Четверг, 21:23 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Июнь » 29 » Интегрированный урок по предмету основы православной культуры и русский язык Тема урока: «Совесть и раскаяние. Обобщение знаний о приставк

Интегрированный урок по предмету  основы православной культуры и русский язык  Тема урока: «Совесть и раскаяние. Обобщение знаний о приставк

21:37
Интегрированный урок по предмету основы православной культуры и русский язык Тема урока: «Совесть и раскаяние. Обобщение знаний о приставк
Учитель начальных классов
Гугучкина Мария Валерьевна,
Негосударственное общеобразовательное учреждение
"Нижневартовская православная гимназия",
г.Нижневартовск ХМАО-Югра

Структура данного типа урока:
1. Оргмомент.
2. Словарно – орфографическая работа.
3. Целеполагание.
4. Работа над понятием.
5. Закрепление знаний.
6. Физминутка.
7. Рассказ учителя.
8. Игра «Найди пару».
9. Самостоятельная работа.
10. Подведение итога.
11. Домашнее задание.
12. Рефлексия.
На уроке реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели.
Содержание материала урока, методы и средства обучения соответствуют интерпретирующему уровню активности познавательной деятельности учащихся. На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности.
Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, групповая, коллективная).
Этапы урока выдержаны во времени, каждая минута эффективно загружена.
Домашнее задание предлагается на выбор.
Подводятся итоги урока.
В конце урока проводится рефлексия.
Цели урока:
Образовательные: 1. формировать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;
2. углубить и расширить у обучающихся понятия «совесть»;
3. обобщить и систематизировать знания обучающихся о приставках и
суффиксах (местонахождении в слове, способе нахождения,
значении);
4. упражнять в умении выполнять разбор слов по составу, умении
образовывать однокоренные слова;
Воспитательные: 1. воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство
совестливости;
2. воспитывать положительные мотивы учения.
Развивающие: 1. развивать познавательные умения;
2. развивать аналитическое мышление.
Тип урока: интегрированный

Оборудование: компьютер, проектор, разрезные буквы на магнитах, толковые словари, словарь синонимов, карточки результативности работы.
1. Организационный этап.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараемся понять –
Будем грамотно писать.

(запись в тетрадях даты)
Эпиграфом нашего урока являются слова преподобного Аввы Дорофея: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое…»

Преподобный говорит о каком-то помысле, указывающем каждому человеку, что есть зло, и что добро. О каком же помысле говорит святой?
Ключ к разгадке находится в следующем задании.
2. Словарно – орфографическая работа.
Выберите букву и запишите слова. (работа в тетрадях)
Евангелие, лестница, коллекция, копье, искусство, гнев, глас Божий.
Разберите данные слова по составу. В какой части слова находится орфограмма?
Выделите вставленные буквы и составьте из них слово.
Какое слово у вас получилось? (совесть)
3. Целеполагание.
Что вы уже знаете о таком понятии, как «совесть»?
Что вы хотите узнать? (схема, варианты ответов детей:
расширить знание о понятии: его значении, как образовалось, выяснить какой корень у слова и какие у него существуют родственные слова …)
(цели, поставленные детьми фиксируются на доске)
Сегодня на уроке мы раскроем значение понятия «совесть» и обобщим знания о значимых частях слова – приставках и суффиксах, поупражняемся в образовании слов.

4. Работа над понятием.
Чтобы разобраться в этом, нам нужно проникнуть вглубь этого понятия.
Какие слова спрятались в нем? /(коллективная работа)
Зачитайте слова, которые у вас получились? Что вы можете сказать об их значении? (учитель фиксирует на доске)
(сос – сигнал бедствия,
весть – весточка от кого-то, новость…,
свет – знание, антоним слову тьма, темнота…,
совет – наставление, указание, согласие…,
вето – запрещение, запрет…)
Вывод: совесть – несет весточку, знание от Создателя, наставляет, указывает, дает совет, как правильно поступать, накладывает запрет на плохие действия, поступки, подает сигнал при соделании чего-то плохого, злого, безнравственного.

Чтобы убедится в правильности нашего вывода, давайте обратимся к толковому словарю. Найдите, как объясняют это понятие в разных словарях.
(обучающиеся зачитывают самостоятельно
Даль: «…нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития».
Ожегов: «Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».)

Какое из данных объяснений вам кажется наиболее полным? Почему?
Послушайте пример действия совести, рассказанный епископом Александром
Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения.

Почему же этой женщине пришлось вернуть вещь, ведь ее никто не видел, и не смог бы ее осудить?

5. Закрепление знаний
В Писании говорится: «Избавит от злых душу свидетель верен» (Притч.14:25) Кто подразумевается под свидетелем верным?
Этот свидетель и есть непорочная совесть: она избавит душу, которая слушает ее советы, от согрешений.
Как называют человека, живущего по совести? (совестливый)
Работа в тетрадях:
Запишем в тетрадях однокоренные слова к слову «совесть»: совестливый, совестно, бессовестный, добросовестный, совестить…

Какая общая часть у этих слов? Как она называется? (корень - совест)
С помощью каких морфем образованы родственные слова?
(совестливый - суффикс –лив-
совестно – суффикс –н-
бессовестный – приставка бес- + суффикс –н-,
добросовестный – корень добр, соед. гласная –о- + суффикс –н-…)

В Священном Писании совесть еще называется сердцем. Как вы думаете, почему? (если совершил что-то плохое, чувствуешь это сердцем, внутри ноет, не дает покоя)
Невозможно жить, не чувствуя радости, без мира в душе. А если у человека нет мира с самим собой, то не будет и мира с окружающими его людьми. Наверно, поэтому в русском языке существует очень много слов с корнем –мир-.

Образуйте родственные слова с корнем –мир-. Разбейте эти слова по группам: приставочный способ, суффиксальный, приставочно-суффиксальный (работа в парах).

Выступления групп.
Какую роль играют приставки и суффиксы в нашей речи?

6. Физминутка (электронная)

7. Рассказ учителя «Отречение Петра»
О каком событии нам рассказывает Евангелие? (арест Спасителя и отречении апостола Петра, предательстве)
Почему Петр отрекался от своего Учителя? (из страха быть казненным)
Что повлияло на перемену в его поведении? (он вспомнил предсказание Христа и заплакал от стыда)

Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться. Человек впадает в уныние, его мучает страх.

Есть ли лекарство от этого недуга, можно ли излечить свою душу, как вернуть мир в своей душе? (раскаяние)
В чем состоит истинное раскаяние? (исправиться, попросить прощение, если кого-то обидел, стараться больше не совершать поступков, противоречащих совести, а значит и Богу)

8. Игра «Найди пару»

Работа над значением фразеологизмов:
Совесть грызет Без стыда, нагло, бесстыдно
Поступок на его совести Жить честно, справедливо
Жить со спокойной совестью Делать хорошо, добросовестно
Делать на совесть Мучают угрызения совести
Жить по совести Жить спокойно, не испытывая угрызений совести
Поступать без зазрения совести Совершить безнравственный поступок

9. Самостоятельная работа
Цель этой работы состоит в том, чтобы закрепить умение выполнять разбор по составу. Запишите пословицы, найдите родственные слова и разберите их по составу.
Не тот славен, кого мир славит, но тот, кого Бог прославит.
Смирение есть самый верный страж всех добродетелей.
Смиренной душе Бог открывает тайны Свои.

Работа в парах – взаимоконтроль.
Поднимите руки, у кого нет ошибок. Молодцы.

10. Подведение итога.
Вернемся к нашим целям и подведем итог урока.
Какие цели были достигнуты?
Дайте полное определение понятию «совесть». Какова ее роль в жизни человека?
Объясните выражение «совесть спит»? «не совести»?
Все ли слышат свою совесть? «…нет человека, не имеющего совести, ибо она есть нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что пренебрегаем ею и попираем ее».
Важно помнить, что «Бог будет судить не только по нашей вере, но и по свидетельству совести. Апостол Павел учит, что и язычники могут спастись, если совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь».

Какой вывод можете сделать о частях слова?

11. Домашнее задание.
По выбору:
1 вариант: составить портрет совестливого человека
2 вариант: сочинить притчу о совести.
Используя в своем тексте однокоренные слова, выделить в них морфемы.
Задание: составить слово по подсказкам:
1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).
Ответ: "переменка".
Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.

Используемы ресурсы
1. Толковый словарь. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
2. Толковый словарь. Даль В.И.
3. Словарь синонимов. Абрамова Н.
4. http://www.eroshka.ru/print/php?news.697
5. http://dompolnajachasa.at.ua/publ/57
6. azbyka.ru/dictionary/17/sovest-all.shtml
7. Авва Дорофей «Душеполезные поучения»
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 879 | Добавил: мария4423 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА