Четверг, 20:33 
Главная » 2013 » Апрель » 28 » Дополнительная образовательная программа курса щадящего обучения для детей с ограниченными возможностями студии декоративно-прикладного тв

Дополнительная образовательная программа  курса щадящего обучения для детей с ограниченными возможностями  студии декоративно-прикладного тв

12:01
Дополнительная образовательная программа курса щадящего обучения для детей с ограниченными возможностями студии декоративно-прикладного тв

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества

пгт Подосиновец Кировской области

Дополнительная образовательная программа

курса щадящего обучения для детей с ограниченными возможностями

студии декоративно-прикладного творчества «Чародейка»

( для детей 5-17 лет)

Выполнила

Любовь Владимировна Медведева,

педагог дополнительного образования

МКОУ ДОД ДДТ

пгт Подосиновец Кировской области

Архив материала


Содержание

Пояснительная записка

Актуальность программы……………………………………………3

Цели и задачи…………………………………………………………6

Контроль знаний и умений…………………………………………..7

Воспитательный аспект программы..……………………………….8

Учебно-тематический план.………………………………………..10

Содержание программы.…………………………………………...13

Методическое обеспечение программы..…………………………16

Литература……………………………………………………………21

Результаты работы……………………………………………………22

Финансовое обеспечение……………………………………………..23

Участники………………………………………………………………23

Приложение 1: «Уровень усвоения образовательной программы курса щадящего обучения………………………………………………………………...24

Приложение 2: Экспертное заключение на программу………….25

Пояснительная записка

Искусство – это, прежде всего человеческий труд,

как и всякий другой. А потом уже - все остальное.

Чтобы сделать труд продуктивным, надо

организовать его научно.

А.Серебров

Декоративно-прикладное искусство – творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений народной культуры.

С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукотворных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом.

Формирование эстетического вкуса у детей – не самоцель. Ведь переживание ребенком чувства красоты прокладывает тропинку к его сердцу. А наслаждение прекрасным в процессе созидания или творчества может перейти в устойчивое стремление, в цель деятельности.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, а по функциональному назначению прикладной, то есть создает условия для овладения детьми определенной совокупности умений и способов действия.

Возраст воспитанников: 5-17 лет.

Срок реализации – 3 года и более.

Программа курса щадящего обучения для детей с ограниченными возможностями реализуется как отдельный курс в рамках комплексной программы студии декоративно-прикладного творчества «Чародейка». Программа имеет 3 основных раздела: «Пластика из соленого теста», «Художественная роспись по дереву» и «Художественная обработка бересты».

Уровень цивилизованного общества во многом определяется его отношением к детям с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, идет поиск путей решения этой проблемы: как сделать так, чтобы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают.

Воспитанники быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль, Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается.

Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы. Очень подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому.

Учитывая особенности этих детей, учебная группа не должна превышать 3 человек. Каждый ребенок требует индивидуального подхода. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. Воспитанник может заниматься по данной программе несколько лет, но педагог каждый учебный год в этом случае предлагает для изготовления другие изделия. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями воспитанников этой категории. Данный курс включает в себя основные темы всех базовых программ, реализуемых в образовательной программе студии «Чародейка»: «Пластика из соленого теста», «Художественная роспись по дереву» и «Художественная обработка бересты». Но материал берется самый элементарный, посильный данной группе воспитанников.

Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, работая с природным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. Что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В некоторых случаях это помогает ребенку найти для себя смысл жизни. В этом ее педагогическая целесообразность.

Программа составлена с учетом личного опыта педагога, занимающегося с детьми в студии декоративно-прикладного искусства уже более 15 лет. За основу программы взяты авторская программа Л.И.Трепетуновой, программы автора-составителя Л.В.Горновой, а также методическая литература различных авторов по работе с соленым тестом, по художественным ремеслам. Авторский вклад в разработку программы составляет около 50 %, поэтому программа может рассматриваться как авторская. Раздел программы «Пластика из соленого теста» разработаны автором на основе методической литературы по данной теме. Отбор содержания и учебно-тематическое планирование на каждый год обучения основано на практическом опыте педагога и являются авторскими. Автором конкретизированы планирование занятий по разделу «Художественная обработка бересты» и «Художественная роспись по дереву»

Отличие данной программы от других в ее идее. Идея программы - синтезировать различные области прикладного творчества на основе подчинения их единой цели, пронизывая их едиными темами, что дает возможность соединить локальные знания по каждому из них в целостную картину.

Педагогические принципы:

непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);

интеграция программных курсов, позволяющая осваивать не только отдельные области, а целостную картину мира;

развивающий характер обучения;

рациональное сочетание разных видов деятельности

обеспечение психологического комфорта;

уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;

формирование у ребенка адекватной самооценки;

создание ситуаций успеха;

личностно-ориентированный подход к воспитанникам.

Цели и задачи программы

Цель: приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе.

Задачи курса щадящего обучения:

Обучающие:

-научить выполнению простейших трудовых навыков;

- познакомить с народными традициями и ремеслами;

Развивающие:

- улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление;

- развить интерес к творческому труду;

Воспитательные:

- помочь поверить в свои силы;

воспитывать терпение, аккуратность.

Контроль знаний и умений

Воспитанники курса щадящего обучения должны знать:

- правила техники безопасности;

- виды народных промыслов и ремесел;

- материалы и инструменты, используемые в работе;

- основные этапы изготовления изделий в разных техниках;

Воспитанники курса щадящего обучения должны уметь:

- выполнять правила техники безопасности и личной гигиены;

- пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;

- владеть простейшими трудовыми навыками и умениями;

- с помощью педагога изготавливать несложные изделия

Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: наблюдение, тестирование, викторина, конкурс, выставка, опрос, анкетирование. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ воспитанников, участие в конкурсах, фестивалях, выставках. Для большинства воспитанников основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями.

Промежуточные итоги подводятся один раз в полугодие, и итоги заносятся в таблицу (приложение 1).

Педагог определяет 3 уровня усвоения программы детьми:

1. Высокий уровень.

Ребенок владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы, имеет определенные достижения в своей деятельности, заинтересован конкретной деятельностью, активен и инициативен. Ребенок выполняет задания без особых затруднений.

2. Средний уровень.

Ребенок владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с программой справляется, но в чем-то испытывает трудности. Занятия для него не обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается.

3. Низкий уровень.

Ребенок в полном объеме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса, самостоятельности не проявляет.

Формы подведения итогов реализации программы предполагаются разнообразные:

- выставки различного уровня (тематические, персональные, передвижные, итоговые);

- участие в фестивалях и конкурсах;

Воспитательный аспект программы

На занятиях в студии воспитанники учатся творить своими руками, делать не просто поделку, а именно творить прекрасное и красивое. Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность, духовность. Осваивая данную программу, дети не только занимаются декоративно-прикладным творчеством, они знакомятся с истоками народного творчества, изучают историю ремесла и своего народа, знакомятся с русской культурой, с которой могут соприкоснуться. Программой предусмотрены экскурсии и ознакомительные занятия по истории ремесла и живописи. В этом воспитывается патриотизм и нравственность молодого поколения. Поэтому организация всего учебно-воспитательного процесса направлена на раскрытие подлинных человеческих способностей и качеств, приобщение детей к высшим духовно-нравственным ценностям через занятия декоративно-прикладным творчеством. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают широкий круг общения, чувствуют себя полноправными членами общества. Для некоторых из них ремесло и творчество может стать смыслом жизни, а некоторых - занятием для души.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сотрудничество с социальными партнерами. В рамках реализации программы организовано сотрудничество с районным обществом ВОИ (участие в праздниках, культурных и досуговых мероприятиях), Домом ремесел (выставки, праздники ремесел), с Краеведческим музеем п. Подосиновец (беседы, экскурсии, выставки), с библиотекой (выставки, беседы, совместные мероприятия). Кроме того, для успешной реализации программы необходимо постоянное взаимодействие с родителями воспитанников. Для этого проводятся совместные с родителями занятия и мастер-классы, открытые занятия, открытые мероприятия, выставки работ воспитанников.

Большое значение имеют и досуговые мероприятия, как в студии, так и в доме детского творчества. Дети участвуют в общих делах, а кроме того для детей с ограниченными возможностями в ДДТ традиционно проводятся Новогодний бал и Праздник детства, посвященный Дню защиты детей.

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогические таланты-2013" | Просмотров: 4621 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 3.9/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА