Понедельник, 04:58 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Апрель » 28 » Конспект урока по элективному курсу 5 класс по теме «Технология росписи тканей: узелковый батик» с мультимедийным сопровождением.

Конспект урока по элективному курсу 5 класс по теме «Технология росписи тканей: узелковый батик» с мультимедийным сопровождением.

13:30
Конспект урока по элективному курсу 5 класс по теме «Технология росписи тканей: узелковый батик» с мультимедийным сопровождением.

Конспект урока по элективному курсу 5 класс по теме «Технология росписи тканей: узелковый батик» с мультимедийным сопровождением.

Автор работы: учитель технологии ГБС(К)ОУ школа № 565 Кировского района Санкт-Петербурга Манылова Елена Александровна.

Архив материала

Цель урока:

Способствовать личностному росту учащихся через художественное творчество.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить с историей узелкового батика;

- ознакомить учащихся с древней технологией окрашивания ткани: узелковый батик;

- помочь в усвоении и применении данной методики в собственном творчестве.

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство прекрасного;

- прививать уважение к традициям декоративно - прикладного творчества России и других стран.

Коррекционно-развивающие:

- развитие мелкой моторики рук;

-развитие мышления, памяти;

- развитие эстетического вкуса, внимания;

- развитие технического кругозора.

Литература: Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

Объекты труда:

Презентация, компьютер, проектор, экран.

Материально-техническое оснащение:

Ткань, краски по батику, утюг, презентация при объяснении нового материала.



Этапы урока:


1. Вводная часть:

  • Организационный момент.

  • Постановка задачи.

2. Основная часть:

  • Сообщение исторических сведений.

  • Сообщение сведений о способах окрашивания

  • Вводный инструктаж по выполнению работы.

3. Практическая работа:

  • Обучение учащихся первоначальным приемам работы.

  • Контроль за выполнением работы.

  • Индивидуальная работа.

4. Заключительная часть:

  • Закрепление.

  • Оценка проделанной работы.

  • Подведение итогов занятия.

  • Уборка рабочих мест.



Ход урока:

1. Вводная часть:


  • Здравствуйте, сядьте удобно, настройтесь на работу.

  • Тема нашего урока: «Технология узелкового батика».

В течение урока вы познакомитесь с узелковым батиком, как видом декоративно-прикладного искусства и основными его техниками.

Перед вами стоит задача к концу урока успеть сделать красивое, нужное, выполненное в необычной технике изделие и продемонстрировать его друг другу.

Мне бы хотелось, чтобы вы прикоснулись к творчеству. Разбудите свою фантазию, покажите свою индивидуальность.



2. Основная часть: Слайд № 3

Мир будет счастлив только тогда,

Когда у каждого человека будет

Душа художника,

Иначе говоря, когда каждый будет

Находить радость в своем труде.

Огюст Рене

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

Слайд № 4


Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.

Слайд №6

Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др.

В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Слайд№7, 8, 9, 10, 11

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были "криком моды”, а в последующие годы и джинсы "вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.

Существует несколько видов батика: Слайд №12

  • техника горячего батика (парафин);

  • техника холодного батика (резерв);

  • техника узелкового батика (узлы)

Вопрос к детям: С каким видом батика мы уже познакомились?

Техника узелкового батика. Слайд № 13

Вопрос: Как вы думаете, почему этот вид батика называют узелковым? Слайд № 14, 15

С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.

Суть этой техники состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами.


Способы складывания тканей и завязывания узелков.

Слайд № 16:Основной прием в узелковом крашении – завязывание ткани в обычные узлы.

Слайд №17: Следующий прием – узоры, с помощью, которых можно получить мраморный рисунок.

Слайд №18: Еще один прием – складывание, с помощью него можно получить геометрические узоры.

Слайд № 19:Прием узелкового батика - прошивание.

С помощью него получается самый простой орнаментальный узор. Слайд № 20, 21

После крашения ткань промывают в теплой и холодной воде, разрезают и вытягивают нитки, ткань подсушивают и во влажном состоянии проглаживают.

Сделав наметки на ткани по диагонали, прошив, а затем, затянув нитки по этим наметкам, получим диагональные полосы. Слайд №22
Более красивые и сложные диагональные полосы получатся, если по намеченным линиям ткань сложить в виде гармошки и обмотать нитками. Слайд № 23

Узоры в форме кружочков, розеток и точек можно получить, применяя самые разнообразные предметы - горошины, камешки, шарики, жемчужины, бусинки. Одно условие - эти предметы не должны линять.

Изменяя пропорции свободных и перевязанных участков ткани, можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов. Слайд № 24

Физкультминутка:

Мы долго смотрели на экран, наши глазки устали, давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз.



Практическая работа: Слайд № 25

Извечное стремление женщин выглядеть неповторимо, оставаясь в рамках моды, как и много лет назад заставляет нас взяться за кисть, подпитывает постоянный интерес к оригинальными вещами.

Ещё в 13 веке азербайджанский поэт Низами писал:

Звуков шёлковых жду, - тех, внимая которым,

Распишу нежный шёлк я тончайшим узором…

На этой поэтической ноте приступим к реализации задуманного.

Давайте вспомним, какими красками мы будем красить ткань, конечно, краски нам нужны специальные по ткани.

Слайд № 26, 27

И, конечно, повторим технику безопасности при работе с красками, нитками, ножницами. Слайд № 28

Выбирая цвета для узелковой росписи, не следует увлекаться их количеством. Накладываясь друг на друга, краски дают новые цвета, поэтому важно подобрать их так, чтобы при смешивании не образовалось некрасивых цветовых пятен.


А для этого повторим: Как распределяются цвета в спектре?

Для этого вспомним шуточное выражение про охотника.

(каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

А какие цвета можно смешать, чтобы получить красивые оттенки? (желтый - красный, желтый - зеленый, желтый – синий)

Как вы понимаете слово – ГАРМОНИЯ?

(Цветовая гармония — это согласованность цветов между собой)



А сейчас поговорим о правилах техники безопасности: Слайд № 27


  • Мы будем работать сегодня жидкими красками, как правильно их открывать?

  • Куда будем ставить открытые краски?

  • Как правильно передавать ножницы?

  • Как их класть рядом?

  • Как правильно пользоваться утюгом?

  • Сегодня мы с вами работаем с нитками, надо будет очень крепко завязывать нитками ткань, будьте осторожными, чтобы не порезаться.

Слайд № 28

  • Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало;

  • кисть – в правой руке;

  • салфетки для просушивания кистей – в левой;

  • Перед вами ванночка, за ней краски, емкости с водой.

Слайд № 29

А теперь слушайте и смотрите внимательно. Начинаю объяснение технологии узелковой росписи «СОЛНЫШКО».

  1. Возьмите х/б ткань размером 20,0 см х 20,0 см

  2. Увлажните и отожмите ее

  3. Найдите на этом лоскуте середину (рис. 1).

  4. Сожмите ткань двумя пальцами и обмотайте ее
    катушечной ниткой, отступя от середины на 5,0-6,0 см (рис.2)

  5. Заложите на этой заготовке частые складки.

  6. Не обрывая нить, продолжайте плотно  обматывать заготовку.

Сделать это можно следующим образом: обматывайте ниткой заготовку, при этом как бы постепенно спускаясь вниз и отступив от первой плотной обмотки, 3,0 или 4,0 см. Сделайте еще такую же плотную фиксацию. После этого снова «спускайтесь» вниз на 5,0 или 6,0 см и сделайте еще одну плотную обмотку.

Слайд № 30

Мягкими, но быстрыми движениями кисти наносим мазки, не стремясь полностью закрасить большие участки поверхности. Сначала работаем с одним цветом, потом с другим.

Слайд № 31

Утюжим ткань с изнаночной стороны. При этом происходит фиксация устойчивых к выгоранию цветов и изделие можно подвергать чистке и стирке.

Все ли вам понятно? Ну а теперь приступайте к работе. Ничего не бойтесь, смело экспериментируйте, у вас все получится. По возникающим вопросам обращайтесь ко мне.

Вывод:

Молодцы! Вы хорошо потрудились, а сейчас пока наши работы пропитываются красками, давайте вспомним:

1.Какую новую технику вы сегодня узнали?

2.Какие приемы узелкового батика вы запомнили?

( узлы, узоры, складывание, прошивание)

3. К какому приему относится орнамент «Солнышко»?

Ну а сейчас аккуратно размотайте нитки и расправьте салфетки на тарелке.


Закрепление:

Послушайте отрывок из стихотворения Димьяна Бедного

«Живинкой в деле» мастерство

Преображается в искусство,

И нет тогда ему границ.

И совершенству нет предела

Не оторвать тогда от дела ни мастеров, ни мастериц.

Давайте рассмотрим наши салфетки. Здесь – тепло ваших рук, сюда вы вложили частичку своей души.

Подводя итог нашего занятия, попробуем ответить на вопрос: «А можно ли выбрать лучшую работу»…

Они все заслуживают высокой оценки, все неповторимы, как и вы.

Что полезного вы почерпнули из сегодняшнего занятия? Что понравилось вам?

Мы увидели, что искусство батика дает превосходные идеи для одежды, интерьера, темы для подарка. Не останавливайтесь на достигнутом, радуйте себя и своих друзей, не дожидаясь какого-то праздника.


Спасибо за урок. Наше занятие подошло к концу.


Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 6398 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Tatiana-Lugovskoy   (12.11.2014 22:50)
Отлично

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА