Воскресенье, 18:38 
Главная » 2013 » Май » 2 » Конспект блока (3) уроков русского языка в 10 классе по теме: «Связь языка, общества, истории народа и национальной культуры»

Конспект блока (3) уроков  русского языка  в 10 классе по теме:  «Связь языка, общества, истории народа и национальной культуры»

07:53
Конспект блока (3) уроков русского языка в 10 классе по теме: «Связь языка, общества, истории народа и национальной культуры»

Конспект блока (3) уроков

русского языка

в 10 классе по теме:

«Связь языка, общества, истории народа и национальной культуры»

Выполнила:

Кириенко Надежда Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №2» г. Воркуты

Воркута


Урок 1 (Урок повторения и обобщения знаний)

Тема: Язык и общество

Цели: дать понятие языка и общества в их взаимосвязи; повторить устаревшие и новые слова и их роль в языке, правила орфографии и пунктуации; продолжить формирование навыка постановки знаков препинания, опираясь на видение структуры предложения умения работать в паре; воспитывать отношение к родному языку как ценности.

Оборудование: высказывание на доске, портрет поэта, текст И. А. Ильина, текст В. Костомарова, толковые словари.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«В б..гатейшем насле..стве оставле(н,нн)ом нам пре..ками может быть самое др..гоце(н,нн)ое язык» (Н. Рыленков)

1​ Оргмомент и подготовка к усвоению знаний

Грамотно спишите высказывание Н. Рыленкова о языке с доски, объясните орфограммы и пунктограммы, выполните синтаксический разбор этого предложения

Выделив ключевые слова высказывания Н. Рыленкова, сформулируйте его основной тезис (Язык- богатейшее наследство) и проблемный вопрос (Почему язык – богатейшее наследство? Что мы наследуем от предков вместе с языком?)

2. Усвоение новых знаний. Работа с текстом в парах.

Внимательно прочитайте текст И. А. Ильина и письменно ответьте на любой из проблемных вопросов 3-4 предложениями

Найдите устаревшие слова, неологизмы, объясните их значение, раскройте их роль в тексте.

И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.

Всё доступно нашему языку. Он сам покорён всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать.

В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём клёкот и грай, и свист, и щебет птичий. В нём гомоны небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески, чуть слышные. В нём- вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений…

Это я зык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, но которую зовёи его – его язык.

Горе нам, что мы не умели беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не жалеть его, не блюсти его - значит не любить и не блюсти нашу родину.

3​ Первичная проверка понимания

Прослушивание 2-х вариантов ответов на каждый из проблемных вопросов, краткий комментарий.

Устаревшие слова и их роль в тексте.

4​ Применение, закрепление знаний и способов действий

Отражает ли язык изменения, происходящие в любом обществе? Как?

Прослушайте текст В. Костомарова, посвящённый изменениям в современном русском языке.

Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется нельзя. То же происходит и с языком. Он изменяется, но мы не чувствуем, как это происходит.

Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется язык. И это не может не пугать. Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». Или разонравилось слова «встреча», стали говорить «тусовка».

Русский язык, по словам А. С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. А мера утеряна. В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляется, может быть, 20 слов в неделю.

Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». Многие печатные органы применяют «напечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

В Думе несколько лет обсуждался «Закон на русском языке». Закон, конечно же, нужен. Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. Были уже такие тщетные попытки.

В своё время, в 19, да и в 20 веке, образцовый язык давала художественная литература. Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. Тон задают теперь, в первую очередь, телевидение и радио. Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. А современным дикторам нравится американская интонация. И молодёжь начинает им подражать. Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться- язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. За что его поносить? Он отражает состояние общества. Так что не язык надо сейчас исправлять.

Сформулируйте позицию автора.

5​ Домашнее задание

Согласны ли вы с В. Костомаровым? Почему? Аргументируйте свою точку зрения. (письменно ответьте на вопросы)

Урок 2 (Урок повторения и обобщения знаний)

Тема: Язык и национальная культура

Цели: дать понятие языка как первоэлемента национальной культуры, повторить правила орфографии и пунктуации; продолжить формирование навыка постановки знаков препинания, опираясь на видение структуры предложения, умения работать в группе; воспитывать отношение к родному языку как к показателю культуры.

Оборудование: высказывание на доске и значения слова «парадокс», портрет писателя, карточки –задания для работы по группам, толковые словари.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«Будучи самым существенным элементом национальной культуры, язык в то же время и средство её развития» (Ч. Айтматов)

1​ Оргмомент и подготовка к усвоению знаний

Грамотно спишите высказывание Ч. Айтматова о языке с доски, объясните орфограммы и пунктограммы, выполните синтаксический разбор этого предложения.

Продолжите мысль: Парадокс высказывания Ч. Айтматова о языке заключается в том, что…

(Парадокс – 1) мнение, расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу; 2) явление, кажущееся невероятным)

В каком значении вы употребили слово «парадокс»?

2​ Усвоение новых знаний. Работа по группам.

Каждая группа получает небольшой список русских народных пословиц и поговорок и задание: «Какие традиции, обычаи, нравы русского народа отражены в коротких словесных формулах? Как они называются?»

1группа Любовь не пожар, а загорится – не потушишь

Счастье и труд рядом живут

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив

Кто духом пал, тот пропал

2 группа То же бы слово, да не так бы молвить

Берись дружно, не будет грузно

Людей не суди, на себя погляди

С миру по нитке – голому рубаха

3 группа Иду мимо, а не зайду, где не мило

Великое слове без дела ничтожное

Вдруг не станешь друг

Тому тяжело, кто помнит зло

4 группа Гуляй, да дела не забывай

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Без надежды – как без одежды

Кто боится воробьёв, тот не сеет просо

3​ Первичная проверка понимания

Отчёт работы групп - формулирование традиций, жизненных ценностей русского народа.

Можно ли сказать, что пословицы и поговорки русского народа – это средоточие национальной культуры русского народа? (Культура – совокупность духовных, общественных и производственных достижений людей)

Отразится падение культурного уровня народа, общества, населения России на русском языке?

4​ Применение, закреплений полученных знаний, способов действия. Работа в группах.

К. Г. Паустовский сказал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

Оцените некоторые современные пословицы и поговорки и сформулируйте на их примере актуальные общественные проблемы.

1 группа Труд действительно сделал из обезьяны человека - но мысль заниматься трудом могла прийти в голову только обезьяне.

Я учу не для того, чтобы знать, а для того чтобы сдать.

Чтобы слова не расходились с делом, нужно молчать и ничего не делать.

В заботе о ближнем главное не перестараться! (Интернет)

2 группа Они жили долго и счастливо и развелись в один день.

В компании с косяком время летит незаметно.

Много будешь знать - не дадут состариться.

Русский в гору не пойдет, русский в гору побежит. (Интернет)

3 группа Сын родился! Три двести! Отдам за две пятьсот!

С кем поведешься, на того дети и похожи.

Чай по вкусу, сахар по совести.

Кто рано встает тому и работать. (Интернет)

4 группа Семь раз налей, один раз – заешь.

Новый лох – лучше старых трёх.

Если отложить на послезавтра то, что можно сделать сегодня, у тебя будет два свободных дня.

 От знаний ещё никто не умирал, но рисковать не стоит! (Интернет)

5​ Контроль и самопроверка

Отчёт работы групп

Как связаны два понятия урока: язык и культура народа?

6​ Домашнее задание

Напишите сочинение по любой русской пословице, раскрыв её смысл или письменно ответьте на вопрос: «В чём смысл высказывания В. Кюхельбекера «Язык – это душа народа»?

Урок 3 (Урок повторения, обобщения и систематизации знаний)

Тема: Язык и история народа

Цели: дать понятие взаимосвязи истории языка, истории народа, истории национальной культуры; повторить роль в языке устаревших слов и фразеологизмов; продолжить формирование умения работать в паре; воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: высказывание на доске и фразеологические обороты, портрет, карточки –задания для работы в парах с статьёй о фразеологизме «с грехом пополам», карточки с устаревшими словами и их значением, толковые словари.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры» (А. И. Куприн)

1​ Оргмомент и подготовка к усвоению знаний

Спишите эпиграф в тетрадь. Как понимаете его значение?

Историю народа отражают история страны, традиции, обычаи и история языка. Знание и изучение лексики и фразеологии помогает стать ближе к прошлому, понимать литературные произведения прошлого, многие традиции и обычаи.

2​ Усвоение новых знаний. Работа в парах.

Встречали ли вы выражения: «Зарыть талант в землю», «Не миновать глаголя», «К чёрту на кулички», «Притча во языцех», «Шарашкина контора», «Стоять у кормила», «Очная ставка», «С гулькин нос», «Прописать ижицу», «Красный угол»? Как их называют в языке? Что такое фразеологизмы? Где можно узнать их значение?

Представьте, что вам надо создать статью об одном из этих фразеологизмов, с чего вы начнёте? Перед вами образец словарной статьи, посвящённой выражению «с грехом пополам» из лингвистического справочника Н. М. Шанского «Лингвистические детективы»

С грехом пополам. Данное выражение означает «кое-как» или «с большим трудом». Второе значение более позднее, оно возникло на базе значения «кое-как». Наш фразеологический оборот появился из свободного сочетания слов с грехом пополам, в котором существительное грех обозначал не проступок, как сейчас, а ошибку. Таким образом, с грехом пополам буквально значит «пополам с ошибкой» (и следовательно «кое-как»

Заметим, что такое же значение имеет слово грех и в пословице На грех и мастера нет.

В эпоху Пушкина значение «ошибка» у слова грех было ещё вполне обычным. Вспомните хотя бы строки из романа «Евгений Онегин»: «Да помнил, хоть не без греха (т.е. «не без ошибки» - Н. Ш.), из Энеиды два стиха»

Опираясь на его структуру, составьте универсальный план словарной статьи, посвящённой любому фразеологизму.

3​ Первичная проверка понимания

Поверка 2-3 вариантов планов словарной статьи. Без чего не обойтись? (Без знания значения устаревших слов)

Выпишите устаревшие слова из данных фразеологизмов, разделив их на два столбика «Известные и неизвестные».

4​ Применение полученных знаний, способов действия. Работа в парах.

Аргументируйте тезис урока, заявленный в эпиграфе «Язык – это история народа», опираясь на значение устаревших слов, полученных на карточке, на значение известных вам фразеологизмов, а также на знания, полученные на предыдущих уроках о связи языка, общества и культуры.

Кормило – руль для управления ходом судна, отсюда «кормчий» (рулевой)

Очный – от «очи» (глаза)

Ставка – существительное, обозначающее действие по глаголу «ставить»

Шарашкина – притяжательное прилагательное от существительного «шарашка», которое восходит к диалектному «шарашь» (шваль, голытьба, жульё)

(Во) языцех – предложно-падежная форма существительного «язык», употреблённого в значении «народ»

Кулички – уменьшительно-ласкательная форма от слова «кулич» в значении «пасха»

Талант – крупная денежная единица

Глаголь – виселица, название возникло на базе слова «глаголь» как названия буквы «Г». Виселица получила своё название от прописной буквы «Г» благодаря сходству формы этих предметов.

Гулькин – притяжательное прилагательное от слова «гулька», возникшего от слова «гуля» при помощи суффикса.

Ижица – название последней буквы старого кириллического алфавита, которая по форме напоминает развилку.

Красный – почётный, передний, парадный

5. Контроль и самопроверка

Отчёт работы пар. Какие высказывания получились?

6. Домашнее задание

Создайте одну статью, посвящённую фразеологизму, получив информацию о значении устаревшего слова, в него входящего, или о значении самого фразеологизма

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 4668 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА