Понедельник, 03:52 
Главная » 2013 » Апрель » 24 » Методическая разработка урока по химии 10 класс «Азотсодержащие органические вещества»

Методическая разработка урока по химии  10 класс  «Азотсодержащие органические вещества»

11:45
Методическая разработка урока по химии 10 класс «Азотсодержащие органические вещества»

Методическая разработка урока по химии


10 класс


«Азотсодержащие органические вещества»


Автор: Канина Людмила Сергеевна


учитель химии, МБОУ Туимская СОШ №3
с. Туим, Ширинский район, Республика Хакасия
2013г.


Архив материала


Пояснительная записка


В разделе по курсу органической химии «Азотсодержащие органические вещества» для 10 класса разработан урок по теме «Аминокислоты». Аминокислоты, как органические амфотерные соединения, рассмотрены в рамках данного урока. Урок разработан для 10 класса средней общеобразовательной школы на базовом уровне. При проведении 1 часа в неделю по учебному плану. Урок соответствует авторской программе О.С.Габриеляна. Разработка содержит технологическую карту урока.



Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:
приобрести в совместном поиске новые знания об аминокислотах как органических амфотерных соединениях.

Задачи урока:
Образовательные:
- дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях;
- рассмотреть их строение, классификацию, изомерию и номенклатуру;
- изучить основные способы получения и применения аминокислот;
- изучить практическую значимость аминокислот для человека.

Развивающие:
- формировать и совершенствовать умения практической работы с химическими реактивами в ходе учебного эксперимента;
- продолжить формирование навыков работы в группе;
- развивать общеучебные и метапредметные умения и навыки, прививая интерес к химии, как учебному предмету.


Воспитательные:
- воспитывать культуру общения через работу в коллективе ученик-ученик, ученик-группа, ученик-учитель;
- воспитывать чувство коллективизма и ответственности;
- формировать навыки исследовательской работы..





План урока:
1) Вступительное слово учителя
2) Фронтальная беседа
3) Изучение основных вопросов темы:
- физические свойства
- химические свойства
- номенклатура
- гомологи и изомеры
- получение
4) Изучение применения аминокислот, используя ситуацию.
5) Закрепление материала через самостоятельное выполнение заданий, с последующей самопроверкой.
6) Домашнее задание
7) Итог урока. Рефлексия.







Ход урока:

1) Учитель: Мы состоим из них, они для нас необходимы! Они участвуют в синтезе мышечного белка, а также оказывают воздействие на различные процессы. Они представляет особенную ценность для активно тренирующихся спортсменов, но также могут быть полезны и всем, кто ведёт активный образ жизни и постоянно выдерживает интенсивные силовые нагрузки. Они очень полезны во время диет с ограничениями в питании. О чём мы с вами сейчас будем говорить?

Ученик: Об аминокислотах
Учитель: В 1820 г. французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Какой тип реакций протекал при этом?
Ученик: Очевидно, реакции гидролиза, катализируемые сильной кислотой.
Учитель: Это вещество получило название гликокол, оно долгое время считалось «родственником» углеводов, пока в 1838г. голландский химик Г.Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё 6 лет Э.Хорсфорд установил формулу вещества – C2H5O2N.
Ученик: Это глицин, получали при выводе формулы в решении задачи.

Учитель: Наш организм - очень сложная система, которая работает даже  в состоянии покоя. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима 21 аминокислота.  Организм способен самостоятельно синтезировать   12 кислот, а 9-не синтезируется. Как можно получить эти важные аминокислоты?

Ученик: Аминокислоты, которые не синтезируются можно получить только с продуктами питания. Только при этом питание должно быть правильным. Именно правильное питание необходимо для хорошей работы организма.



2) Беседа приобретает фронтальный характер:

- Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
- Какими свойствами обладает аминогруппа?
- Какими свойствами обладает карбоксильная группа?
- Какими свойствами будет обладать вещество, сочетающее в себе эти противоположные по свойствам функциональные группы?
- Какие амфотерные неорганические соединения вы знаете?
- Тогда аминокислоты мы назовём … ( органические амфотерные соединения).

3) Учитель: Переходим к изучению свойств аминокислот.
Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие - сладкие (слайд).
Химические свойства аминокислот рассмотрим, работая в группах. Необходимо провести опыты и объяснить их протекание всему классу. Записать химические уравнения на доске и в тетрадях.

Работа в группах:
Все учащиеся имеют на столах данную карту работы.


1 группа

2 группа

3 группа

Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами

Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами

Испытание раствора аминокислоты индикатором

На предметное стекло поместите 1-3 капли соляной кислоты и метилоранжа до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси

На предметное стекло поместите 1-3 капли гидроксида натрия и фенолфталеина до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения окраски реакционной смеси

На предметное стекло поместите 1-3 капли раствора глицина и добавьте метилоранж до изменения окраски

Объясните происходящие изменения. Сделайте вывод

Почему произошло обесцвечивание раствора?

Что наблюдаете?


Вопросы для класса:
- Как называются вещества, которые взаимодействуют и с кислотами и со щелочами?
- Запишите уравнения взаимодействия глицина с соляной кислотой и гидроксидом натрия. ( два ученика делают запись у доски, дальнейший контроль по слайду презентации к уроку)

1) Реакции с растворами кислот:

NH2CH2COOH + HCl(NH3CH2COOH)Cl



2) Реакции с растворами щелочей:

NH2CH2COOH + NaOH NH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия)

Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная.

3) Запишите самостоятельно реакцию
горения аминоуксусной кислоты, уравняйте, проверьте в парах (взаимопроверка).
4
NH2CH2COOH + 13O28CO2 + 10H2O + 2N2

4) Реакцию
поликонденсации аминокислот рассмотрим по учебнику.
Группа —CO—NH— называется амидной группой, а образующиеся полимеры - полиамидами. Полиамиды
-аминокислот называются пептидами. В зависимости от числа остатков аминокислот различают дипептиды, трипептиды, полипептиды. В таких соединениях группы —CO—NH— называют пептидными группами, а связь C—N - пептидной связью.

Учитель: Общая формула молекул аминокислот - NH2—R—COOH, где R - двухвалентный радикал. В твердом состоянии и частично в растворах аминокислоты представляют собой "внутренние соли", то есть состоят из биполярных ионов +NH3—R—COO-, образующихся при обратимом переносе протона (H+) от карбоксильной группы к аминогруппе, например:

Далее смотреть архив

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 5716 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА