Среда, 11:04 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Июль » 18 » Конспект урока на тему:"Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"

Конспект урока на тему:"Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"

11:39
Конспект урока на тему:"Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"
Конспект урока по химии в 8-м классе на тему:
«Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»

Цель: сформировать у обучающихся понятие о кислотах как электролитах.

Задачи:
1. Образовательные:
- сформировать понятие о кислотах как о классе электролитов;
- систематизировать знания о классификации кислот по различным признакам;
- охарактеризовать общие свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации;
- познакомить учащихся с понятием о ряде напряжений металлов.
2. воспитательные:
- способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей;
- продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
3. развивающие:
- продолжить формирование умений работы с таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций кислот;
- совершенствовать практические умения и навыки при работе с химическими реактивами и химической посудой;
- развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологические приёмы: приёмы активизации познавательной деятельности учащихся – демонстрационный эксперимент, индивидуальный и дифференцированный подход, связь с жизнью, наглядность и т.д.

Формы обучения: групповая и индивидуальная.

Оборудование и материалы:
Оборудование Реактивы Дидактический и наглядный материал
Пробирки, штатив, компьютер с проектором Кислоты – соляная и серная, набор индикаторов – фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага. Таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал, презентация

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

Виды планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов
ПРЕДМЕТНЫЕ Формулируют и воспроизводят понятия о кислотах как электролитах, «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций»
Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения Усвоение понятия о кислотах как электролитах на основе из состава, химических свойств
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УУД Преобразуют практическую задачу в познавательную
Планируют собственную деятельность
Осуществляют контроль и оценку своих действий Управление свей деятельностью на уроке
совместное с учителем и одноклассниками действия учащихся

Познавательные УУД Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя
Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя
ЛИЧНОСТНЫЕ Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы
Мотивация на решение проблемы устойчивый познавательный интерес
Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Теоретическое обоснование

Организа-
ционный

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке Приветствие детей.
Решение организационных вопросов. Приветствуют учителя.
Занимают свои рабочие места, готовы к уроку. Установление эмоционально-психологического контакта.
Сосредоточение внимания.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся -Прежде чем приступить к новой теме вспомним (слайд 1):
1. Что такое электролитическая диссоциация?
2. Какие вещества называют электролитами?

3. Как определить является ли вещество электролитом?

-А теперь используя все вышесказанное – в данном перечне выберите формулы электролитов (СaCl2; H2SO4; BaSO4; NaOH; Cu(OH)2) и напишите для них уравнения ЭД (слайд 2). На это задание у вас 2 минуты.

Отвечают на вопросы:
1. Процесс распада электролита на ионы

2. Вещества, растворы которых проводят электрический ток
3. Необходимо воспользоваться таблицей растворимости

Выполняют задание в тетрадях, а затем учитель показывает слайд с правильными ответами, учащиеся сравнивают и исправляют ошибки самостоятельно. При возникновении вопросов, задают учителю. Активизация мыслительной деятельности
Усвоение новых знаний

Задача:
Дать учащимся конкретное представление об изучаемых веществах; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения способов, путей, к данному обобщению, на основе приобретённых знаний выработать соответствующие УУД На доске написан эпиграф: «Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, опытов, сравнений и обобщений».
-Хочу обратить ваше внимание, что эпиграфом сегодня являются слова А.Я.Герда. Проверим это в течение нашего урока, тема которого «Кислоты в свете ТЭД» (слайд3)
-В ходе выполнения задания вы заметили, что электролитами м.б. различные классы неорганических соединений. Сегодня мы продолжим говорить об ЭД и выясним, какими свойствами обладают кислоты как электролиты. Кислоты очень важны для человека, поскольку использует их в практической деятельности – например, они используются при производстве таких соединений как лаки, краски, эмали, волокна, пластмассы, лекарственных веществ, в пищевой промышленности, парфюмерии.
-Работать будем по плану, изображенному на доске: Внимательно слушают

Записывают число и тему урока в тетради, слушают задачи урока, изучаемые вопросы.

Слушают рассказ учителя, демонстрирующийся слайдами о значении кислот

Запись в тетрадь:
1Классификация кислот
2Понятие кислот как электролитов
3Общие свойства кислот:
3.1.Кислая среда в растворе
3.2.действие индикаторов
3.3.взаимодействие с другими веществами Активизация познавательной активности

Направленность на практическую связь с жизнью
-Существует несколько классификаций кислот в зависимости от признака, лежащего в его основе. Рассмотрим их на стр.210 учебника таблицы.10 или на слайде 4.
-Какие вы видите признаки классификации

-По данной таблице охарактеризуйте следующие кислоты в соответствии с вариантами (слайд 5): 1- серная кислота; 2 – фосфорная кислота; 3 – соляная кислота. На задание 2 минуты. Проверка более слабых учеников.(3мин.).
Учащиеся смотрят на слайд или таблицу 10 учебника

Наличие кислорода в кислотном остатке, основность, растворимость в воде, летучесть, степень ЭД, стабильность.
Ответы: серная кислота – кислородсодержащая двухосновная растворимая, нелетучая, сильная, стабильная; фосфорная - кислородсодержащая трехосновная растворимая, нелетучая, сильная, стабильная; соляная - кислородсодержащая одноосновная растворимая, летучая, сильная, стабильная; Развитие навыков обобщения и систематизации знаний
-Однако какими бы разными ни были кислоты, все они обладают рядом общих свойств. Однако почему все кислоты имеют общие свойства. Чем это обусловлено?
-Посмотрите на слайд 6 – здесь изображены уравнения ЭД разных кислот. Вопрос – что общего в этих уравнениях?
-Совершенно верно. Как раз таки именно присутствием катионов водорода обусловлены общие свойства кислот.
Какие ионы еще образуются при диссоциации?
Как же можно определить кислоты с точки зрения ТЭД?

Учащиеся отвечают:
все кислоты при диссоциации образуют катионы водорода.

Учащиеся отвечают:
Анионы различных кислотных остатков

Учащиеся формулируют определение:
Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотных остатков (слайд 6).
Записывают определение. Развитие логического мышления (проблемный вопрос)

Формирование понятий, навыков анализировать и делать выводы
И первое общее свойство – все кислоты кислые на вкус и имеют кислую среду раствора. Однако ни один человек и не подумает распознавать кислоты т.о., ведь это м.б. смертельно опасно, т.к. к кислотам относят ядовитые цианистоводородную и серную. Как же не пробуя кислоты распознать их безопасным способом? (слайд 7).
-С помощью опыта мы сейчас посмотрим, как происходит действие индикаторов на кислоты.

-Теперь, используя результаты опыта, самостоятельно заполните таблицу изменения окраски индикаторов на ваших столах, а затем мы их проверим в соответствии со слайдом 8.
Давайте сделаем вывод?

Учащиеся отвечают:
для этого используются специальные вещества – индикаторы, с лат. означает «указатели кислот».

Демонстрация учащимися опыта с использованием различных индикаторов. Учащиеся наблюдают изменение окраски растворов кислот.

Заполнение таблицы (см. приложение).

Вывод (запись в тетрадь): 2 общее свойство кислот – определенное изменение окраски индикаторов в растворах кислот

Повторение раннее полученных знаний

Применение эксперимента, формирование умений практического применения знаний[hide]

Развитие навыков наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы из увиденного

-3-е общее св-во – взаимодействие с веществами. Обратите внимание типичные реакции кислот у вас у каждого на столах.(слайд 9)
Учитель поясняет суть карточек, обращая внимание на ряд напряжений металлов и его значение Запись в тетрадь.

Закрепление
изученного материала

Задача: закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Учитель проводит игру в «Да!Нет».

Детям задаются вопросы по теме, на которые необходимо ответить однозначно (либо «да», либо «нет»).
Если учащиеся согласны, то поднимают зеленую карточку, если нет, красную. По окраске карточек в классе учитель видит сколько учащихся усвоили материал.
Например, лакмус в растворе соляной кислоты окрашивается в синий цвет. Дети отвечают поднятием карточки нужного цвета и т.д.
Развитие активности учащихся.
Формирование основных знаний, полученных на уроке, используя игровую ситуацию.
Проверка понимания учащимися нового материала

Задача: установить, усвоили ли учащиеся содержание нового материала, устранить обнаруженные пробелы. В заключение урока выполним небольшой тест – проверь себя, на задание 4 мин. (слайд 10), который вы сделаете самостоятельно в тетрадях, а затем ваш сосед проверит по ответы на слайде.
Выполняют тест. Учёт количества правильных ответов.

Подведение итогов урока
Что же мы узнали на сегодняшнем уроке?
Мы познакомились с классом кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Узнали, что о классификации кислот по различным признакам;
Научились охарактеризовать общие свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации;
Познакомились с понятием о ряде напряжений металлов.
Формирование умений обобщать изученное, выделять главное.

Информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
1. §38;РТ,стр.134-141, №2,3,5,7;
2. Дополнительное задание на «5»– РТ, стр. 140-141, № 13, 14
3. Подготовить сообщения на темы:
«Рассказы о кислотах»
«Практическое значение кислот в жизни человека».

Записывают задание
Формирование навыков самооценки знаний, использовав выбор индивидуальных и дифференцированных заданий.
Развитие индивидуальных способностей детей.

Приложение № 1

Тест «Проверь себя»

1.Формула кислоты это:
а) NaOH в) CuCl2
б) HCl г) SO3

2. Метиловый оранжевый в растворе серной кислоты:
а) синий в) фиолетовый
б) бесцветный г) розовый

3. С раствором серной кислоты взаимодействует:
а) оксид магния в) оксид фосфора
б) оксид углерода г) сера

4. Соляная кислота не взаимодействует с металлом:
а) алюминием в) серебром
б) железом г) цинком

5. Пара веществ взаимодействующих друг с другом:
а) H2SO4 u SiO2 в) Сu u H3PO4
б) CuO u Na2O г) НСl u NaOH

Литература:

1. О.С.Габриелян «Химия» 8 класс, учебник.
2. О.С.Габриелян «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» М.: Дрофа, 2005
3. О.С.Габриелян «Настольная книга учителя». Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.
4. В.А.Крицман «Книга для чтения по неорганической химии» ч.1 и 2. Москва «Просвещение» 1984
5. О.С.Габриелян «Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс» М.: Дрофа, 2003

Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 5005 | Добавил: Irishechka1117 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА