Воскресенье, 08:02 
Главная » 2013 » Июль » 9 » Что ели наши предки

Что ели наши предки

22:11
Что ели наши предки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ярцевская средняя общеобразовательная школа»
Смоленской области



подготовила
учитель начальных классов
Коляда Елена Владимировна

г. Ярцево
2012

Тема урока: Что ели наши предки.
Цели урока:
выработать у учащихся четкое представление об особенностях питания наших предков;
Задачи урока:
воспитание на национальных традициях русского народа;
формирование гражданина-патриота;
гуманного отношения друг к другу;
прививать устойчивый интерес к истории своей малой Родины;
развивать такие познавательные процессы учащихся, как речь, память, мышление, внимание, воображение и умение производить самоанализ и самооценку.
Тип урока: предметный
Форма урока: урок
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Проверка домашнего задания. Работа в группах.
- Сегодня домашнее задание мы проверяем, разделившись на группы.
-Каждая группа по очереди берёт карточку содержащую вопрос. В течение минуты группа обсуждает и затем один человек отвечает у доски отвечает. За каждый правильный ответ группа получает по 1 баллу. Задача группы ответить на 5 вопросов, соответственно получив за каждый правильный ответ на вопрос по 1 баллу и в сумме должно получиться 5 баллов. Эта и будет ваша отметка за домашнее задание.
1.Что можно было сказать о человеке по его одежде в давние времена?
2. Из каких материалов шили одежду в старину?
3.Какую одежду носили мужчины в прошлом?
4.Какую одежду носили женщины в прошлом?
5. Какие головные уборы носили девушки?
6. Какие головные уборы носили женщины?
7. Какие головные уборы носили мужчины?
8. Во что обувались наши предки?
9.Какую одежду носили дети?
10. Почему в древности одежду для детей шили из старой одежды?
11. Чем украшалась детская одежда?
12. Одежду каких цветов носили на Смоленщине?
13. Какую одежду, использовавшуюся в прошлом, носят наши современники?
14.Почему пояс считался обязательным предметом костюма наших предков?
15.Для чего носили обереги наши предки?

III. Сообщение темы и целей урока.
-С давних времён наших предков-смолян называли гостеприимными и хлебосольными. Об этом говорят многие пословицы и поговорки, легенды и сказки. В старину о хлебосольном хозяине говорили: « Дом как полная чаша-хлеб-соль со стола не сходят».
-Как вы понимаете смысл этой поговорки?
-Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что ели наши предки.
-Попробуйте решить следующие проблемы.
-Проблема 1. Как вы думаете, что любили есть наши предки.
-Проблема 2. О какой пище говорится в народных сказках.
IV. Изучение нового материала.
1.Хлеб да соль.

-Хлеб да соль очень ценились нашими предками. В горе и в радости у людей на столе всегда были хлеб да соль. Хлебом и солью встречали самых именинных людей. Сохранилась эта традиция и сегодня.
А еще без соли и стол кривой, считали славяне. Потому полная солоница, как и хлеб, была обязательной принадлежностью стола.
Каких только солонок не делали наши предки: точеные, плетеные из бересты или лозы, долбленые, резные ящички с высокой задней стенкой, за которую удобно переносить, и откидной крышкой. Главное, чтобы солонка всегда была полной, как дом должен быть полон добра и благополучия.
Не стоит забывать, что раньше соль была не только недешевым продуктом, но и имела магическое значение. Вслед человеку, подозреваемому в способности сглазить, могли бросить щепотку и сказать тихонечко: «Соль тебе в очи и головешку в зубы». Да и встреча гостей хлебом-солью была не только актом гостеприимства, но и попыткой защитить дом от нечистой силы. А если уж народ считал, что соль способна творить чудеса, так старался и хранил ее как настоящее сокровище.
Хлеб всегда считался особым богатством. Роль его в жизни людей была очень велика. В неурожайные годы в крае начинался голод, несмотря на достаток животной пищи. В давние времена хлебом называли не только печёный хлеб, но и зерно. Из зерновых культур у нас выращивали пшено, рожь, ячмень, просо, овёс. Употребляли их в пищу люди по-разному: либо в виде размоченных и поджаренных зёрен, либо в виде муки. Её использовали для выпечки хлеба, блинов и других изделий.
2. Младшие братья хлеба.
-Ребята, а как вы считаете, что являлось младшими братьями хлеба?
-Разнообразны были и хлебобулочные изделия: калачи, баранки, бублики, крендели и пряники.
Не один праздник на Руси не обходился без пирогов и пирожков.
-Найдите корень с словах пироги и пирожки. Как вы думаете, что обозначают эти слова?
- Да название «пирог» произошло от слова пир. Пироги на Руси начали печь давно. Упоминание о пирогах встречается в древней книге путешественника Адама Олеария, который говорил: «Между прочим, у русских имеется особый вид печенья, вроде паштета, называемый ими «пирогом»; эти пироги величиною с клин масла, но несколько более и продолговаты. Они дают им начинку из мелко рубленой рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять».
Особые традиции касаются пирогов, которые пеклись на именины. В день именин было принято печь пироги как со сладкой начинкой, так и с соленой и рассылать их родным и близким как своеобразное приглашение на праздник. Крестным отцу и матери обычно посылали сладкие пироги в знак особого уважения. Что касается дома самого именинника, то здесь пекли особый именинный пирог – «каравай» (вспомните – «Каравай-каравай, кого хочешь выбирай»). Каравай разламывали в разгар празднества над головой виновника торжества – тогда начинка (обычно изюм и орехи) сыпалась на голову именинника, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».
-Пироги почитались в России порой выше хлеба. Недаром русские пословицы гласят: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Красно гумно стогами, а стол – пирогами». (Объясните смысл пословиц)
- Наличие пирога на русском столе говорило, прежде всего, о благосостоянии семьи, о ее достатке. Кулебяки и ватрушки, расстегаи и пряженые (жареные), накрёпки и наливашники – каких только разновидностей и названий нет у русских пирожков!
Посмотрите фильм «Хлеба» и подумайте : «Почему он так называется?»
-Выскажите своё мнение о просмотренном.
3. Каша.
-Ребята, а вы любите кашу?
-А какую кашу предпочитают в вашей семье?
-В старину на Руси каши были основным блюдом. Горох величали батюшкой, а гречиху - матушкой. Горох, гречиха- это традиционные российские культуры. Каша во все времена была главным русским блюдом.
-И в будни ее готовили, и на праздники. Начало или конец артельных работ, таких как жатва, строительство жилья, отмечались варкой каши в общем котле. Отсюда и пошло название «однокашник».
-К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека всегда была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша.
-Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне. Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.
-Кашей в далёком прошлом называли не только крупяные блюда, а вообще всё, что варилось из измельчённых продуктов. Например, хлебные каши делались из сухарей. Были рыбные каши. Для таких каш рыбу мелко крошили и смешивали с крупой.
4.Щи.
-Ребята, назовите ваше любимое первое блюдо.
-Одно из самых популярных блюд русской кухни-щи. На Руси каждая хозяйка умела приготовить это блюдо, а по качеству щей можно было определить ее домовитость. «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит».
-Щи ели и в царских палатах, и в купеческих домах, и в бедных крестьянских избах. Правда, у богатых ели «богатые» щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были «пустые щи» на воде.
5. Рыба.
-Ребята, а кто из вас любит порыбачить?
-А кто любит кушать рыбу? Как её готовят у вас в семье?
-Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гарпун (специальное метательное орудие), а позже сплетённые неводы – сети, неводы и ловушки. Сети плели из конопли или льна, ловушки – из ивовых прутьев. Рыбу ловили: щуку, сома, ерша, налима, плотву, осетра, белугу, стерлядь. Ее жарили, варили, сушили. Наверное, тогда и стали готовить уху. Раков запекали в углях. Они быстро становились очень вкусными и ароматными.
6.Напитки.
-Ребята, а какие напитки вы предпочитаете?
-А из чего сделаны напитки?
-Судя по дошедшим до наших дней старинным поваренным книгам, наши предки первоначально называли напитками только те безалкогольные жидкости, которые оказывали подкрепляющее действие, то есть были сытными и питательными. Видимо, этим и объясняется распространенное тогда выражение «откушать чаю».
-Ежедневно в целях оздоровления славяне пили наполненные светом Солнца-батюшки и соками Земли-матушки (как они поэтично называли последних) подобные напитки. Среди них всем известные: квас, сбитень, морс, компот, кисель и, конечно же, различные травяные чаи.
-Квас был очень популярен на Руси. Квасом поливали раскаленные каменья в бане, создавая этим восхитительный аромат. Квас был любим крестьянами, так как при сельскохозяйственных работах он бодрил тело и утолял жажду.
-Морс известен на Руси с 15 века. Он упоминается в памятнике письменности «Домострое». Морс делали путем смешивания воды и разного варенья (клюквенного или брусничного).
-Название кисель пошло именно от исконно русского деревенского блюда — овсяного киселя, а сладкие фруктово-ягодные кисели, появившиеся позднее, когда в России распространился картофель и картофельный крахмал, унаследовали это название. Овсяные, ржаные, пшеничные кисели относятся к древнейшим русским кушаньям. Им более 1000 лет. История о том, как кисель спас город, занесена в древнейшую русскую летопись «Повесть временных лет».
ФИЗМИНУТКА
Игры: «Съедобное, несъедобное», «Корешки и вершки».
7.За столом.
-Ребята, а где вы по правилам этикета необходимо есть?
-Где в вашем доме стоит обеденный стол?
-Стол у наших предков обычно стоял в переднем углу под иконами. Стол называли «Божью ладонью». Поэтому запрещалось пот нему бить кулаком.
-А какие ещё правила поведения за столом были в давние времена, прочитайте пункт «За столом» на стр.43-44 учебника.
-Опираясь на иллюстрации на слайде, расскажите о том, как вели за столом наши предки.
V. Закрепление и обобщение изученного.
1. Вывод:
-Сформулируйте вывод о питании наших предков.
2. -Выполним задание № 17 на стр.45.
3. -Выполним задание № 18 на стр.45
4. -С помощью интерактивной доски выполним следующее задание: определите, что к чему относится. Объясните свой выбор.
VI. Домашнее задание
1.Сделать сообщение на тему «Пища моей семьи», пользуясь планом на стр.47 учебника.
2. Приготовить ответы на контрольные вопросы на стр.47-48
VII. Рефлексия.
1. Вопросы.
-А теперь проверим, как вы внимательно слушали объяснение на уроке. Перед вами «колосок» с 6 вопросами. Необходимо выбрать любой вопрос и постараться правильно на него ответить.
-Какие зерновые культуры выращивают с давних времён?
-Какие продукты питания делали из зерновых культур?
-Что в далёком прошлом «ценили на вес золота»?
-Что считалось украшением русского стола?
-Что называли кашей в далёком прошлом?
-Какое блюдо называлось у предков «шти»?
2. Оцени свои успехи за урок. Выставление оценок.

Список использованной литературы

1. С.А.Болотова. Азбука Смоленского края. Ч.3Мир культуры - Смоленск, 2004
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 3025 | Добавил: сельдь | Теги: Конспект урока, азбука Смоленского края, краеведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА