Воскресенье, 07:23 
Главная » 2013 » Июнь » 23 » Интегрированный урок по биологии и химии: "Химия крови".

Интегрированный урок по биологии и химии: "Химия крови".

19:26
Интегрированный урок по биологии и химии: "Химия крови".
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Кулебаки
учитель биологии Шевцова Елена Александровна
Интегрированный урок по биологии и химии.
Тема : « Химия крови».
Тип урока: обобщающий семинар.

Цель: обобщить полученные на уроках химии и биологии знания о единстве процессов, протекающих в живой и неживой природе.

Задачи:

 Образовательные: обобщение учащихся о внутренней среде организма; значение и строение форменных элементов крови; о свойствах и функциях крови; понятия иммунитет; хим. состав гемоглобина; свертывание крови; хим..элементы крови; диффузия.
 Развивающие: формирование у учащихся умений проектной деятельности, осуществлять целепологание, обосновывать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать, проводить самоанализ, развивать интерес к предметам естественного цикла; структурировать информацию, выделять главное, представлять в различных формах; выбирать способы и формы наглядной презентации (продукта) результатов деятельности; взаимодействовать внутри группы, приходить к согласию.
 Воспитательные: формирование потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни.
Оборудование:

 Пробирки с реактивами для проведения качественной реакции на катион железа; прибор гемометр; сыворотки крови.

 Сульфат железа (II)

 Сульфат меди (II)

 Хлорид натрия
 Красная кровяная соль К3{Fe(CN)6}
Оформление кабинета:
 Стенд: «Химия человека; упрощенная схема свертывания крови; таблица кровь; газета.
Подготовка учащихся к уроку: за 2-3 недели до урока учащимся раздают вопросы для подготовки.

ТСО: компьютер, проектор.

1.Состав и функции крови.

2.Диффузия, осмос в клетки

3. Химические элементы в клетках живых организмов.

4. Гемоглобин, его хим.состав.

5.Химическая природа процесса свертывания крови.

6. Защитные барьеры организма. Иммунитет.

Ход урока
Психологический настрой на работу: Дети встают , учитель хлопает мелодию в ладоши, а учащиеся ее повторяют.

I-этап: введение в тему урока

Учитель химии: наш семинар называется «Химия крови», его цель- повторить и обобщить сведения о химических элементах, полученных на уроках химии, и о составе и функциях крови, которые вы получали на уроках биологии.

Учитель биологии: как вы знаете, в нашем организме протекают единые биохимические процессы. Сегодня мы попытаемся еще раз это доказать. Работа на семинарском занятии будет строиться в соответствии с перечнем вопросов, с которым вы ознакомлены заранее. По ходу урока вы должны будите выполнять разноуровневые задания. ( лабораторная работа, задачи, вопросы).

Учитель химии
1. План урока на доске.

2. В ходе урока вы должны составить краткий конспект урока и записи будите вести в специальных тетрадях для интегрированных уроков.

II-этап: Ставится проблемный вопрос: «Почему кровь называют «зеркалом здоровья»?

Учитель биологии:

1. Состав и функции крови.(этот вопрос представлен в виде презентации, ее выполняли Беляев А.,Подмарев А.)
Учитель биологии: А сейчас мы с вами поговорим о группах крови подробнее. И давайте с вами посмотрим слайды: Распространение групп крови у населении России и стран Европы.(см.диск)
А сейчас перейдем к задаче по биологии. Но сначала ответьте на следующий вопрос: Людей с какой группой крови можно назвать универсальными донорами?( ответ учащихся)(1)
А кого- универсальным реципиентам?( ответ учащихся) (4)

Задача: В больницу привезли пострадавшего в аварии с сильным кровотечением, нуждающегося в переливании крови. Анализ показал, что у пострадавшего третья группа крови, а в наличии оказалась кровь первой и второй групп. Удастся ли спасти человека?( ответ учащегося с места)
Демонстрационный эксперимент: «Определение группы крови».( учитель) Оборудование: предметное стекло , сыворотки. Учитель биологии: Кровь- это тоже ткань. Вспомните, разновидностью какой ткани является кровь?
( вопрос к классу.) Действительно , кровь- это разновидность соединительной ткани. Охарактеризуйте кратко этот вид ткани ( вопрос к классу.)

Учитель химии:

Каждый знает, что вкус крови слегка солоноватый. Уже давно обратили внимание на поразительное сходство состава человеческой крови и морской воды. Такое сходство не случайно. Оно постоянно напоминает нам о гипотезах, согласно которым зарождение и развитие жизни произошло в океане. Состав крови близок по содержанию солей к морской воде, потому, что в состав плазмы входят разные соли. Их концентрация поддерживается на определенном уровне. Одна из солей плазмы - это поваренная соль. Вспомните, чему равна концентрация этой соли в плазме крови, и как называется такой раствор? (вопрос к классу). Действительно, это физиологический раствор, концентрация которого равна 0,9%. Поваренная соль в растворе находится в виде ионов. Напишите уравнение реакции диссоциации хлорида натрия ( один из учащихся работает у доски).
NaCI= Na+ + CI-

Вопрос классу: Чем отличается атом и ион натрия (электронная формула и схема)

Na0 - атом
+!! Na )2)8)1 1S22S2Р63S1

Na+ -ион

+11 Na)2)8) 1S22S2Р6
А теперь решим задачу. Сколько грамм соли и воды нужно взять, чтобы приготовить 250 г физиологического раствора массовая доля соли в котором составляет 0,9%? (на столы раздаются карточки с условием задачи, один из учащихся решает задачу у доски).

Дано: Решение:

W(NaCl) = 0,9% m(NaCl)=w х m(р-ра)=250 х 0,009=
m (р-ра)=250 г.
2,25 г.
m(NaCl)-? m(H2O)= 250 – 2,25=247,75г.
m(H2O)-?
Ответ: m(NaCl)=2,25 г. ,m(H2O)=247,75 г.

Учитель биологии: Итак следующий вопрос. 2Диффузия в клетки. ( этот вопрос представлен презентацией подготовили ее Захарова К., Пяткина Н.)

Вопрос к классу: Что произойдет с человеком, который долгое время находится в море без пресной воды?
Ответ: Погибнет, т.к. в его крови увеличится содержание солей ( прежде всего хлорида натрия). Вода из клеток и тканей устремится в кровь, и организм обезвоживается.

Учитель химии: Итак следующий вопрос: 3. Химические элементы в клетках живых организмов. ( этот вопрос представлен презентацией , а подготовили ее Кулькова Ю., Иванова А.)

Учитель химии: Вопрос классу : в каких продуктах содержится много калия? Ответ учащихся- курага, изюм, сухофрукты, банан, шиповник, боярышник, красная и черная смородина, арбуз, дыня. Решив задачу, мы узнаем, сколько надо съесть кураги, чтобы восполнить суточную потребность организма в калии.
.
Задача: В 50 г кураги содержится 1,017 г. Калия. Сколько грамм кураги надо съесть, чтобы получить суточную норму калия? Суточная норма равна 3,5 г.

Дано: Решение:
m(K)=3,5 г.
m(кураги)=50 г. 1.017 г. – 50 г. кураги

m(K)=1,017 г. 3.5 г. – Х г.

m-? Х= 3.5 х 50 = 172 г.
1.017

Ответ: масса кураги равна 172 грамма.
Учитель химии: Без малого вся таблица Д.И. Менделеева – в ежедневном обеде, в капле крови и в капле морской воды. Такое распределение элементов В.И. Вернадский назвал «Микроскопической смесью». Организму небезразлично количественное содержание микроэлементов, т. к. в зависимости от концентрации вещество может быть и полезным, и вредным. Тест на содержания калия и кальция в организме.

Для снятия напряжения и стресса: учащиеся закрывают глаза , учитель дотрагивается до разных предметов карандашом, постукивая при этом по ним. После каждого удара учащиеся должны попытаться определить тот предмет, до которого дотрагивался учитель.
Учитель биологии: Следующий вопрос нашего семинара: 4.Гемоглобин, его химический состав. (представляют Королева И., Тормозова Е.)

Учитель биологии:
Вопрос к классу: У человека цвет крови красный, у головоногих моллюсков – голубой. Объясните причину столь разной окраски крови. (Ответ учащегося – У головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета – ГЕМОЦИАНИН, содержащий много меди, что и придает крови голубой цвет).
Учитель химии:
Вопрос к классу: Преступник, чтобы скрыть следы преступления сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла все же установила наличие крови на одежде. Каким образом? (Ответ учащегося: В пепле остаются хим. элементы входившие в состав объекта; кровь отличается высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина, и, если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит на одежде была кровь)
Учитель химии: Представьте , что вы находитесь в исследовательской лаборатории и с помощью химического эксперимента должны определить, в какой из выданных вам пронумерованных пробирок находится вещество, содержащее катион двухвалентного железа.

Инструктивная карта- выдается каждому учащемуся.
Лабораторная работа: «Определение катиона двухвалентного железа».
Цель: научиться определять катион двух валентного железа.
Оборудование: пробирки, штатив.
Реактивы: сульфат железа (II), сульфат меди (II), хлорид натрия, красная кровяная соль.

Ход работы:

Последовательность выполнения опыта Наблюдения выводы Уравнения реакций
1
2
3

По мере выполнения лабораторной работы проверяется знания техники безопасности и правил обращения с химической посудой и реактивами. Учащиеся проверяют сами, друг у друга( взаимо проверка) Слайд с уравнениями реакций на доске.

3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2 + 3K2SO4
3Fe2+ + 3SO42- + 6K+ +2[Fe(CN)6]3- =
Fe3[Fe(CN)6]2 + 6K+ + 3SO42-
3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- = Fe3[Fe(CN)6]2

Учитель биологии: следующий вопрос: 5. Химическая природа процесса свертывания крови. (Лобанова Е. и Чураева О.)

Учитель биологии: Биологическая задача: Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образующуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.
Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения сосуда. Учитель химии: Следующий вопрос. 6. Защитные барьеры организма. Иммунопрофилактика.( презентацию выполнили Пичугина К., Мишина Ю.)
Задача: Что нужно взять с собой врачу в очаг вспыхнувшего инфекционного заболевания- вакцину или сыворотку? ( вопрос классу).
Ответ: Для срочной борьбы с возбудителем инфекционного заболевания необходимо ввести готовые антитела – лечебную сыворотку.
III – этап Заключение
Учитель химии: итак, живые организмы характеризуются исключительно сложной в химическом отношение структурой. Данные биологии и химии объединяются в общую науку - биохимию. Биохимия – играет объединяющую роль, помогает понять, как работают биологические системы, помогает доказать родство между живыми организмами, единство их происхождения.

Учитель биологии: Давайте вспомним какой вопрос мы
поставили в начале урока: «Почему кровь называют зеркалом здоровья»? ответ учащихся.
Потому , что кровь может дать информацию о заболеваниях или отклонениях в здоровье человека. Для этого проводят анализ крови, состав крови- кол-во красных и белых кровяных клеток, кол-во гемоглобина, скорость свертывания крови, кол-во сахара, кол-во и состав белка.

Учитель химии: Сдайте тетради. Оценка за презентации пять, и по химии , и по биологии, и по информатике, за работу на уроке.. ,задачи на доске пять, за ответы на вопросы которые были заданы в ходе урока …, за лабораторную работу, а остальные оценки вы получите на следующем уроке,
за домашнее задание.
Учитель биологии: В качестве домашнего задания вы получите карточки с заданиями, в которых обобщаются сведения о химии крови.

А закончить наш семинар мы хотим стихотворением С. Острового ( учителя читают вместе):

Человек- он ведь тоже природа
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года
И особый в нем музыки ход

И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек- он зима, или лето,
Или осень с грозой и дождем.

Все вместил в себя- версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек- он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.

И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек- он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.
IV. Рефлексия:

Самоанализ урока
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 2595 | Добавил: 991 | Теги: Тема : « Химия крови». Тип урока: о | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА