Среда, 00:48 
Главная » 2013 » Июнь » 25 » Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс ( программа " Планета знаний");

Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс ( программа " Планета знаний");

15:22
Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс ( программа " Планета знаний");
Окружающий мир. 4 класс

Тема : Планета заболела.
Цели : 1) систематизировать и расширить знания учащихся о
состоянии природы нашей планеты;
раскрыть некоторые экологические проблемы;
2) формирование представления о Земле как
общечеловеческом доме;
3) показать важность и направления международного
сотрудничества в области охраны окружающей среды;
4) способствовать воспитанию ответственного отношения к
природе ; формирование экологической культуры;

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование : глобус, информационные листы, магнитофон, видеомагнитофон, кроссворд, таблица «Солнце и планеты », рисунок планеты, таблица « Признаки грозной беды », таблички : названия групп, 22 апреля – День земли, книга А.С. Экзюпери «Маленький принц », Красная книга.

ХОД УРОКА.
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне - стихи учителя .
Ах, как часто , глядя в поднебесье ,
Мы мечтаем покорить пространство.
И, как Маленькие принцы, в одночасье
На других планетах оказаться.

Удивляться их могуществу, величью,
Раскрывать секрет небесной выси.
И, конечно же , ловить себя на мысли:
Им с Землею нашей не сравниться .

- Для нас , землян, нет планеты прекрасней , чем наша родная Земля. неслучайно, именно на неё посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки А.С. Экзюпери « Маленький принц ».
И , все-таки, приятно осознавать , что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши « соседи »?
Давайте вместе с Маленьким принцем совершим небольшое космическое путешествие и, разгадав кроссворд, вспомним наших « соседей ».

III. Актуализация знаний .
1. Самая большая планета . ( Юпитер )
2. Самая маленькая планета . ( Плутон )
3. У этой планеты 17 спутников. ( Сатурн )
4. Огромное раскаленное космическое тело . ( Солнце )
5. Самая близкая к солнцу планета . ( Меркурий )
6. Бирюзово –синий газовый шар . ( Нептун )
7. Эта планета вращается вокруг Солнца, лежа на боку. ( Уран )
8. Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу. ( Звезды ).
9. Величина этой планеты равна Земле. ( Венера )
10. Ученые считали, что на этой планете есть жизнь. ( Марс )
11. Спутник планеты Земля .( Луна )
12. Наука о космических телах. ( Астрономия )
( Разгадав кроссворд, высвечивается ключевое слово - планета Земля ) .
- Мы совершили небольшое космическое путешествие и удачно вернулись на нашу планету Земля.

IV. Мотивация .
( Учитель читает стихи, держа в руках глобус ).
Самая прекрасная , родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети .

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья ,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

Звучит голос Земли :
- Мне радостно слышать вас и обидно .
- Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный . Что случилось?
Голос Земли :
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива . Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.
Как же я была прекрасна в то время.
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами.
Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя.
У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
( появляется плакат с изображением плачущей планеты )
- Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ?

V. Сообщение темы и целей урока .
- С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность.
Тема нашего урока так и звучит « Планета заболела ».
- Какие же задачи мы поставим перед собой , чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты ?

VI. Новый материал.
1) Признаки грозной беды.
- Вспомним маленького принца. Его планете угрожали семена баобабов. Каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не выросли и не разорвали бы своими корнями его планету. У каждой планеты есть свои баобабы.
А что угрожает нашей планете Земля ?
Выяснить это нам поможет рассказ ученого эколога. Что он изучает?
- Сегодня и вы окажетесь в роли ученых- специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают ?

Задания для групп.
1. Ботаники расскажут что угрожает «легким нашей планеты » - растениям.
2. Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» - животных.
3. Географы расскажут о том, что угрожает «крови» , т.е. почве, воде и воздуху.

( Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом, учитель выставляет карточки в таблице «Признаки грозной беды »)
Признаки грозной беды.
1. Вырубка лесов.
2. Гибель животных.
3. Загрязнение воды.
4. Загрязнение воздуха.
5. Накопление мусора.
6. Отравление почвы.

( показ видеосюжета )

- Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? ( Человек )
- Видно, люди забыли одну из мудростей Маленького принца, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.
Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : « Все мы пассажиры большого корабля по имени « Земля », значит пересесть из него просто некуда. »
- Что имел в виду автор этих строк ?
( ответы детей )
- Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?
- Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.»
- Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете. Интересно , а как вы приводите себя в порядок ?
- Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

Физминутка . ( под музыку )

- Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим в порядок свою планету ?

2) Охрана природы.
- Наша планета огромна по сравнению с планетой Маленького принца, но у каждого из нас есть планета величиной с дом: это наш двор, наша улица, наш город. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы можете помочь своей маленькой планете ?
- А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране ?
( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга )
Показ видеосюжета.
- Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты ?

3) Международное сотрудничество .
а) Люди создали границы, оградились друг от друга, но они забыли, что :
У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь.
( И. Ландо )
- В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя.
Государства заключают конвенции – соглашения . Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных. Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян , черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней.
- Что такое конвенция ?

б) Работа с информационными листами по группам.
- Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности :
1. Соглашение о сохранении белых медведей.
2. Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния.
3. Конвенция по защите Черного моря от загрязнения.
4. Конвенция об охране дикой флоры и фауны.
5. Международная конвенция об охране птиц.
6. Конвенция по борьбе с опустыниванием.
( отчет групп )
в) Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы ( МСОП ). Именно эта организация издает « Международную Красную книгу ».
Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме - бамбуковый медведь ( панда ).

г) Показ видеосюжета.

д) Создание своей организации.
- Я предлагаю в вашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам.
- Придумайте название, эмблему , девиз.
( Учитель может предложить свой вариант :
Название : «Маленькие принцы Земли »
Эмблема с изображением Маленького принца.
Девиз: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету ».)

Ученик читает стихотворение :
Здравствуй, планета !
Здравствуй, Земля !
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья.
Мы Маленькие принцы
Планеты Земля !
( Плакат с изображением улыбающейся планеты )
ИТОГ :
- Ребята, почему наша планета улыбается ?
- Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним !
Тогда мы на Земле и сами сохранимся
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 4226 | Добавил: костенко | Теги: 4 класс. урок, окружающий мир | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА