Суббота, 22:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » 2015 » Октябрь » 29 » Дополнительная общеобразовательная программа "Школа полезного действия"

Дополнительная общеобразовательная программа "Школа полезного действия"

13:54
Дополнительная общеобразовательная программа "Школа полезного действия"
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка Оренбургской области»

Утверждаю:
Директор ЦРТДЮ
Т.П.Карева______________________
«____»_______2015г

Дополнительная общеобразовательная
программа
«Школа полезного действия»

Авторы: Ленькина Юлия Васильевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Тураева Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Возраст детей: 13-18 лет.
Срок реализации: 3 года



Новотроицк, 2015г.
Содержание стр.
Пояснительная записка…………………………………………………….. 3-11
Учебно-тематический план …………………………….………………… 11-14
Содержание программы ……………………………..……………............ 14-23
Методическое обеспечение программы………………………………….. 23-24
Литература педагогу…………………..…………………………………… 25-26
Литература воспитаннику……………………………………………………..27
Приложение№1. Алгоритм разработки социального проекта
Приложение№2. Технология разработки социального проекта
Приложение №3. Основные требования к социальному проекту

1. Пояснительная записка
Направленность программы «Школа полезного действия» - социально-педагогическая.
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года предусматривает содействие в формировании сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В решении этой задачи приоритетным ориентиром для развития личности становится способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей улицы, своего села, района, области, страны. В условиях адаптации системы образования к принципиально новым условиям свободного развития гражданского общества и рыночной экономики дополнительное образование берет на себя решение задач формирования у молодежи основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.
Актуальность данной программы заключается в том, что опыт и результаты социального проектирования убедительно свидетельствуют, что включение школьников, учителей, родителей в деятельностные технологии развивают их инициативность, самостоятельность, гражданственность в решении проблем местного сообщества. Через участие в социально значимой деятельности у них появляется уверенность в своих силах, значимость личного вклада в решении проблем, толерантность, творческий подход к решению жизненных ситуаций. Практика внедрения социального проектирования является новой для дополнительного образования и предполагает существенные изменения. Кроме того, сам процесс обучения социальному проектированию требует от всех участников многих новых знаний и компетентностей.
Таким образом, возникает необходимость создания объединения «Школа полезного действия».
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что осознание собственных сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, различный образовательный уровень и опыт обучающихся, различное видение проблем местного сообщества позволяет сформировать у обучающихся представление о роли социальных проектов в решении задач местного сообщества.
Новизна и отличительная особенность образовательной программы «Школа полезного действия» состоит в дополнении традиционного «знаниевого» понимания дополнительной образовательной программы, как систематизированного перечня блоков учебного материала, подлежащего усвоению для достижения поставленных программных целей, деятельностным подходом, при котором программа рассматривается как совокупность последовательных умственных и практических действий, осуществляемых и «проживаемых» обучаемым для решения конкретных учебных и практических задач и проблем.
Цель программы: привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам родного города, к возможной практической деятельности по разрешению проблем силами самих учащихся.
Задачи программы:
в области обучения:
• обучение технологии социального проектирования;
• освоение способов планирования предстоящей деятельности;
• освоение способов расчета необходимых ресурсов, анализа результатов и окончательных итогов деятельности;
• знакомство с принципами взаимодействия с другими людьми;
• повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации.
в области развития:
• развивать навыки командной работы;
• развивать полезные социальные навыки и умения;
• развивать навыки уверенного поведения;
• развивать навыки командной работы.
в области воспитания:
• формировать навыки «разумного социального» поведения в сообществе;
• формировать навыки социальной мобильности.
• формировать навыки и знания по установлению партнёрских отношений.
Программа «Школа полезного действия» предназначена для обучающихся 13 – 18 лет. Создаются разновозрастные группы детей: первый год обучения: 13-15 лет; второй год обучения: 15- 17лет; третий год обучения: 17-18 лет. Учитывая особенности содержания занятий, группы комплектуются по 6-7 человек, по личному желанию.
Срок реализации и режим занятий.
Программа рассчитана на три года обучения и реализуется в объеме 684 часа:
1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа.
2 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часов.
3 год обучения: 3 раза в неделю по 3 часа, всего 324 часа.
Ведущей формой организации образовательного процесса является занятие.
Программа Школа полезного действия состоит из трех базовых компонентов:
1 компонент – определение социальных задач, для решения которых нужны определенные навыки, а также процедуры планирования проектов таким образом, чтобы они увеличивали эффективность обучения одновременно с выполнением социально значимой деятельности;
2 компонент - реализация проекта;
3 компонент – анализ полученного опыта, детальное осмысление проделанной работы (данный рефлексивный этап помогает улучшить полученный опыт и понять, с одной стороны, как общественно-полезная деятельность соотносится с потребностями общества, а с другой стороны, помогает участникам программы лучше осознать и усвоить приобретенные знания).

Прогнозируемые результаты
По окончании программы Школа Полезного Действия участники должны:
уметь:
• формулировать и анализировать проблемы местного сообщества;
• выбирать оптимальные способы их решения;
• составлять планы, графики, работ по проекту, распределять ответственность;
• прогнозировать последствия проектной деятельности;
• соотносить результаты с поставленными целями;
• намечать перспективы дальнейшего развития проекта.
знать:
• способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
• методологию проектирования, прогнозирования и реализации социальных проектов;
• алгоритм работы над социальным проектом;
(первый год обучения)

второй год обучения
уметь:
• формулировать и анализировать проблемы местного сообщества;
• выбирать оптимальные способы их решения;
• ориентироваться в различных подходах к планированию и управлению социальными проектами;
• составлять планы, графики, работ по проекту, распределять ответственность;
• правильно организовывать и контролировать процесс реализации проекта;
• прогнозировать последствия проектной деятельности;
• соотносить результаты с поставленными целями;
• намечать перспективы дальнейшего развития проекта.
знать:
• способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
• методологию проектирования, прогнозирования и реализации социальных проектов;
• алгоритм работы над социальным проектом;
• критерии эффективности внедрения социального проекта.

третий год обучения
уметь:
• формулировать и анализировать проблемы местного сообщества;
• выбирать оптимальные способы их решения;
• консультировать проектные группы по разработке и реализации проектов;
• ориентироваться в различных подходах к планированию и управлению социальными проектами;
• составлять планы, графики, работ по проекту, распределять ответственность;
• правильно организовывать и контролировать процесс реализации проекта;
• прогнозировать последствия проектной деятельности;
• соотносить результаты с поставленными целями;
• намечать перспективы дальнейшего развития проекта.
знать:
• способы познавательной, коммуникативной, практической
деятельности;
• инновационные методики в области социального проектирования;
• методологию проектирования, прогнозирования и реализации
социальных проектов;
• алгоритм работы над социальным проектом;
• критерии эффективности внедрения социального проекта;
• механизм социального заказа, социального гранта,
конкурсного финансирования.

Способы определения результативности освоения образовательной программы:
- анкеты, тесты;
- анализ разработки социального проекта;
- анализ презентации социального проекта;
- мониторинг результатов обучения по программе (теоретическая и практическая подготовка, общеучебные умения и навыки).
Этапы реализации программы
Главным методом обучения в данной образовательной структуре является социальное проектирование, которое можно считать системообразующим фактором социализации и самореализации подростков через общественно-полезную деятельность.
Система обучения в Школе Полезного Действия осуществляется по этапам:
1 этап. Лаборатория проектных идей (сентябрь - май)
Команда ШПД анализирует социально-культурную среду города Новотроицка: «Что мне не нравится в родном городе?», «Чтобы я хотел изменить?», «Решение каких проблем мне по силам?», «Какие проблемы я не в состоянии решить?». Ответы на данные вопросы выстраиваются в виде «дерева проблем», формируя проектные идеи. Кроме этого, с целью выявления социокультурных проблем города, участники программы проводят опрос населения. В основном, это случайные прохожие, горожане, которым предлагается на «Социальной карте проблем и решений Новотроицка» обозначить проблемные, на их взгляд, места и предложить пути решения.
В результате такого интеллектуального штурма создается Банк проектных идей, где указываются наиболее актуальные и «наболевшие» проблемы городской среды, для решения которых участники Школы полезного действия разрабатывают социальные проекты, переходя от идеи к конкретным делам.
2 этап. Фестиваль проектных идей «Город своими руками» (октябрь-ноябрь)
Школа полезного действия открывает свои двери для разновозрастной аудитории города от 13 и старше. Примерное количество участников – 150 человек. Участниками являются и дети и взрослые, и те и другие могут быть лидерами проекта.
Решается две основные задачи – привлечение внимания к ШПД и выявление лучших идей и лидеров проектов для летней школы.
В интересной творческой форме команда ШПД рассказывает о программе Школы, реализуемых проектах, их результатах, а также приглашает принять участие всех, кто неравнодушен к окружающей действительности, к судьбе родного города, кто верит в свои силы и понимает, что от его вклада многое зависит. Разработанные проектными группами идеи представляются на городском мероприятии Фестиваль социальных проектов «Город своими руками», куда приглашаются представители администрации города, различных городских ведомств, общественных организаций, бизнеса в качестве потенциальных социальных партнёров.
Презентуя свои проекты, участники ШПД заявляют о важности назревших проблем в социально- культурной среде города, возможности их решения, привлекают к реализации своих идей единомышленников среди различных городских сообществ, готовых предоставить необходимые ресурсы как финансовые, так и материальные.
Итогом Фестиваля является разработка концепций новых проектов с планами их реализации и лидерами проектов. Лидеры сразу после завершения мероприятия должны сформировать проектную команду из своих сверстников, активных горожан. Очень важно привлечь в проектную команду предпринимателей и пенсионеров. После формирования проектной команды лидеры совместно с командой уточняют концепцию проекта и начинают работу по проекту.
После завершения Фестиваля, лидеры проектов проводят исследование с целью уточнения решаемой проблемы: действительно ли реализация данной идеи актуальна для города и его жителей, выявляют возможных партнеров в реализации проекта (в т.ч. взрослых партнеров: предпринимателей, родителей), определяют ресурсы, необходимые для реализации проекта, формируют проектную команду.
3 этап. Зимняя сессия координаторов ШПД (февраль - март)
Зимняя сессия позволяет каждому координатору ШПД получить глубокие знания и практически освоить умения по разработке социального проекта. По результатам сессии координатор ШПД будет обладать компетентностью для успешной разработки социальных проектов.
В процессе обучения моделируются и отрабатываются все ситуации, которые возникают в ходе разработки проекта, то есть, на зимней сессии обеспечено качественное освоение технологии социального проектирования.
В процессе обучения каждый координатор поэтапно разработает проект для своего города, в полном соответствии со структурой технологии социального проектирования.
4 этап. Биржа социальных проектов (апрель-май)
Цель биржи - капитализировать проекты путем привлечения больших ресурсов и партнеров.
В рамках работы Биржи происходит привлечение ресурсов для реализации проектов. Каждая проектная команда визуально представляет свой проект потенциальным покупателям, после чего происходит торговля и поддержка проекта.
В качестве потенциальных покупателей на Биржу приглашаются коммерческие структуры, предприниматели, администрация города, активные горожане. В целом социальные партнеры для социальных проектов, которые будут выставляться на Биржу, проектные команды определят на семинаре по подготовке Биржи, выявят их возможную мотивацию и сформулируют для них предложения.
5 этап. Летняя сессия ШПД (август)
Очень важен тот факт, что финансовую поддержку программы «Школа полезного действия» осуществляет Управляющая Компания "Металлоинвест», и это позволяет привлекать к деятельности ШПД специалистов-профессионалов в области социологических наук. Поэтому особое значение имеет летняя сессия ШПД, которая проводится ежегодно в августе. В межрегиональной летней сессии принимают участие наиболее активные участники ШПД (количество участников летней сессии устанавливает руководитель программы ШПД).
2. Учебно-тематический план
Первый год обучения
п/п Разделы Теория Практика Общее кол-во часов
1. Вводное занятие 2 4 6
2. Сущность и виды социального проектирования 2 12 14
3. Структура социального проектирования 2 12 14
4. Основные требования к оформлению социального проекта 4 12 16
5. Ошибки социального проектирования 2 6 8
6. Технология и структура работы над социальным проектом 4 24 28
7. Разработка схемы реализации проекта 4 28 32
8. Подготовка проекта 8 14 22
9. Заключительное занятие
2 2 4
Всего: 30 114 144

Второй год обучения
п/п Тема занятий Теория Практика Общее кол-во часов
1. Вводное занятие 2 2 4
2. Знакомство с общественно полезной деятельностью во благо сообщества 4 6 10
3. Определение нужд сообщества 4 6 10
4. Определение темы проекта и начало планирования 4 6 10
5. Структурирование проектной деятельности через ответы на вопросы 4 6 10
6. Сотрудничество в пользу сообщества 4 6 10
7. Определение ресурсной базы проекта 4 6 10
8. Способы вовлечения сообщества в проектную деятельность 4 6 10
9. Популяризация и реклама социального проекта 4 6 10
10. Ответственное добровольчество 4 6 10
11. Тематизация 4 14 18
12. Оформление замысла 4 12 16
13. Разработка схемы реализации проекта 4 20 24
14. Разработка схем сопровождения проекта 4 22 26
15. Защита проекта 2 12 14
16. Техническое задание 2 8 10
17. Рефлексивный отчет 4 6 10
18. Заключительное занятие 2 2 4
Всего: 86 130 216

Третий год обучения
п/п Тема занятий Теория Практика Общее кол-во часов
1. Вводное занятие 4 4 8
2. Социальный проект и его основные типы 6 - 6
3. Моделирование социальных объектов 6 8 14
4. Социальное проектирование как коммуникация 8 - 8
5. Принципы разработки социальных проектов 6 8 14
6. Экономическое планирование проекта 6 8 14
7. Основные способы оценки жизнеспособности проекта 8 8 16
8. Теория и методы управления проектами 8 8 16
9. Информационное сопровождение социальных проектов 8 8 16
10. Современное российское общество как проектная среда: ресурсы и возможности 8 - 8
11. Технология и структура работы над проектами 10 32 42
12. Тематизация 10 32 42
13. Оформление замысла 10 22 32
14. Разработка схемы реализации проекта 10 28 38
15. Разработка схем сопровождения проекта 6 8 14
16. Защита проекта 4 6 10
17. Техническое задание 4 6 10
18. Рефлексивный отчет 4 4 8
19. Заключительное занятие 4 4 8
Всего: 132 192 324

3. Содержание программы
Первый год обучения
Тема 1.Вводное занятие.
Теория. Знакомство участников (индивидуальная презентация, знакомство в малых группах и т.д.) Представление программы, ожидания участников, выработка правил работы.
Практика. Вводный мотивирующий тренинг «Моя роль в жизни сообщества. Что такое социальная инициатива?» (Я-инициатива, примеры социальных инициатив и т.д.).
Тема 2. Сущность и виды социального проектирования.
Теория. Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в УДОД. Сущность понятия « социальное проектирование ». Виды социальных проектов воспитанников. Цель социального проектирования. Основные задачи социального проектирования.
Практика. Презентация «Виды проектов. Проекты, реализованные участниками ШПД». Творческое задание в группах «Мой город будущего». Закрепление навыков командной работы.
Тема 3. Структура социального проектирования.
Теория. Социальная проба, социальная практика и социальный проект. Понятие «объект» и «субъект» социального проектирования: социальные явления, социальные отношения, социальные институты, социальная среда.
Практика. Работа в формате креативного бюро «Копилка добрых дел». В малых группах по 3-4 человека участники вырабатывают в режиме мозгового штурма все возможные идеи общественно значимых акций, мероприятий, проектов, которые они могли бы провести в сообществе своими силами.
Тема 4. Основные требования к оформлению социального проекта.
Теория. Ограниченность. Целостность. Последовательность и связность. Объективность и обоснованность. Компетентность автора. Требования к оформлению проекта. Ожидаемые результаты.
Практика. Выбор и разработка «рабочих» идей для реализации. Методом рейтингового голосования выбирается по 1 идее на группу (3-4 идеи), которые далее будут разрабатываться в форме мини-проекта.
Тема 5. Ошибки социального проектирования.
Теория. Отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся; переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы; отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта. Роль педагога дополнительного образования в социальном проектировании. Практика. Мини-тренинг «Ошибки социального проектирования как практика активного служения местному сообществу». Проработка в минигруппах основных ошибок при социальном проектировании.
Тема 6. Технология и структура работы над социальным проектом.
Теория. План действий и 21 этап практических шагов работы над социальным проектом: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.
Практика. Мини-тренинг «Основные разделы проекта» (цель, задачи, план-график деятельности, ожидаемые результаты, требуемые ресурсы). Лучше давать в графическом виде или в виде блок-схемы. (В данном тренинге задача состоит в том, чтобы участники разработали небольшие акции или мини-проекты, которые они смогут своими силами или при поддержке старших наставников реально реализовать в сообществе после окончания тренинга).
Тема 7. Разработка схемы реализации проекта.
Теория. Социальный проект как документ: основные требования к составлению. Принципы разработки социального проекта. Методики социального проектирования как способы упорядочения деятельности субъекта проектирования.
Алгоритм социального проектирования. Сбор исходных данных и анализ существующего состояния объекта. Выявление потребности в изменениях (в проекте). Определение целей, задач и ожидаемых результатов. Моделирование социального объекта в соответствии с поставленными целями. Выявление ограничительных условий и уровня риска. Определение ресурсов и технологий реализации проекта. Этапы социального проектирования. Содержательная и инструментальная составляющая социального проектирования. Планирование и программирование в социальном проектировании.
Практика. Практическое задание в группах «Разработка карты проекта». Презентация карты проекта. Мини-тренинг «Цель и задачи проекта. Ожидаемые результаты». Работа в малых-группах (участники формулируют цель, задачи, результаты для своего проекта). Презентация. Разработка плана-графика реализации.
Тема 8. Подготовка проекта.
Теория. Подготовка презентации и защита проекта.
Практика. Презентация проекта, корректировка и обсуждение деталей мини-проекта с точки зрения его реализации в сообществе. Составление коллективного плана действий на 3-6 месяцев. Обсуждение результатов.
Тема 9. Заключительное занятие.
Теория. Подведение итогов работы за учебный год.
Практика. Завершение работы, подведение итогов, оценка работы.

Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство участников (индивидуальная презентация, знакомство в малых группах и т.д.) Представление программы, ожидания участников, выработка правил работы.
Практика. Вводный мотивирующий тренинг «Моя роль в жизни сообщества. Что такое социальная инициатива?» (Я-инициатива, теория малого шага, примеры социальных инициатив и т.д.).
Тема 2. Знакомство с общественно полезной деятельностью во благо сообщества. Теория. Знакомство с понятиями «общественно полезная деятельность», «сообщество», «обучение действием». Интервью по вопросам друг к другу.
Практика. Мини-тренинг: Классификация и свойства общественных благ. Работа в группах по рисункам-символам. Границы предоставления общественных благ. Оптимальный объем предоставления общественных благ на примере модели Линдаля.
Тема 3. Определение нужд сообщества.
Теория. Работа с ключевыми понятиями «сообщества», «социальные проекты», «нужды сообщества».
Практика. Работа в подгруппах: методика «Центральный исследовательский вопрос», методика «Водоворот проблем и решений» (презентация), работа с таблицей «Общее -Уникальное».
Тема4. Определение темы проекта и начало планирования.
Теория. Понятие «проектная идея», стадии проекта, признаки проекта, структура проекта, управление проектом.
Практика. Презентация «Что такое проект?». Работа в минигруппах: методика «Проект- это…», задание «Путь к переменам» - презентация.
Тема 5. Структурирование проектной деятельности через ответы на вопросы. Теория. Структура проекта, ожидаемый результат, этапы проекта, оценка и последствия.
Практика. Метод Ласуэлла, жизненный цикл проекта, дерево проекта, стратегия, анализ потребностей. Метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований».
Тема 6. Сотрудничество в пользу сообщества.
Теория. Совместная деятельность, партнерство, ответственность, взаимодействие с сообществом, распределение функций. Условия успеха проекта, причины, по которым проекты проваливаются.
Практика. Упражнение «Построить башню», упражнение «Матрица пересечения интересов» - обсуждение.
Тема 7. Определение ресурсной базы проекта.
Теория. Материалы и ресурсы, источники получения ресурсов, финансирование проекта, средства для реализации проекта, временной график проекта.
Практика. Работа с таблицей «Ресурсы проекта» - презентация, составление памятки «Возможное руководство по фандрайзингу» или «Как грамотно просить деньги» - презентация.
Тема 8. Способы вовлечения сообщества в проектную деятельность.
Теория. Что такое добровольчество. Добровольчество в мире. Примеры из практики.
Практика Мини-лекция Мозговой штурм. Почему люди работают добровольцами? Мотивации? Игра «Пазлы». Игра на добровольчество.
Тема 9. Популяризация и реклама социального проекта.
Теория. Рекламам, имидж проекта, информация о проекте, PR - акции, пресс-релиз, средства массовой информации, маркетинговые стратегии.
Практика. Создание рекламы своих мини-проектов, презентация.
Тема 10. Ответственное добровольчество.
Теория. Общественно-полезные проекты, ключевые пункты плана, контроль временного графика, фиксация успеха.
Практика. Упражнение «Простое задание», обсуждение. Работа в подгруппах.
Тема 11.Тематизация.
Теория. Формулировка темы, характеристика актуальности (вариант: выделение проблемы), формирование представления о результате проекта/ постановка цели, анализ прототипов.
Практика. Спланировать работу над проектом: что хотим получить в итоге, что может выступать прототипами проекта, какие работы для надо проделать для того, чтобы достичь намеченной цели, как распределяется ответственность за разные работы по проектированию работы. Различить, что надо планировать для достижения желаемого результата, а что – для разработки самого проекта.
Тема 12. Оформление замысла.
Теория. Анализ ситуации, анализ заинтересованных лиц и формирование схем работы с ними, формулировка задач.
Практика. Отрефлексировать проделанную работу, уточнить/ скорректировать проектный замысел, очертить ситуацию/ ситуации проектирования и ее составляющие, сформировать представление о стейкхолдерах проекта и направлениях работы с ними, сформулировать задачи проекта.
Тема 13. Разработка схемы реализации проекта.
Теория. Формирование схемы и плана действий.
Практика. Разработка плана-графика реализации проекта, анализ ресурсов, составление бюджета/ финансового плана. Проанализировать ресурсное обеспечение проекта, сформировать бюджет/ финансовый план проекта проработать схемы мониторинга и оценки реализации проекта, проработать схемы информационного сопровождения проекта.
Тема 14. Разработка схем сопровождения проекта.
Теория. Анализ рисков, разработка схемы мониторинга и оценки результатов реализации проекта, разработка схемы информационного сопровождения проекта. Практика. Практическое задание в группах «Разработка карты проекта». Презентация карты проекта. Мини-тренинг «Цель и задачи проекта. Ожидаемые результаты». Работа в малых-группах (участники формулируют цель, задачи, результаты для своего проекта). Презентация. Разработка плана-графика реализации. Подготовка материалов, обеспечивающих информационное сопровождение проекта, подготовка рефлексивного отчета о проделанной работе и ее результатах.
Тема 15. Защита проекта.
Теория. Мини-лекция «Условия успешной презентации».
Практика. Проект представляется на Фестивале длительностью не более 7-10 минут. Обязательное условие доклада – визуальная презентация в программе Microsoft PowerPoint или другой. Объем презентации не должен превышать пяти слайдов. Обсуждение.
Тема 16. Техническое задание.
Теория. Развернутая постановка задачи на проект перед потенциальным проектировщиком: цель и задачи проекта, требования к содержанию и структуре проекта, требования к организации разработки и реализации проекта, требования к результату проекта.
Практика. Корректировка и обсуждение деталей проекта с точки зрения его реализации в сообществе. Составление коллективного плана действий на 3-6 месяцев. Реализация проекта.
Тема 17. Рефлексивный отчет.
Теория. Рефлексивный отчет готовится после защиты. Отчет пишется в свободной форме.
Практика. Отчет должен содержать ответы на следующие вопросы: краткое описание хода работ над проектом, характеристика ключевых (поворотных) точек работы над проектом, характеристика проблемных точек работы над проектом, характеристика приобретенного опыта проектной работы. Подготовка к Бирже социальных проектов.
Тема 18. Заключительное занятие.
Теория. Обсуждение результатов реализации проектов.
Практика. Награждение лучших проектов по итогам Биржи. Подведение итогов работы за учебный год.

Третий год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство участников (индивидуальная презентация, знакомство в малых группах и т.д.) Представление программы, ожидания участников, выработка правил работы.
Практика. Вводный мотивирующий тренинг «Моя роль в жизни сообщества. Что такое социальная инициатива?» (Я - инициатива, теория малого шага, и т.д.).
Тема 2. Социальный проект и его основные типы.
Теория. Понятие "социальный проект". Основные концепции социально-проектной деятельности. Новые направления социального проектирования. Основные типологии социального проектирования: по характеру проектируемых изменений, по направлениям деятельности, по особенностям финансирования, по масштабам, по срокам реализации. Престиж - проекты. Псевдопроекты.
Тема 3. Моделирование социальных объектов.
Теория. Основные принципы моделирования. Необходимость моделирования в социальном проектировании. Виды моделей. Целесообразность использования определенных видов моделей социальных систем в зависимости от специфики проектируемого объекта. Принципы социального моделирования.
Практика. Проработка в микрогруппах требований, предъявляемых к моделям в социальном проектировании, упражнение «Алгоритм моделирования».
Тема 4. Социальное проектирование как коммуникация.
Теория. Коммуникативная природа социального проектирования. Коммуникация как способ функционирования и развития социальных объектов. Информационное пространство и информационные сети. Проектирование как способ создания новой информации. Социальный проект как коммуникативная система. Информационное обеспечение социального проектирования. Источники неадекватной, искаженной информации. Стратегии обеспечения надежности социальной информации.
Тема 5. Принципы разработки социальных проектов.
Теория. Структура текстового описания проекта. Концепция проекта, ее основные параметры. Оценка актуальности проекта.
Практика. Обоснование проекта. Правила планирования проекта: правило ресурсов, правило времени, правило места, правило последствий. Способы планирования. Окончательная форма проекта как текста. Проектирование как вид коллективной деятельности.
Тема 6. Экономическое планирование проекта.
Теория. Проблема планирования стоимости в проекте. Определение потребности проекта в ресурсах. Основные способы составления смет. Принципы разработки бюджета проекта. Особенности экономического планирования инвестиционных и спонсорских проектов.
Практика. Разработка плана-графика реализации мини - проекта, анализ ресурсов, составление бюджета/ финансового плана. Проанализировать ресурсное обеспечение мини - проекта, сформировать бюджет/ финансовый план проекта проработать схемы мониторинга и оценки реализации проекта.
Тема 7. Основные способы оценки жизнеспособности проекта.
Теория. Принципы социальной диагностики. Роль прогнозирования в социальном проектировании. Значение социальной экспертизы для оценки жизнеспособности социального проекта. Понятие экспертной системы. Оценка эффективности проекта. Практика. Знакомство с методами анализа эффективности вариантов проекта, с наиболее часто применяемыми техниками оценки различных проектов. Составление перечня основных критериев, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта.
Тема 8. Теория и методы управления проектами.
Теория. Защита проекта как управленческое решение. Тактика защиты проекта. Организационный механизм реализации проекта. Проблема кадрового обеспечения проекта. Контроль за реализацией проекта, его виды. Мониторинг проекта. Завершение работ и ликвидация проекта. Проблема незавершенных и неосуществленных проектов. Моральные вопросы реализации проектов.
Практика. Подготовка инструментария для проведения мониторинга (демонстрация примеров применения различных инструментов мониторинга). Определение ресурсов для проведения мониторингового исследования: разработка программы проведения мониторинга социального проекта, выделение этапов мониторинга и т.д. Подготовка в минигруппах и презентация мини-проекта организации и проведения мониторинга реализации социального проекта.
Тема 9. Информационное сопровождение социальных проектов.
Теория. Особенности маркетинга и PR некоммерческой организации. Влияние новых информационных технологий на коммуникативные стратегии организации. Концепция "просвещенного маркетинга". Влияние информационных технологий на систему фандрайзинга.
Практика. Создание рекламы своих мини-проектов, презентация.
Тема 10. Современное российское общество как проектная среда: ресурсы и возможности.
Теория. Сущность и специфика проектной коммуникации. Характеристика основных площадок продвижения проектов (государственные учреждения, деловые организации, фонды, клубы). Деятельность российских и зарубежных фондов, поддерживающих конкурсные системы финансирования социальных проектов. Приволжский федеральный округ как проектная площадка: основные мероприятия и ресурсы.
Тема 11. Технология и структура работы над проектами.
Теория. Социальный проект как документ: основные требования к составлению. Принципы разработки социального проекта. Методики социального проектирования как способы упорядочения деятельности субъекта проектирования. Алгоритм социального проектирования. Сбор исходных данных и анализ существующего состояния объекта. Выявление потребности в изменениях (в проекте). Определение целей, задач и ожидаемых результатов. Моделирование социального объекта в соответствии с поставленными целями. Выявление ограничительных условий и уровня риска. Определение ресурсов и технологий реализации проекта. Этапы социального проектирования. Содержательная и инструментальная составляющая социального проектирования. Планирование и программирование в социальном проектировании. Практика. Мини-тренинг «Основные разделы проекта» (цель, задачи, план-график деятельности, ожидаемые результаты, требуемые ресурсы). Лучше давать в графическом виде или в виде блок-схемы или развернутую схему, вводить понятие грант, давать основы фандрайзинга и т.д. Участники разрабатывают небольшие проекты, которые они смогут своими силами или при поддержке старших наставников реально реализовать в сообществе.
Тема 12. Тематизация.
Теория. Формулировка темы, характеристика актуальности (вариант: выделение проблемы), формирование представления о результате проекта/ постановка цели, анализ прототипов.
Практика. Спланировать работу над проектом: что хотим получить в итоге, что может выступать прототипами проекта, какие работы для надо проделать для того, чтобы достичь намеченной цели, как распределяется ответственность за разные работы по проектированию работы. Различить, что надо планировать для достижения желаемого результата, а что – для разработки самого проекта.
Тема 13. Оформление замысла.
Теория. Анализ ситуации, анализ заинтересованных лиц и формирование схем работы с ними, формулировка задач.
Практика. Отрефлексировать проделанную работу, уточнить/ скорректировать проектный замысел, очертить ситуацию/ ситуации проектирования и ее составляющие, сформировать представление о стейкхолдерах проекта и направлениях работы с ними, сформулировать задачи проекта.
Тема 14. Разработка схемы реализации проекта.
Теория. Формирование схемы и плана действий, разработка плана-графика реализации проекта, анализ ресурсов, составление бюджета/ финансового плана. Практика. Отрефлексировать проделанную работу, уточнить/ скорректировать проектный замысел, очертить ситуацию/ ситуации проектирования и ее составляющие, сформировать представление о стейкхолдерах проекта и направлениях работы с ними, сформулировать задачи проекта.
Тема 15. Разработка схем сопровождения проекта.
Теория. Анализ рисков, разработка схемы мониторинга и оценки результатов реализации проекта, разработка схемы информационного сопровождения проекта, подготовка материалов, обеспечивающих информационное сопровождение проекта. Практика. Подготовка презентации проекта, подготовка рефлексивного отчета о проделанной работе и ее результатах.
Тема 16. Защита проекта.
Теория. Мини-лекция «Маленькие секреты успешной презентации».
Практика. Проект представляется на Фестивале длительностью не более 7-10 минут. Обязательное условие доклада – визуальная презентация в программе Microsoft PowerPoint или другой. Объем презентации не должен превышать пяти слайдов. Обсуждение.
Тема 17. Техническое задание.
Теория. Развернутая постановка задачи на проект перед потенциальным проектировщиком: цель и задачи проекта, требования к содержанию и структуре проекта, требования к организации разработки и реализации проекта, требования к результату проекта.
Практика. Корректировка и обсуждение деталей проекта с точки зрения его реализации в сообществе. Составление коллективного плана действий на 3-6 месяцев. Реализация проекта.
Тема 18. Рефлексивный отчет.
Теория. Рефлексивный отчет готовится после защиты. Отчет пишется в свободной форме.
Практика. Отчет должен содержать ответы на следующие вопросы: краткое описание хода работ над проектом, характеристика ключевых (поворотных) точек работы над проектом, характеристика проблемных точек работы над проектом, характеристика приобретенного опыта проектной работы. Подготовка к Бирже социальных проектов.
Тема 19. Заключительное занятие.
Теория. Обсуждение результатов реализации проектов.
Практика. Награждение лучших проектов по итогам Биржи. Подведение итогов работы за учебный год.

4. Методическое обеспечение образовательной программы.
Образовательная программа строится на следующих базовых основаниях:
• основные положения государственной политики в области образования;
• учет и использование результатов научных исследований по проблемам социального проектирования;
В качестве важных источников построения программы выступили:
• документы и материалы, рассматривающие вопросы реализации аспектов гражданского образования в практике образовательных учреждений;
• основные положения Концепции модернизации российского образования.
Условия реализации программы.
Необходимым условием реализации программы «Школа полезного действия» является:
- логика реального процесса обучения должна в главном соответствовать логике подачи материала в учебном плане и программе, учитывая также особенности конкретной ситуации обучения;
- поскольку обучающиеся рассматриваются и как коллективный субъект, и как индивидуальные субъекты обучения, среда обучения организуется таким образом, чтобы создать возможность интенсивной коммуникации слушателей с преподавателем и между собой, что предполагает возможность удобного размещения в аудитории, доступность аудиовизуальных средств, наличие условий для работы в микрогруппах;
- чрезвычайно важным фактором успеха обучения является создание на занятиях интеллектуально напряженной и при этом эмоционально комфортабельной атмосферы, побуждение участников к взаимоподдержке, поощрение командного духа;
- в аудиторной работе использование монологических методов мотивируется реальной необходимостью и наличием у слушателей актуального запроса на новую теоретическую информацию, нужную для решения учебных задач. При наличии технических возможностей широко используются компьютерные презентации и другие современные средства наглядности;
- лекции должны носить проблемный характер, изложение материала сопровождается постоянным диалогом со слушателями, вопросами на уточнение и на понимание, а также выполнением различных упражнений с последующим обсуждением и комментированием их результатов;
- значительное место в аудиторной работе должно отводиться работе по анализу ситуаций, работе с диагностическими методиками, анализу и оценке документов и материалов, разработке, защите и экспертизе индивидуальных и групповых микропроектов, проведению аукционов идей, ярмарок проектов, круглых столов, презентаций опыта, научно-практических конференций, мозговых штурмов, деловых и ролевых игр, решению ситуационных задач (кейс-стади). Обеспечение такой деятельности необходимыми исходными текстами требует от преподавателя и привлекаемых им слушателей работы с различными источниками, включая ресурсы сети Интернет;
- самостоятельная работа может включать в себя анализ литературы с подготовкой рецензий, докладов, разработку и анализ проектов документов, разработку программ исследования, проведение полевых исследований в образовательных учреждениях, решение учебных задач и т.д.

5. Литература педагогу
1. Абанкина Т. В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации// Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001 - С. 168.
2. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 48с.
3. Будкова Л.А., Чистяков Ю.А. Региональная модель социального проектирования открытого гражданского образования в Томской области /методический сборник материалов по социальному проектированию/- Томск, РЦРО, 2005. – 56 стр.
4. Будкова Л.А., Чистяков Ю.А., Ефимова Л.М., Сухушина Е.В. Сборник рабочих материалов практико-ориентированной образовательной деятельности Детского оздоровительного лагеря «Восход» «Академия лета - 2005» - Томск, РЦРО, 2005. – 40 стр.
5. Будкова Л.А., Чистяков Ю.А., Черных М.Ф. Модель сетевой организации Центров гражданского образования детей и молодежи в Томской области. – Томск: РЦРО, 2006. – 64 стр.
6. Воскресенская Н., Шехтера С. при участии Иоффе А. И Уайта Ч. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006. – 184 стр.
7. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 160 с.
8. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
9. Дукельский В. Ю. Культурный проект: от замысла к реализации// Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001 – С. 82.
10. Зеленцова А.В. Повышение квалификации организаторов гражданского образования/ А.В. Зеленцова. – Волгоград, 2002.
11. И.С.Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва, изд-во АКТИ, 2006.
12. Кузнецова И.А. Организация гражданского образования: опыт становления// Демократическая школа. - №2 – 2005. – с 92-95
13. Луков В. А. Социальное проектирование. М., 2000.
14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996.
15. Молодежь обустраивает Россию. Материалы Первой всероссийской акции «Я – гражданин России»..составитель В.В.Пахомов.-Москва – Самара: Изд-во «НТЦ», 2002.
16. На службе у детства (основы, создание и функционирование воспитательной системы).- М.: «Народное образование», 2003. – 304 с.
17. Подшивалкина В. И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишинев, 1997.
18. . Сборник «Социальное проектирование – шаг к гражданскому обществу». ОГУ РЦРО, Томск, 2007
19. Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.
20. Социальное проектирование.- Н.Новгород, Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.
21. Управление проектами /Под ред. В. Д. Шапиро. СПб., 1996.
22. Управление проектами/ Под ред. В. Д. Шапиро. СПб., 1996.
23. Щедровицкий П. Г. СМД-методология и философия игры –



6. Литература воспитаннику
1. Абанкина Т. В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации// Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001 - С. 168.
2. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 48с.
3. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества: опыт систематизации. М., 1984.
4. Дукельский В. Ю. Культурный проект: от замысла к реализации// Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001 – С. 82.
5. Луков В. А. Социальное проектирование. М., 2000.
6. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
7. Проблемно-деловая игра как метод управления общественным развитием/ Под ред. В. Н. Южакова. Саратов, 1989.
8. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
9. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр. М., 1991.

Приложение №1
Алгоритм разработки социального проекта
1. План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.
2.

3. ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
4. ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
5. ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.
6. ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
7. ШАГ №5. Составление детального плана работы.
8. ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
9. ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
10. ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
11. ШАГ №9. Составления бюджета проекта.
12. ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
13. ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
14. ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
15. Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.
16. Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.
17. ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
18. ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
19. ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
20. ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
21. ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
22. ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
23. ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
24. Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.
25. ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
26. ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта

Приложение №2
Технология разработки социальных проектов
Уважаемые коллеги!
Приступая к разработке социально-педагогического проекта, Вы можете взять за основу следующий алгоритм:
1.Оцените текущее состояние, что предстоит сделать, определите направления развития, определите составляющие, подлежащие улучшению____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Обрисуйте ваш взгляд на перспективу решения проблемы четко изложите взгляд, объясните, почему это важно
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Определите и сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить при реализации разрабатываемого проекта
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исходя из сформулированной проблемы, определите и сформулируйте название Вашего проекта_____________________________________________________________

5. Учитывая требования, предъявляемые к цели, реалистичные, обоснованные, многообещающие, ранжируемые, диагностируемые, достижимые, опишите их ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В соответствие с целью проекта сформулируйте задачи, необходимые для ее достижения
а)________________________________________________________________________
б)________________________________________________________________________
в)________________________________________________________________________
г)________________________________________________________________________
д)________________________________________________________________________
7. Определите мероприятия, необходимые для решения каждой задачи
а)_______________________________________________________________________
б)_______________________________________________________________________
в)_______________________________________________________________________
г)_______________________________________________________________________
д)_______________________________________________________________________
8. Определите, каковы критерии, позволяющие определить решение поставленных задач
а)______________________________________________________________________
б) _____________________________________________________________________
в)______________________________________________________________________
г)______________________________________________________________________
д)______________________________________________________________________
9. Выделите основные способы реализации поставленных в проекте задач
а)______________________________________________________________________
б)______________________________________________________________________
в)______________________________________________________________________
г)______________________________________________________________________
д)______________________________________________________________________
10. Определите возможные риски, с которыми придется встретиться при разработке и реализации проекта (желательно по каждой задаче)
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
11. В соответствие с целью и задачами проекта обоснуйте кадровое обеспечение проекта на этапе его разработки и этапе реализации
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
12. Определите сроки выполнения проекта и отдельных его этапов. Укажите этапы проекта. Назначьте ответственного за каждый этап.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение №3
Основные требования к социальному проекту.
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
2. Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
3. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
4. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
5. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
6. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
7. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
8. Требования к оформлению проекта
9. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
10. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.
11. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.
12. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложён библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.
13. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.
14. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.
15. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.
16. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.
Категория: Всероссийский профессиональный конкурс педагогов "Образовательные инновации - 2013" | Просмотров: 275 | Добавил: yuliyalenkina1986 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА