Пятница, 06:40 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Май » 2 » Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим красиво и пишем грамотно»

Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку  «Говорим красиво и пишем грамотно»

07:55
Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим красиво и пишем грамотно»

Кондрашова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 9 г.Кинеля г.о.Кинель Самарской области

Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку

«Говорим красиво и пишем грамотно», г.Кинель

Данный курс ведется в 10-11 классах 3 года, окончательная редакция курса закончена в 2012 году и участвовала в окружном конкурсе элективных разработок. Благодаря занятиям обучающийся получает возможность осмысления на более высоком уровне системы знаний о языке, углубленного изучения основных разделов русского языка, овладения разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, прочного освоения основных норм русского литературного языка. Содержание программы ориентировано на подготовку к ЕГЭ по обязательному предмету – русский язык.

Выпускники нашей школы, прошедшие данный элективный курс, показали хорошие результаты на ЕГЭ по русскому языку: в 2009-10 учебном году средний балл базовой группы – 66,2 (по МОУ СОШ № 9 – 60, 2; по Кинелю – 59; по Самарской обл. – 62,6; по России – 57,5), в 2010-11 – средний балл базовой группы составил 59 баллов (по МОУ СОШ № 9 – 56; по Кинелю – 60, 56; по Самарской обл. – 65, 3; по России – 60, 5); в 2011-12 году – средний балл профильной группы (27 человек) – 59,8 баллов (по ГБОУ СОШ № 9 – 58,2; по Кинелю – 58,5; по Самарской обл. – 64,9; по России – 56,4).

Самые высокие достижения учащихся за время ведения данного курса были следующими:

2009-10 уч.год – Тарасенко Денис - 94 балла, Жирнова Екатерина – 88 баллов; Ступацкая Юлия – 76 баллов; самый низкий балл в группе - 52;

2010-11 уч.год - Пимякова Юлия – 79 баллов;

2011-12 уч.год - Мошковский Дмитрий – 84 балла; Бакулин Илья, Навознова Татьяна, Ерохина Ксения – 79 баллов.

«Говорим красиво и пишем грамотно»

Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Говорим красиво и пишем грамотно» предназначена для учащихся 10-11-х классов средней (полной) школы и может быть использована для профильной подготовки. Курс рассчитан на 68 часов.

Элективный курс «Говорим красиво и пишем грамотно», составленный на основе подготовительно-тренировочного курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку С.А.Войтас, Н.Г.Акоповой «Говорим и пишем правильно» (в кн. «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9 – 11 классы» / (составление, предисловие, под общей редакцией С.А.Войтас). – М.: Айрис-пресс, 2007. (Профильное обучение)) имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.

Главная задача языкового образования курса – формирование у  учащихся коммуникативной компетенции. Благодаря занятиям обучающийся получает возможность осмысления на более высоком уровне системы знаний о языке, углубленного изучения основных разделов русского языка, овладения разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, прочного освоения основных норм русского литературного языка. Содержание программы ориентировано на подготовку к ЕГЭ по обязательному предмету, проверяющему весь комплекс языковой подготовки учащихся:

- лингвистическую компетенцию, то есть владение знаниями о языке и речи и умениями пользоваться ими в работе с языковым материалом;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение родным языком, его лексикой и грамматикой, на уровне литературной нормы – орфоэпической, лексической, грамматической, стилистической, орфографической, пунктуационной;

- коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями адекватно воспринимать чужие высказывания и создавать собственные.

Цели курса:

углубить, обобщить и систематизировать имеющиеся знания о языке и речи, необходимые для сдачи экзамена в форме ЕГЭ;

воспитать стремление к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

научить старшеклассников работать с тестами с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);

сформировать устойчивые навыки грамотного письма;

обучить анализу текста и его интерпретации;

сформировать умение создавать собственный текст (сочинение уровня С), аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

привить навыки стилистической правки текстов, основанной на чётком определении характера ошибок и умелом их устранении.

Планируемые образовательные результаты

В результате работы по данному курсу ученик должен

иметь представление

о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать/понимать:

сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;

содержание заданий ЕГЭ;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

требования к заполнению экзаменационных бланков;

уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного текста;

аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Занятия по данному элективному курсу предполагают двусторонний подход:

- теоретическая часть (повторение изученных правил, знакомство и отработка труд​ных случаев правописания, определение этапов создания тек​ста).

- практическая часть (выполнение упражнений разных видов, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; сформировать устойчивые навыки грамотного письма).

Программа основана на отборе методов и приёмов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: повторение и обобщение теоретического материала по школьным учебникам; создание собственного сборника теоретических сведений; тренировочные упражнения - индивидуальные, дифференцированные и групповые задания; реше​ние тестовых заданий по типу ЕГЭ; анализ текста; поис​к нужных текстов, справочной информации (художественная литература, энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Internet и др.); наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения; написание текстов по заданной проблеме; правка текстов, основанная на чётком определении характера ошибок и умелом их устранении.

Основными формами организации учебной деятельности являются лекции, семинары, практикумы, тренинги, зачеты, уроки-коррекции.

Возможны различные формы контроля: тренировочные упражнения; ответы на вопросы теста по блокам А и В; написание сочинения на основе предложенного текста; презентация моделей сочинения и тематических «сборников» аргументов.

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.

Программа

Введение (1 ч). Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Подготовка к заданиям уровней А и В

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1) (4 ч). Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль зву​ка в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Согласные звуки и их произношение. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпи​ческие нормы русского языка. Орфоэпические и другие слова​ри, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 2. Лексика и фразеология (4 ч). Особенности лексического состава слов. Основные вырази​тельные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Трудности лексического анализа слов. (Задания А2, А12, А30, В8)

Тема 3. Морфемика и словообразование (2 ч). Морфемный анализ слов. Способы словообразования в рус​ском языке Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)

Тема 4. Морфология (6 ч). Система частей речи в русском языке. Грамматическое зна​чение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Трудные случаи разграничения языковых явлений. (Задания А3, А11, В2)

Тема 5. Орфография (17 ч). Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания при​ставок. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание суф​фиксов. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правопи​сания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Орфографические нормы. (Задания А13 – А19)

Тема 6. Синтаксис и пунктуация (19 ч). Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Прямая речь. Диалог. Цитата. Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и кос​венная речь. Способы оформления чужой речи на письме. Различные способы цитирования. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания А4, А5, А6, А9, А10, В3, В4, В5, В6, В7, В8). Пунктуационные нормы. (Задания А20 – А26)

Тема 7. Текст и его особенности (5 ч) Подготовка к сочинению уровня С (8 ч). Текст и его признаки. Понимание текста. Способы сжатия текста. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности тек​стов. Текст и его анализ. Создание текста и его редактирование. (Задания А7, А8, А27 – А30). Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме. Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Тема 8. Комплексная подготовка к ЕГЭ (2 ч). Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

Учебно-тематическое планирование

10 класс (1 часть)

п/п

№ в теме

Тема урока

Формы контроля

1

1

Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ

Заполнение бланков

2.Подготовка к заданиям уровней А и В

2

1

Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке


3

2

Трудности фонетического анализа слов

Фонетический анализ слов

4-5

3-4

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка (Задание А1)

Тестовые задания

6

1

Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. (Задания А2, А12, А30)

Тестовые задания

7

2

Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления (Задание А30, В8)

Тестовые задания

8

3

Лексические выразительные средства. Тропы. (Задание В8)

Тестовые задания

9

4

Фразеология. (Задания А30, В8)

Тестовые задания

10

1

Морфемика и словообразование. Способы словообразования. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)

Морфемный и словообразо-вательный анализ

11

2

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий

Тестовые задания

12-13

1-2

Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. (Задания А11, В2)

Тестовые задания

Морфологи-ческий разбор

14-15

3-4

Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи


16

5

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Трудные случаи разграничения языковых явлений (Задание А3)

Тестовые задания

17

6

Итоговая работа


10 класс (2 часть)

п/п

№ в теме

Тема урока

Формы контроля

1-3

1-3

Орфография. (Задания А13 – А19). Система правил правописания. Правописание приставок. Трудности правописания приставок

Тестовые задания

4-7

4-7

Виды орфограмм в корне слова

Словарные диктанты

8-10

8-10

Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний

Словарные диктанты

11-12

11-12

Трудные случаи правописания суффиксов

Словарные диктанты

13-15

13-15

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ

Словарные диктанты

16

16

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов

Тестовые задания

17

17

Итоговая работа


11 класс (1 часть)

п/п

№ в теме

Тема урока

Формы контроля

1

1

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний (Задание В 3)

Тестовые задания

2

2

Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей

Синтаксиче-ский разбор

3

3

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения (Задания А6, А9, А10, В4, В5, В6)

Тестовые задания

4

4

Тире в простом предложении


5

5

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции


6-7

6-7

Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи (Задания А6, А9, А10, В4, В5, В6)

Тестовые задания

8

8

Уточняющие члены предложений. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А4, А5)

Тестовые задания

9-10

9-10

Прямая речь. Диалог. Цитата. Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А20 – А26)

Тестовые задания

11-12

11-12

Сложное предложение. Знаки препинания в БСП. Использование БСП в художественном тексте


13-14

13-14

Знаки препинания в ССП. Использование ССП в художественном тексте. Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А20 – А26)

Тестовые задания

15-16-17

15-16-17

Знаки препинания в СПП. Использование СПП в художественном тексте. Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А20 – А26). Итоговая работа

Тестовые задания

11 класс (2 часть)

п/п

№ в теме

Тема урока

Формы контроля

1-2

1-2

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задание В8)

Тестовые задания

3-4

1-2

Текстоведение. Текст. Понимание текста. Способы связи предложений в тексте. (Задания А27 – А28, А7, А8, А30)

Тестовые задания

5

3

Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности (Задание А29)

Тестовые задания

6-7

4-5

Текст и его анализ. Выразительные средства языка (Задание В8)

Тестовые задания

3. Подготовка к сочинению уровня С

8-9

1-2

Сочинение. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста


10

3

Виды комментариев к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

Презентация сочинения

11

4

Выявление и формулировка авторской позиции.

Презентация сочинения

12

5

Способы аргументации собственного мнения.

Презентация сборника комментариев

13

6

Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Презентация сочинения

14-15

7-8

Практикум по написанию сочинения.

Сочинение

4. Комплексная подготовка к ЕГЭ

16

1

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.


17

2

Итоговая работа


Список литературы

1​ ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование,2011. (ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе)

2​ ЕГЭ-2012. Русский язык. Сборник заданий/ под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование,2011. (ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе)

3​ Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ.2010. Русский язык/ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.:Астрель,2010.

4​ Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9 – 11 классы / (составление, предисловие, под общей редакцией С.А.Войтас). – М.: Айрис-пресс, 2007. (Профильное обучение).

5​ Алексеева Е.П. Русский язык в схемах и таблицах. Пособие для учащихся. – Самара: ООО «Офорт», 2006.

6​ Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. - М., 2006.

7​ Кабанова Н.М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. - М., 2005

8​ Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку:9-11кл. - М.:Вербум-М, 2003.

9​ Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/.

10​  «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 6761 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА