Воскресенье, 06:20 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Июль » 24 » Акция "Реки Прикамья"

Акция "Реки Прикамья"

23:43
Акция "Реки Прикамья"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27»

АКЦИЯ
«Реки Прикамья»

Косовских Яна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 27»
г. Перми

Пермь, 2013

Пояснительная записка
Мир держится на нескольких основных стихиях: воде, воздухе, земле и огне. Воздух дает нам свежесть, прохладу, ощущение безграничной свободы. Земля приютила нас и, подобно гостеприимной хозяйке, угощает и бесконечно одаривает всем необходимым. Огонь же должен греть человека и защищать его от врагов. Вода - приносить всему живому успокоение и продолжение жизни. Интересное слово «должна». А должна ли? Должны ли? Человек настолько привык к тому миру, который его окружает, что готов брать от него бесконечно много, забывая о том, что необходимо сохранять, оберегать, преумножать… Потребительское отношение к природе сегодня, к сожалению, стало распространенным. Мы, учащиеся 9 класса, собственными глазами видели, как загрязнены берега малых рек, озер, нечистым было и дно некоторых водоемов. Человек забывает, что именно он несет ответственность за свои поступки, что от его деятельности зависит состояние окружающей среды, от его малых и больших дел. Экологические проблемы, безусловно, актуальны сегодня, решать их необходимо, ведь существование самой жизни зависит от этого решения.
Не менее важной оказывается проблема утраты связи с прошлым той местности, в которой живет человек. Мы мало знаем об истории своего края, о происхождении тех или иных названий. Так, например, многие жители Пермского края любят отдыхать на берегах рек и водоемов Урала, но мало, кто знаком с этимологией гидронимов этой местности. Нами было проведено анкетирование 5, 8, 10 классов и родителей.
Вопросы анкеты:
- Какие реки Прикамья Вам знакомы? Известно ли Вам их местоположение?
- Как вы думаете, от каких слов произошло название этих рек?
- На каких реках Прикамья Вам удалось побывать?
- Нравится ли Вам отдыхать возле водоемов?
Анализ анкет:
Анкеты показали, что дети и родители любят отдыхать возле водоемов, но не знакомы с происхождением названий рек (этимологией). Если взрослые знали и помнили большее количество рек, то учащиеся называли в основном крупные водоемы, интересующихся происхождением названий рек мы не выявили, среди опрошенных их не было.
Актуальность нашей деятельности определялась сниженным интересом к прошлому родного края его жителей и экологическими проблемами.
Цель акции «Реки Прикамья» – формирование у молодого поколения гуманного, бережного отношения к окружающему миру, к миру природы, укрепление нравственных ориентиров учащихся. Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- изучение географических особенностей рек Прикамья,
- исследование этимологии гидронимов,
- очищение берегов водоемов,
- проведение агитации среди населения,
- организация творческих мероприятий и конкурсов.
Участники акции – учащиеся 9 класса (15-16 лет) МБОУ «СОШ №27»
Наша деятельность состояла из четырех основных этапов:
- подготовительный,
- основной,
- агитационный,
- творческий.
В процессе деятельности были применены технологии развивающего, проблемного обучения, ИКТ; использовались разнообразные формы: коллективная, парная, групповая, индивидуальная; в основе работы лежали методы приобретения новых знаний, формирования умений и навыков по применению знаний на практике, проверки и оценки знаний, умений и навыков (классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова), среди инновационных методов - методы компьютеризированного обучения, игровые методы обучения (инсценирование, генерации идей и др.) (21).
Новизна мероприятия в сочетании различных видов деятельности: теоретической и практической, интеллектуальной и творческой; в работе, рассчитанной на различные возрастные группы; в обращении к материалу учебного плана и к информации, выходящей за пределы образовательного стандарта; в деятельности по изучению прошлого родного края и рассмотрению перспектив решения актуальных проблем, в использовании возможностей социальных сетей.

1. Подготовительный этап
Рождаясь, ребенок постепенно знакомится с миром, первым человеком, которого он видит – его мама - первые чувства к ней. Подрастая, ребенок начинает любить свою семью, свой маленький дворик, улицу, город, наконец, тот мир, что его окружает. Но настоящая любовь и уважение начинается с осознание ценности истории своего края, своей страны. Обращение к страницам истории – важный шаг в становлении личности.
На подготовительном этапе учащиеся узнавали истории рек и водоемов, находящихся на территории Пермского края. Этот период длился несколько недель (август-сентябрь): школьники обращались к книгам, искали информацию в интернете, разговаривали со старожилами, собирали фотографии прошлых лет, делали фотографии в реальном времени. В процессе исследования была изучена история многих рек Урала: Камы, Чусовой, Гайвы, Ласьвы, Косьвы, Данилихи, Колвы, Ульвы, Вильвы, Пожвы и др. Этапы работы подготовительного этапа:
1. Повторение изученного материала по темам русского языка:
- «Лексическое значение слова» (Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы, параграф 56);
- «Этимология, этимологический словарь» (В.В. Бабайцева Русский язык. 10-11 класс, задание №1 из раздела «Повторение изученного», «Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии» стр. 284).
- «Этимологическое значение слова» (В.В. Бабайцева Русский язык. 10-11 класс, задание №15 из раздела «Повторение изученного», «Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии» стр. 285).
- «Этимологическая статья в словаре» (правила оформления).
2. Изучение географических особенностей гидронимов.
3. Поиск этимологического значения гидронимов.
В качестве изучения нами были взяты разные реки (более 70):
• малые: Кизел (24 км), Айва (28 км), Пожва (35), Ласьва (78 км), Лысьва (64 км) и др.;
• средние: Вижай (125 км), Вильва (170 км), Койва (180 км), Иньва (257 км), Ирень (214 км) и др.;
• крупные: Гайва (328 км), Вишера (415 км), Колва (460), Кама (1805 км) и др.
Названия рек Прикамье пришли из следующих языков: коми-пермяцкого (Вильва, Гайва), тюркского (Ик, Бабка), башкиро-татарского (Агидель, Белая), марийского (Буй), удмуртского (Пожва).
Этимология некоторых гидронимов точно неизвестна:
• Пожва: с удмуртского – «мутный», с коми-перм. – «вода в решете»;
• Вишера: польского – «поросший сорняком», перм. – «полуночная река».
У многих гидронимов есть часть «ва» - (коми-перм. «вода): Гайва (холодная вода), Усьва (падающая с шумом вода).
В названиях рек отразились качества:
- по размеру: Кама – «большая река», Косьва – «мелкая вода»
- по месту: Лысьва – хвойная вода, Сюзьва – филин вода
- по характеристике: Койва – брызжущая вода
- по цвету: Ирень – напиток из кислого молока
- по соотношению с именами собственными (историческими личностями): Мулянка – татарский князь Маметкул (мулла).
4. Составление сводной таблицы с характеристиками водоемов:
Егошиха
Длина, бассейн, исток:
Длина 9 км; бассейн Каспийского моря, бассейн рек Кама, Волга; исток находится в лесном массиве около микрорайонов Липовая гора и Владимирский в Свердловском районе.
Особенности реки:
На некоторых участках реки образовались мелководные участки, так же встречаются подводные родники, река довольно быстрая.
Этимология гидронима:
Историческое написание-Ягошиха. В Егошихе рыба водилась, в лесах зверь гулял, а особенно много в этих местах было медведей. Недаром слово Егошиха с коми-пермяцкого - «медвежий лог».
5. Составление этимологического словаря в форме газеты, презентации, буклета, страницы ВКонтакте (http://vk.com/club52035571)
6. Проведение итогового занятия, на котором юные исследователи представили свои работы. Некоторыми учащимися учащимися была выбрана форма сочинения:
Здравствуйте, к вам обращается река Ласьва! Почему на Ваших лицах удивление? Не верите! Очень даже зря! Ваше неверие о многом говорит: Вы стали совсем взрослым человеком, Вы погружены в решение повседневных забот, материальный мир поглотил Вас целиком. А вот тот, кто и во взрослой жизни сохранил душу ребёнка, поверил бы! Поверил, потому что я нахожусь рядом, и каждый год вместе с вами радуюсь приходу весны, лета, задорному пению птиц, зелени трав и деревьев. Это по моему желанию воды радуют человека своим журчанием, берега украшаются зеленью и цветами. И эту красоту замечает даже самый занятый повседневными делами человек.
Я правый приток Камы, протекаю в центральной части Пермского края по холмистой местности и впадаю в Каму между городами Пермь и Краснокамск. Моя длина - 93 километра, скорость течения летом до 2 километров в час, а весной значительно больше. В половодье уровень воды поднимается на 2 - 3 метров. В меня впадает 58 притоков длинной около 10 километров. Основные мои притоки правобережные - Долга, Перемка. На водосборе расположено два озера, общей площадью 0,13 км2.
Возможно, моё название произошло от первичного мансийского Ласья, в котором "я" - это "река", а "лась" - "медленный", то есть " медленная река".
Многие знают меня, но нечасто приходят на мои берега, чтобы отдохнуть, чтобы послушать звуки природы и порадоваться тому, что я живу! И всё же человек не забывает обо мне!
Меня радует то, что несколько раз в год люди проводят соревнования по водным видам спорта, соревнуясь в выносливости и скорости. В эти дни я не скучаю. Не поверите, но каждый год я с нетерпением жду лето. На мои берега приезжают много ребятишек со своими родителями. Мне приятно дарить в жаркие дни людям прохладу, нравится слышать радостный смех. Каждый год люди дарят мне свою энергию, заряжают позитивом.
В будние дни меня навещают рыболовы. Так один из них хвастался другому: "В реке ловится много окуня, есть некрупная щучка, до килограмма. Ловить её в принципе несложно. Надеваем болотники и идём по берегу, кидаем параллельно ему. Из белой рыбы ловится сорожка, елец, щеклея. По весне река очень сильно разливается. Но подъезд к ней отличный. Из "минусов" то, что народу много там. Люди купаются и коровы там постоянно "ванны" принимают. Вот, как-то так". Слышите, не только люди, но и животные любят меня.
Однако бывают и плохие моменты моей долгой жизни. В летние дни ко мне приезжают туристы, которые оставляют мусор, он и попадает в воду. Люди своими руками разрушают природу. Вот в одном из случаев халатного обращения с природой пострадала я. 13 апреля произошёл прорыв на Магистральном нефтепроводе Северокамск-Краснокамск. Это ужасно: утечка нефти от трубы по реке. На место утечки и загрязнения выехала группа главного управления МЧС России по Пермскому краю. К счастью, меня очистили. Мне, действительно, повезло!
Очень неприятно, когда к природе относятся бездумно. Ведь природа дала начало жизни и мне, и вам. Я хочу призвать быть более внимательными к природе, защищать и сохранять её, а особенно водоёмы, ведь вода - это жизнь.
Попробуйте оставить свои каждодневные заботы, они потому так и называются, что их можно выполнять в любой день. А красота вокруг хоть и вечна (так думают многие), каждый миг неповторим в своей красоте и благоухании, не пропускайте же эти миги, цените каждую минуту своей жизни и жизни природы! И берегите её!

2. Основной этап
Когда мы продумывали этапы акции, то особое внимание уделили разработке этого этапа, нам кажется, что именно реальная деятельность, реальная помощь подростков оказывает большее воздействие на их сознание, играет важную роль в воспитании личности. Ведь то, что сделано своими руками, сломать, испортить жаль. Только выполняя трудового задание, ребенок осознает, насколько нелегка работа, но как приятен и важен результат труда. Осознание важности трудовой деятельности, приносящей реальную пользу, есть наиболее важный этап, на наш взгляд.
На этом этапе мы очищали берега некоторых рек, находящихся в нашем районе – Камы, Ласьвы, Оборинских озер. Мы не можем сказать, что берега этих рек (например, Камы) не чистят государственные службы. Но работы выполняются в основном на территории набережной (и хорошо выполняются), НО! уровень культуры нашего общества, к сожалению, оставляет желать лучшего: мусор появляется постоянно. К тому же есть участки рек, менее заметные для человека, требующие ухода.
Мы делали несколько рейдов. Поделившись на небольшие группы, каждую субботу (сентябрь – октябрь) выходили на территорию, собирали мелкий и крупный мусор. Вели дневниковые записи. Запись из дневника: «Мы занимались уборкой береговой линии реки Кама. В акции принимали участие весь наш отряд - 25 человек и руководители. Мы прошли по достаточно большой территории (от Дворца Кирова до "Рубина") и собрали там мусор. Сортировкой занимались, проводили раздельный сбор. Мы трудились дружно, сплоченно, результат работы нас порадовал!»
С 2011 года мы принимаем активное участие во Всероссийской акции «Чистый берег». Этот год не был исключением. Считаем свою работу нужной и актуальной.
3. Агитационный этап
Актуальность агитационной и просветительской работы учащиеся представили в творческой форме:
«Скажите, кто из Вас не мечтал о счастье? Путь к нему ищут люди многих поколений, не случайно слагаются легенды и притчи об этих поисках. Вот одна из них: купец отправил своего сына к Мудрецу за секретом счастья. Юноша брел по пустыне и дошел до великолепного замка. Мудрец выслушал юношу и сказал: «Вот тебе ложка с двумя каплями масла. Пройди с ней по замку, но масла не разлей». Юноша прошел по замку, не пролив масло, но красоту замка не увидел. Тогда Мудрец послал его во второй раз. Юноша шел и не уставал восхищаться чудесами, однако не заметил, как пролил две капли масла. Тогда мудрец сказал ему: «Вот это и есть секрет счастья: надо видеть все, нас окружающее, но не пролить две капли масла».
Сегодня люди живут странной жизнью. Не правда ли? Они думают лишь о малом – о двух каплях масла, забывая ценить то, что находится вокруг них. В последнее время много говорится о глобальном потеплении, истощении озонового слоя, кислотных дождях, массовом загрязнении больших и малых рек. Все это последствия – результат неразумной деятельности человека. Как вы думаете, люди понимают, насколько сами вредят тому миру, в котором живут? Конечно! Никто в этом даже не сомневается. Однако не всегда понимание проблемы реализуется в деле – хорошем, добром, полезном поступке. Мы хотим напомнить людям об их важной, значимой роли в жизни природы. Напомнить, что хорошие поступки делать приятно!»
Цель агитационной и просветительской работы – привлечь внимание к экологической проблеме загрязнения малых рек и водоемов.
Задачи:
- напомнить о существовании экологической проблемы загрязнения рек (вряд ли кто-то не знает о ее существовании, что еще раз говорит о том, что проблема эта, действительно, актуальная);
- показать последствия для природы неразумной деятельности человека;
- разъяснить необходимость охраны рек и водоемов;
- пробудить чувственное восприятие природы у людей;
- содействовать формированию нравственных качеств у ребят и подростков;
- способствовать формированию активной жизненной позиции;
- воздействовать на возникновение чувства ответственности за судьбу малых рек.
Прогнозируемый результат:
Мероприятия, проведенные отрядом, должны вызвать интерес ребят и взрослых к существующей проблеме. Мы надеемся, что осознав роль каждого человека в сложившейся экологической ситуации, учащиеся и их родители будут меньше мусорить на берегах рек, чаще выходить на уборку территории. Они будут осознавать тот урон, который наносит рекам неразумная человеческая деятельность и стараться минимизировать свое отрицательное воздействие на тот уголок природы, где живет или отдыхает человек.
Наши мероприятия направлены еще и на расширение кругозора школьников, поэтому думаем, что после участия в конкурсах ребята будут больше знать о малых реках Урала, о роли воды в жизни человека, о таинственных ее свойствах.
Постараемся пробудить в ребятах активность, укрепить в их характере нравственные качества, отвечающие за уважительное отношение к природе.
Мероприятия, проведенные нами (октябрь – декабрь):
- оформление и распространение агитационных листов (их мы раздавали в руки прохожим, клали в почтовые ящики).
- подготовка и проведение радиопередачи о проблемах загрязнения малых и больших рек по школьному радио (см. Приложение),
- во многих классах отрядом были организованы и проведены классные часы на тему «Сохраним реки чистыми»,
- отрядом подготовлена и представлена агитбригада,
- организация и проведение совместно с родителями мероприятия в детском саду №252 (см. Приложение)
- организация и проведения мероприятий для 5, 6 классов «Капелька за капелькой» (см. Приложение),
- просмотр и обсуждение фильма «Великая тайна воды» (http://www.youtube.com/watch?v=3CzQSVXdPCA)
Там представлена одна из девяти частей фильма.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему не все люди способны ценить воду?
2. По какой причине церковь уважительно относится к воде?
3. Как люди использовали воду в своей жизни в прошлом и настоящем?
4. Как вы понимаете смысл названия фильма? В чем "великая тайна" воды, ее удивительные возможности?
5. Почему некоторые ученые сравнивают воду с нервной системой человека?
6. Какую дополнительную информацию о роли воды в жизни человека вы нашли в различных источниках?
После обсуждения прошел разговор о правилах поведения на реках и водоемах.
Основные правила поведения человека возле реки и водоема:
1. Не бросать мусор на берегу реки или водоема.
2. Непригодные к использованию вещи уносить с берега и выбрасывать в специальные контейнеры.
3. Не бить стекло.
4. Не разжигать костры, использовать для этого в случае необходимости мангал.
5. Трепетно относиться ко всем живым существам, окружающим человека.
6. Регулярно выходить на уборку территории.
7. Проводить агитационную и просветительскую работу.
- размещение агитационных листов на школьном сайте,
- создание страниц в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» для размещения агитационной информации,
- использование краевого сайта «Электронные дневники и журналы» для рассылки сообщений агитационного содержания (всем учителям, завучам, детям, родителям школы).
Запись в дневнике отряда:
«Наше время – век прогресса в науке и технике. Мы давно привыкли к полетам в космос, погружению на дно океанов, появлению суперавтомобилей. Наши дома наполнены таким количеством техники, которое раньше не могло и присниться. Все это чудо, конечно, но стоит подумать о другом – об обеспечении экологической безопасности. Над этим работают ученые всего мира. 159 стран (члены ООН) объединились для защиты окружающей среды. Но и этого недостаточно! Наряду со всеми мерами необходимо повышать уровень культуры нашего общества. А стоит начать с себя и прямо сегодня. Ведь от решения этой проблемы зависит существование самой жизни!»

4. Творческий этап
Творческий этап (декабрь – январь) стал своеобразным продолжением агитационного, так как, придумывая какое-либо творческое задание для учащихся школы, отряд ставил единую цель, объединяющую разные мероприятия, – привлечь внимание к экологическим проблемам, к сложной ситуации, сложившейся на берегах рек.
Были предложены для школьников следующие творческие конкурсы:
- конкурс плакатов и рисунков (ребята школы не только рисовали, придумывали лозунги, но и творчески представляли свои работы).
Представляем одну из защит творческой работы:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, мало чему он умел радоваться, а чаще всего огорчался и печалился. Что бы он ни видел вокруг себя, все либо расстраивало его, либо пугало. За спасением от своего недуга он обратился в гадалке, а та, долго вглядываясь в его ладонь, произнесла: "Вижу большое горе-несчастье, ждать тебе беды с моря, с реки ли, но непременно вода погубит тебя. Бойся, царь, воды!"
Опечалился наш герой и ничего не оставалось ему, как издать указ, чтобы везде на водоемах были установлены плотины, мелкие и неглубокие реки были высушены, загрязнены мусором, чтобы никто не мог по воде добраться до его государства. И как только были высушены и загрязнены все водоемы, напали на страну эту несчастья: упал урожай, люди стали голодать, воровать друг у друга пищу, воды не хватало даже для принятия ванн, поэтому люди начали болеть и умирать от страшных и неизлечимых болезней!
И вновь опечалился царь, пришлось ему созвать совет Мудрейших. Долго думали мудрецы и решили убедить царя вернуть им чистейшую речную и родниковую воду. Но убедить его было сложно... царь по-прежнему стоял на своем.
Тогда пригласили мудрецы самых лучших художников в своем государстве и сказали, чтобы к утру была нарисована самая прекрасная картина, показывающая, что нет ничего ценнее и дороже чистой воды. И художники взялись за дело. Сначала они нарисовали Землю, чтобы показать, как много воды на земном шаре и что никого-никого это вовсе не пугает. Затем они нарисовали цветы, которые украшают нашу Землю, делают ее ярче и прекраснее, но которые никак не могут расти без воды. А после стали клеить деревья, что питают человека кислородом, и укрывают от палящего солнца, и дарят вкуснейшие плоды, но и они, эти деревья, не могут расти без воды. После стали рисовать людей, чья жизнь зависит от воды настолько, что они не представляют свое существование без нее. А следом за людьми нарисовали живительный дождь, питающий все вокруг и берущий свое начало из чистых рек. И показали художники капли на фоне чудесного голубого неба, что смотрит на нас сверху и благословляет наши добрые поступки: внимательное отношение к людям, животным, рекам - всему живому, что есть на земле.
А потом они стали подбирать особые слова, чтобы убедить царя в неверных мыслях, и этими словами стали: " Вода - душа Земли!" С этим нельзя было поспорить. Ведь душа эта чиста, как слеза ребенка! И когда картина была закончена, художники показали ее царю. Пока он рассматривал работу, мудрецы сказали: "Сила наша не в избавлении от воды, а в сохранении ее чистоты".
Как только вернули людям воду, стали они жить совсем по-другому: вырастили деревья и построили огромные, красивые корабли; юношей поили только чистой родниковой водой, и они настолько стали мужественными и сильными, что не было равным им в других государствах. Царь успокоился и стал радоваться жизни, а не прятаться от нее. А войны так и не было, потому что не может чистая вода принести горе, лишь счастье и радость дарит она людям!!!
Вода ... по латыни "аква" ... сколько хороших слов начинается с этого корня! Акварель ... водяные краски, с их помощью кисть художника может изобразить портрет, натюрморт, пейзаж ... красивый солнечный закат над рекой ... Аквамарин ... aqua marina (морская вода)…очень красивый минерал ... драгоценный камень сине-голубой окраски ... Акватория - широкая синяя гладь ... белый пароход и чайки за кормою ... красиво, правда?
Вода - душа земли ... вода - это жизнь! И это действительно так! Ведь жизнь на нашей прекрасной планете зародилась именно в воде! Наши далёкие прародители жили именно в ней, и лишь позже под воздействием эволюции вышли на берег. Как жаль, что люди не думают об этом. Они заселили сушу и забыли свою связь с ней, с водой... стали уничтожать то, что дало им жизнь, загрязнять, бездумно использовать... убивать!!!
Своим плакатом мы хотим напомнить людям об их неразрывной связи с водой. В нашей работе мы постарались создать много образов-символов. Круговорот воды поддерживает естественный ход жизни, падая на землю (капли), она дарит жизнь всему живому: цветам, деревьям, человеку... отдавая свои силы, вновь поднимается вверх, к небу, чтобы опять оросить нас живительным дождем, дать нам энергию...
Не случайно на плакате мы показали земной шар, ведь сохранение чистоты водоемов – наша общая проблема! И решение её не в том, чтобы по-страусиному зарыть голову в песок ... или тихонько пересидеть, спрятавшись, словно мышь, в свою норку, а в том, чтобы совместно, сообща говорить об этой проблеме…и не только говорить, а активно действовать, пытаться изменить сложившуюся ситуацию. Начинать же эту работу необходимо, безусловно, с себя... Помните: из КАПЛИ рождается МОРЕ!!! Станьте же этой светлой, чистой каплей в океане ДОБРЫХ ДЕЛ!!!
Герои нашего плаката – дети…это тоже не случайно! Дети - люди будущего, чья жизнь и отношение к жизни будут другими. Они неравнодушные, активные, отзывчивые. Решение волнующей проблемы, конечно, в их руках. Однако такого человека необходимо воспитать, поэтому уже с детства ребенку стоит прививать чувство любви ко всему живому, что его окружает. Если же не делать этого, то данная проблема рано или поздно настигнет каждого, нельзя откладывать ее решение "на завтра", нельзя оставлять её своим потомкам… вряд ли они скажут нам за это "спасибо" ... давайте решать её теперь и сейчас, потому что от ее решения зависит наше будущее!
- конкурс кричалок
Представляем кричалки, победившие в этом конкурсе:
1.Пусть «атомным» двадцатый век
Нарёк когда-то человек.
А нынешний – «природным» веком
Пусть будет назван человеком!!!
2.Как в песнях, наши помыслы чисты,
Прозрачны и светлы у речки воды.
Давайте вместе – он, и я, и ты ...
Беречь и охранять дары природы.
- конкурс песенного творчества (нужно было придумать слова на мотив известной песни исполнить ее).
Представляем песню, приготовленную нашим отрядом в исполнении руководителя и участника отряда Стацура Екатерины.
http://www.youtube.com/watch?v=lQ19ZchfXsc

Текст песни:
1. Я видела города, знаю я много рек.
Природу, прошу тебя, никогда ... не обижай, человек!
Ведь чистой речной водой и Сылвы, и Чусовой
Жизнь и впредь продолжится … наша с тобой ...

Припев:
Не-е … плачь в ре-ке … вода – печаль твою слышу я.
Ведь с тобою дышится так свободно рядышком.
И маленькой капелькой с тобою сольётся вмиг
Моя ус-поко-енная душа.

2. Я помню все имена, я помню названия.
Не бросила в воду б ничего реке в наказание.
Я меряю жизнь свою и Камой, и Ласьвою.
И в сердце любимая река … с берегами чистыми ...

Припев:
Не плачь в реке вода – печаль твою слышу я.
Ведь с тобою дышится так свободно рядышком.
И маленькой капелькой с тобою сольётся вмиг
Моя успокоенная душа.

3. А мне бы вспять повернуть ... а мне бы сейчас туда,
Где красоты не затронула муть и плещет вода ...
Давайте очистим её! Она мне так нравится!
Пусть несёт свои воды вдаль река-красавица!

Припев:
Не плачь в реке вода – печаль твою слышу я.
Ведь с тобою дышится так свободно рядышком.
И маленькой капелькой с тобою сольётся вмиг
Моя успокоенная душа.
(Елена Ваенга «Города»)

- акция «Поем вместе»
Текст переделанной песни был дан разным классам и детей просили исполнить куплет и припев (тексты взяли по желанию 5, 7, 9 классы и учителя). Исполнение песни записывалось на видео, монтировалось, получилось новое музыкально произведение.
http://www.youtube.com/watch?v=0bqechNMqFI

1. Не умыться грязною водой,
В ней полно микробов, тины и лягушек.
В речке Каме или Чусовой
Красоту природы человек нарушил.
Припев:
Мы по берегу пройдём, чистоту мы наведём,
На часок отложим в сторону тетрадки.
С голубого ручейка начинается река,
А природа начинается с порядка!
2. В турпоход по Сылве мы пойдём,
Красотой её мы будем наслаждаться!
И в реке прекрасным летним днём
Без опаски можно будет искупаться.
Припев:
И когда под вечерок разожжём мы костерок,
И ухою вкусной будем угощаться.
Дружно песню мы споём, как природу бережём,
Будет речка благодарно отзываться!
3. Чтоб река для каждого из нас
Впредь была не только скучным водоёмом.
Пусть природе радуется глаз!
Станет пусть она огромным нашим домом!
Припев:
И тогда, наверняка, будет чистою река.
В ней детишки будут весело плескаться.
Яркой радуги дуга и барашки-облака
Будут в зеркале природы отражаться!
4. Знаменитой песенкой одной
Мы рассказываем истины простые.
Пусть зимой, и летом и весной
Зеленеют и цветут края родные!
Припев:И тогда, наверняка, станет чистою река.
И карась и щука будут в ней водиться.
Так давайте дружно жить и природой дорожить,
Чтоб потомкам нашим было чем гордиться!
(Песня «Улыбка»)

- конкурс книжек-малышек,
- конкурс литературных сказок,
Лучшую сказку мы представили в сценарии мероприятия для 5, 6 классов « Капелька за капелькой», ее автор Лядова Лада.
- конкурс фотографий,
- конкурс поделок,
- конкурс сочинений
Выдержки из школьных сочинений
- Люди всей Земли должны охранять воду. Даже самые маленькие реки заслуживают нашего внимания, ведь именно они дают силу и «здоровье» большим, крупным рекам. Мир вокруг нас создан для того, чтобы мы радовались жизни, любовались его красотой и чувствовали себя счастливыми (Пепеляева Ольга)
- Когда люди бросают в воду рек и прочих водоемов мусор, они забывают, что прекрасный, чистый водоем в скором времени может превратиться в серое месиво, а дно водоема покроется осколками, опасными для человека предметами. Вода – «правая рука» жизни. Сохраним большие и малые реки нашей Родины! (Ходырева Юлия)
- Мир будущего я представляю так: чистые леса, чистые поля, чистые реки и человек как хранитель самого ценного на Земле – природных богатств (Авдощенко Ксения)
- Поймите, люди, важна каждая капелька. Ведь каждая капля имеет свою ценность, вернее, «бесценность» (Клюйкова Алена).
- Конечно, все люди разные, но меня больше привлекают те, кто старается сохранить жизнь вокруг себя, кто бережно относится к живому на Земле. Наши отношения с природой должны быть гармоничными, только тогда человек почувствует счастье от жизни (Быстров Никита).
- Человек, уважающий себя, никогда не бросит бумажку на землю, не разобьет бутылку на берегу и не оставит мусор после себя. А если он так поступает, то это уже точно не человек! (Попов Вадим).
Видеоотчет по акции: http://www.youtube.com/watch?v=N-Rfhd65GUw

Результативность мероприятия:
1. В начале мероприятия в отряд входило 15 человек 9 А класса, уже после первого классного часа присоединилось еще 5 учащихся, уборку мы делали уже всем классом, нам помогали родители.
2. В данное мероприятия, благодаря активной агитационной работе и проведению мероприятий, было вовлечено большое количество людей: родители, четыре 5-ых класса, две группы детского сада (старшая и подготовительная), учителя (10 человек), учащиеся 7, 8, 9 классов, жители близлежащих к школе районов.
3. Учителем была использована как урочная, так и внеурочная деятельность, что, безусловно, повысило мотивацию учащихся, их интерес к школьной жизни, к экологическим проблемам.
4. Акция имела интегрированный характер, в процессе был повторен и усвоен материал по учебным предметам: русский язык, литература, география, краеведение, экология и др.
5. Повторное проведение анкетирования показало, что данная акция благотворно повлияла на сознание ее участников. Каждый член отряда, отвечая на вопросы анкеты (см. Введение), указал этимологическое значение не менее 10 рек и перечислил более 25 (а это уже результат!)
6. В рамках данной акции мы участвовали в краевом экологическом конкурсе «Помоги реке» и заняли там призовое место.
7. Формирование УУД
- предметные результаты: освоение учащимися опыта специфической деятельности по предметам: русский язык, литература, краеведение, экология;
- метапредметные результаты: умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (регулятивные УУД), работать с текстами разных стилей, строить сообщения в устной и письменной форме, использовать широкий спектр логических действий и операций (познавательные УУД), умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками (коммуникативные УУД);
- личностные результаты: ориентация на моральные нормы, их выполнение и многое другое.
Наша акция длилась с сентября 2012 по январь 2013 год, за это время ребята внесли существенный вклад в экологическое состояние окружающей среды, но главное – каждый участник нашей акции осознал, что от его отношения к природе, от его активной работы зависит то, какой будет наши жизнь. Проявляя творческие и организаторские способности, учащиеся не только занимались саморазвитием, но и влияли на жизненную позицию тех людей, которые не задумывались о важности, актуальности экологических проблем или не понимали этого.
Работа в рамках данной акции показалась нам нужной, полезной и интересной. Мероприятие способствовало укреплению нравственных позиций участников команды, развитию творческих и креативных способностей подростков.
Трепетное, заботливое отношение к миру важно сегодня. Именно поэтому воспитание уважительного отношения к природе должно быть неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Проведение подобных акций станет доброй и необходимой традицией нашего класса и школы.

Интернет-ресурсы:
1. http://dic.academic.ru
2. http://tourclub-perm.ru
3. http://ru.wikipedia.org
4. http://nashural.ru
5. http://www.samaragid.ru
6. http://www.wanders-k.ru
7. http://freeslon.ru
8. http://internet.bibo.kz
9. http://otvet.mail.ru/question/67590206
10. http://www.uralhistory.ru
11. http://www.permecology.ru
12. http://ru.wikipedia.org
13. http://uraltourist.ru
14. http://www.docme.ru
15. http://psevdonim.ru
16. http://www.perm.ru/index.php?id=114182
17. http://vk.com/club36754458
18. http://www.gorodperm.ru/economic/ecology/citynature/water/
19. http://www.zel-veter.ru/article/view/83
20. http://fishprm.narod.ru/index.htm?voda/vod0.htm?/voda/veshera.htm
21. http://www.coolreferat.com

Приложение
1. Текст радиопередачи:
Как красив закат на речных просторах! Широкая и чистая водная гладь дышит свежестью, тихий плеск волн так радует слух! Ведь настоящих природных звуков не заменят никакие, даже самые суперпопулярные мелодии! Солнечные блики играют в волнах, создавая самые причудливые узоры. Но что это? Откуда солнечные зайчики на берегу? Это солнышко отразилось в брошенной кем-то бутылке. А вон там? Рядышком? Чернеет кучка мусора, оставленная горе-туристами, не настоящими туристами, которые любят романтику, песни под гитару у костра, а теми, кто называет лес «березовыми дровами». А озеро – «большой лужей».
Но это не единственная беда! Члены краевого координационного совета по охране окружающей среды и природопользованию заявляют, что ситуация с загрязнением Камы стала угрожающей для здоровья людей. Каждые сутки в Каму сбрасывается до 100 кубометров неочищенных сточных вод. По словам специалистов, по степени загрязненности река в Перми - одна из самых грязных в России. Объемы сбросов растут, а их очистка остается на прежнем уровне. Главным же загрязнителем камских вод являются малые реки, впадающие в русло в черте города. Именно в них попадает основная масса неочищенных хозяйственно-бытовых стоков.
И все же в Перми постепенно улучшается экологическая ситуация. В последние годы у нас проводились различные проекты, направленные на улучшение экологической обстановки в городе. К ним относились мероприятия: высадка деревьев, очистка берегов малых рек, на территории региона проводится всероссийская акция «Чистый город», в которой приняли участие отряды школ и организации по очистке рек (в этой акции принимали участие и учащиеся МОУ «СОШ №27», отряд «Энергия»).
Конечно, время сотрет эти черные следы, но… Поймите, люди, ведь главное наше богатство – это не личный достаток, не материальный комфорт…это наша родная природа! Разве можно представить мир без пения птиц, без чистой реки, без буйства зелени?! Остановитесь! Подумайте, что мы оставим после себя детям и внукам, ведь вспоминать они нас будут по нашим делам, а не словам! Берегите природу, люди!
- отрядом были оформлены несколько газет, отражающих деятельность ребят.

2. Сценарий
мероприятия «Сказка о воде» (дошкольный возраст)

Цель – привлечение внимания детей к экологической проблеме загрязнения рек и водоемов.
Данная цель реализуется в задачах:
- познакомить детей с экологическими проблемами на реках и водоемах;
- разъяснить необходимость охраны малых рек и водоемов;
- содействовать формированию нравственных качеств, любви ко всему живому у детей.
Ведущий: Здравствуйте, дети! Сегодня необычный день, потому что у нас есть возможность попасть в чудесную сказку и вместе с ее героем пройти трудные испытания. Ну что готовы?
В одной из школ города жил мальчик Володя. Неплохой мальчик: и учился неплохо, и на уроках неплохо себя вел…но вот только был не очень-то опрятным: и за одеждой не следил, и за порядком в комнате…а уже если на улицу выйдет…беда! Где Володя, там и мусор…
И вот однажды этот мальчик отправился прогуляться в лес…а время-то уже позднее было… С тропинку на тропинку, от дерева к дереву…и заблудился наш Володя.
Володя: Ауууу, помогите! Аууууу! Дорогу укажите!
Ведущий: Навстречу мальчику вдруг заяц, большой такой и смелый-пресмелый.
Заяц: Здравствуй, Володя! Заблудился что ли?
Ведущий: Мальчик думает, что за лес такой, тут животные разговаривают…
Володя: Да заблудился я! Помог бы, зайчик, выбраться отсюда!
Заяц: Вот это да! Помог бы…да вот сорока на хвосте принесла новость, что грязнуля ты, что мусоришь везде и в речку стеклышки этим летом бросал.
Володя: Дааа, было дело…так я исправлюсь, обещаю…
Заяц: Хорошо, вот только докажи мне, что сильный ты мальчик и обещание свое сдержишь. Вот два стакана: в одном вода чистая речная вода, а в другом грязная. Подумай, чем отличается водица эта. Ребята, помогайте Володе.
Ребята:
- в чистой воде приятно купаться,
- в чистой воде живут красивые рыбки,
- в чистой воде видно дно и камушки можно собирать,
- в чистой воде растут водные растения…
Медведь: А как, ребята, водичку можно вылечить?
(кто-то из ребят вспоминает, что дома есть специальное устройство – фильтр)
Правильно! А что же нужно, чтобы водичка не болела?
Ребята: Не загрязнять, сохранять чистой.
Володя: Спасибо ребята!
Заяц: Вот тропинка по которой тебе идти! Но это не последнее испытание для тебя.
Ведущий: долго шел Володя, а дома все не видно…А тут Волк.
Володя: Ой-ой! Вот только этого мне не хватало…
Волк: Здравствуй, Володя…Заблудился? Да ты не бойся, не обижу!
Володя: Да…Помоги мне, Волк, пожалуйста из леса выйти…
Волк: Да ты, говорят, мусорить любишь, берег вон фантиками забросал.
Володя: Дааа, было дело…так я исправлюсь, обещаю…
Волк: Надо проверить силу твоего слова… Выполни-ка задание…Спой песню о речке, о том, что мусорить на берегу нельзя. Помогайте ребята (дети поют заранее выученную песню на мотив песни Кота Леопольда):
Песня кота Леопольда:
Светлый летний день.
Все, кому не лень
На природу вышли скопом.
И красив, дружок,
Чистый бережок.
А когда наоборот – плохо.

Воздух чист у нас.
Радуется глаз
Красоте родной речки.
Вовсе не пустяк.
Чтобы было так,
Будем красоту
Беречь долго!

Пусть в реку никто
Мусор ни за что
Никогда нигде не бросит!
Чистой речки течь!
Нам её беречь.
С нас потом природа спросит!

В небе облака,
Чистая река.
Ведь она – богатство наше!
Защитим её,
Сбережём её!
Что же может быть краше?
Волк: Молодцы, ребята! Хвалю! По этой тропинке тебе, Володя…
Володя: Спасибо тебе, Волк!
Ведущий: Володя идет дальше, а дома все не видно. На пути у него Лисица.
Лисица: Что, Володя, заблудился? Помощь нужна.
Володя: Здравствуй, Лисичка! Нужна помощь, очень нужна, помоги, пожалуйста.
Лисица: А ты, говорят, лягушек обижаешь, жучков тоже…
Володя: Дааа, было дело…так я исправлюсь, обещаю…
Лисица: Хорошо, поверю, только нарисуй сначала мне речку чистую, лягушек да жучков веселеньких. Помогайте ребята.
(дети рисуют)
Лисица: Вот по этой дорожке тебе бежать, Володя.
Володя: Спасибо, Лисичка!
Ведущий: Бежит Володя дальше, а в лесу уже темно и страшно. И тут на дороге Медведь.
Медведь: Мне тут и Волк, и Лиса рассказали, что заблудился ты, Володя.
Володя: Да, Мишенька, как же нелегко мне теперь
Медведь: А костер на берегу легко разжигать было…всю травушку сжег…чуть деревья не загорелись.
Володя: Дааа, было дело…так я исправлюсь, обещаю…
Медведь: придется поверить, только сначала задание выполни мое: отгадай, в каком же состоянии может находиться водичка, слушай стихотворения и отгадывай. Ребята, помогайте!
Разные состояния воды
Б. Заходер
«Первый снег»
Нахмурилось небо (наверно, не в воздухе!)
Летают, летают белые мухи!
И носятся слухи, что белые мухи
Не только летают, но даже не тают! (снег)

В. Фетисов
«Речка зимой»
Нашу речку – рыбий дом – застеклили крепко льдом.
Смотрят рыбы из реки – по стеклу бегут коньки
И наносят линии на стекло на синее.
Ходят с вывертом коньки с края к серединке.
Подо льдом снуют мальки и глядят картинки. (лед)

А. Стройло
«Капелька дождя»
Эта капелька дождя в землю теплую упала.
Не пропала, не пропала эта капелька дождя:
Вышел гриб – дождевик, вышел гриб - боровик,
Их сестричка – гриб лисичка,
Их подружка – гриб волнушка, Вышла тонкая травинка, вышла тонкая рябинка… (дождь)

К. Бальмонт
Росинка дрожала на тонком листке.
Речонка дышала, шурша в тростнике.
В росинку гляжу я и вижу, что в ней
Играет, ликуя, так много огней.
Их еле заметишь, так малы они,
Но где же ты встретишь
Такие огни? (роса)
Л. Квитко
Корова в тумане я ищу, ищу корову,
Нашу рыжую корову.
Опускается туман на дороги, на дома.
Скрылась речка, скрылся луг,
И пруда не стало вдруг.
Мгла надвинулась густая…
Вот и я во мгле растаю. (туман)
Медведь: Молодцы, ребята! А вон и твой дом, Володя! Смотри, не обижай больше природу, живая она, помощи от человека просит… Понимаешь?
Володя: Понимаю! И обещаю, что не буду больше костры жечь, лягушек и жуков обижать, мусорить не буду…хорошим буду обещаю!
Ведущий: Ребята, понравилась вам сказка? Чему же она вас научила.
(подведение итогов)

3. Сценарий мероприятия для 5, 6 классов
«Капелька за капелькой»
Цель - привлечение внимания детей к экологической проблеме загрязнения рек и водоемов.
Данная цель реализуется в задачах:
- формирование у ребят неравнодушного отношения к природе;
- развитие познавательных интересов и кругозора учащихся в области экологии;
- утверждение активной жизненной позиции школьников.

Этапы мероприятия:
1. Придумать название и девиз команды.
2. Вспомнить и записать за одну минуту названия известных вам рек.
3. Исполнить песню (ребята поют по одному куплету и припеву из песни, оценивается качество пения)

1 куплет
Не умыться грязною водой,
В ней полно микробов, тины и лягушек.
В речке Каме или Чусовой
Красоту природы человек нарушил.
Припев:
Мы по берегу пройдём, чистоту мы наведём,
На часок отложим в сторону тетрадки.
С голубого ручейка начинается река,
А природа начинается с порядки!
2 куплет.
В турпоход по Сылве мы пойдём,
Красотой её мы будем наслаждаться!
И в реке прекрасным летним днём
Без опаски можно будет искупаться.
Припев :
И когда под вечерок разожжём мы костерок,
И ухою вкусной будем угощаться.
Дружно песню мы споём, как природу бережём,
Будет речка благодарно отзываться!
3 куплет.
Чтоб река для каждого из нас
Впредь была не только скучным водоёмом.
Пусть природе радуется глаз!
Станет пусть она огромным нашим домом!
Припев:
И тогда наверняка будет чистою река.
В ней детишки будут весело плескаться.
Яркой радуги дуга и барашки-облака
Будут в зеркале природы отражаться!

4 куплет.
Знаменитой песенкой одной
Мы рассказываем истины простые.
Пусть зимой, и летом и весной
Зеленеют и цветут края родные!
Припев:
И тогда наверняка станет чистою река.
И карась и щука будут в ней водиться.
Так давайте дружно жить и природой дорожить.
Чтоб потомкам нашим было чем гордиться!

4. Убрать «территорию» (ребята на скорость собирают специально приготовленные шарики из бумаги, побеждает тот, в чьем пакете их окажется больше).
5. Выполнить оригами (из бумаги создавали лягушек и рыбок)
6. Разгадать кроссворд (задание на знание рек Урала)

КРОССВОРД

1. Б а б к а
2. И с е т ь
3. В и ш е р а
4. В е л с
5. з и л и м
6. Ч у с о в а я
7. С ы л в а
8. Ю р ю з а н ь
9. Б е л а я

1. Река в Кукуштане.
2. Река – левый приток реки Тобол, ее длина 606 км.
3. Река, берущая начало на территории заповедника, левый приток Камы.
4. Река, находящаяся на Севере Урала, крупный левый приток Вишеры.
5. Река на территории Башкортостана, ее длина 215 км.
6. Река, которая получила название от искаженного коми-пермяцкого «чус-ва».
7. Река – левый, самый крупный приток Чусовой, ее длина 493 км.
8. Горная река, являющаяся левым притоком Уфы.
9. Река, исток которой находится в Башкирии, у горы Иремель.

7. Анаграмма (составить наибольшее количество коротких слов из слова «Березовая»)
Березовая
(зарево, верба, забор, зебра, образ, обрез, безе, веер, вера, взор, заря, евро, роба, роза, язва, бар, боа, бор, бра, воз, вор, зев, зоб, зов, раб, ров, яр и др.)

8. Собрать «рассыпанные» слова, название рек
А в о с у ч я – Чусовая
А в е и р ш – Вишера
А б в е з о р я е – Березовая
А в л с ы – Сылва
А б е л я – Белая
В ь у с а – Усьва
Р ю ю ь а з н – Юрюзань

9. Послушать сказку и ответить на вопросы (беседа)
СКАЗКА о веселой речушке
(автор – ученица 5 кл. Летова Лада)
В одной сказочной стране жила речушка по названию Веселая. Так назвали ее не случайно: голосок у нее был звонкий и приятный, а течение быстрое и прохладное. Всем она дарила радостное настроение. Жители этой страны очень любили приходить на бережок и послушать чудесное пение веселой реки. От мала до велика, люди любили и уважали быструю и чистую речушку. Но как-то на отдых приехали жители другой сказочной страны. Они были сварливые, невеселые и вредные люди. Они стали купаться в водах, бросать мусор не только на берега, но и в речку. Некоторые из них были любопытны и стали разбивать ракушки, другие не любили и побаивались жуков, поэтому немилосердно стали их давить, третьи поймали лягушек и радовались тому, как она мучается в их равнодушных ладонях. Помутнели воды реки, забурлила она, рассердилась. Вышла из берегов и своей сильной волной прогнала вредных и неразумных людишек. Они и не возвращались больше, потому что никак не могли забыть суровый гнев реки. Сказка наша имеет счастливый конец, но в жизни славные малые речушки не всегда могут защитить себя. Это должен делать ЧЕЛОВЕК! Люди, помните об этом.
Вопросы:
- Какой была речка до прихода людей?
- Почему она рассердилась на людей?
- Как удалось наказать людей?
- А кто в жизни и почему должен отвечать за чистоту рек?
10. Написать свой вариант концовки предложенной сказки, чтобы добро восторжествовало благодаря людям.
11. Подведение итогов, вручение призов и грамот.
Категория: Всероссийский профессиональный конкурс педагогов "Образовательные инновации - 2013" | Просмотров: 1683 | Добавил: филолог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА