф.Габдулхаков, Н.Л.Гимпель, Н.Д.Колетвинова, И.В.Кузьменко, С.В.Курашева, Н.В.Савченко, Т.А.Сапегина, А.В.Соколов, Г.Г.Чанышева, Т.В.Штыкова и др.)


  1. Понятие и качество коммуникативной культуры педагога

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений с учащимися, учитель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Стили педагогического общения.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

- Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!» 

- Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

- Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «учитель—ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
- Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
-  Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет. 

Следует отметить диаметральную противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. В первом случае существуют субъект-объектные отношения, где объектом является ученик, студент, класс, группа. Во втором — субъект-субъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие — учиться и развиваться под его руководством.

Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.
Ведущее профессиональное качество учителя - общительность. Его наличие его у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего -важнейшие составляющие педагогической общительности. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру ученика, потребность в общении с ним на духовном уровне.
Общительность как свойство личности включает в себя:
• коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
• социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
• альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение "погружаться" в мир другого человека.
Педагогическая культура подразумевает и другие качества личности, необходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.
Учащиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, на¬сколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями, учениками других классов.
Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога "держать себя", в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с учащимся - в присутствии класса или один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время общения - отреагировать немедленно или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися.
Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизи¬тельно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная пате¬тика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему.

Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом.
Основные правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у школьников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно, хорошо выговаривая.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в мин.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими.

Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать.

Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Невербальная культура общения педагога
Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо лектора неподвижно - теряется до 10-15% информации.
Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расширяет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях. Учащиеся говорят про педагога: "Она нас любит", или "Она нас не любит". На вопрос: "Почему вы так думаете?"слышим ответ: "Так видно же по лицу".
Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят.
Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).
Лицо, является главным источником информации о психологических со¬стояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть.

Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.
Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.
Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в общение. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелательности по отношению к людям.
Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен "конструировать" позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим... Когда поза сознательно выстраивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений - она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Обучающиеся в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.
При организации общения педагога и учащегося необходимо следовать некоторым основополагающим принципам:

принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен;
• верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность;
• уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого;
•ни в коем случае не унижать достоинства ученика;
• не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
• педагог всегда должен помнить, что любой может ошибаться;
• не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над высказываниями, поступками и суждениями окружающих.
Как улучшить взаимоотношения с окружающими людьми
1. Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем.

Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии.
2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное - программа или план урока. Намного важнее - ученики, их интересы, стремления.
3. Необходимо учиться видеть в каждом ученике "изюминку", которая делает его уникальным, неповторимым.

Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.
4. Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом.
5. Учитель должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Вспоминайте и анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым когда-то общались.
6. Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы.
7. Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами.
8. Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы.
9. Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагог выступает в учебном процессе не только как организатор познавательной, учебно-воспитательной и других видов деятельности обучающихся, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа предполагает общение постоянное и длительное.
Подводя итог, классифицируем профессионально-коммуникативных умений педагога:
1. Социально-психологические умения - это умения располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого учащегося, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства - вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - заражения, внушения, убеждения, идентификации и т. д.
2. Нравственно-эстетические умения - это умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, инициировать благоприятный нравственный климат общения.
3. Эстетические умения - это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать подростков к высокой культуре коммуникации, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.
4. Технологические умения - это умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.
Показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебной группе, учебном заведении в целом.
Добиться успеха в воспитании и обучении педагог может, только если он выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащимися.
Составной частью коммуникативной культуры является самообразовательная работа педагога.   

Утверждение  К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в  современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь  поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он  лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и  образованием».  

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.





Список использованной и рекомендованной литературы.

Аульбекова Г.Д. Педагогическая техника учителя. Алматы, 2005.

Введенский В. Н. Профессиональная компетентность педагога. – Санкт – Петербург, Просвещение, 2004.- 158с.

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Гойхман О.Я, Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М. ИНФРА-М, 2001.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев 1969, с.83

Широбокова Т.С, Справочник классного руководителя №5, 2011, № 5 (май)

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 5404 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА