Понедельник, 03:08 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » 2013 » Июль » 21 » Урок технологии по теме «РУКОДЕЛИЕ»:«Инструменты, материалы и приспособления для вышивки. Организация рабочего места»

Урок технологии по теме «РУКОДЕЛИЕ»:«Инструменты, материалы и приспособления для вышивки. Организация рабочего места»

17:30
Урок технологии по теме «РУКОДЕЛИЕ»:«Инструменты, материалы и приспособления для вышивки. Организация рабочего места»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
г. Перми

Урок технологии по теме «РУКОДЕЛИЕ»:
«Инструменты, материалы и приспособления для вышивки. Организация рабочего места»
в 5 классе

подготовила
учитель технологии
Томасова Алевтина Михайловна



Пермь 2013
Архив материалов

СВЕДЕНИЯ О РЕСУРСЕ
Наименование: Урок технологии по теме «Инструменты, материалы и приспособления для вышивки. Организация рабочего места».
Описание: Урок по программе О.А Кожина «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов»
, по теме «Рукоделие», подраздел «Вышивка».

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ УРОКА
Дидактические материалы для сопровождения урока:
1. Раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся «Журнал рукодельницы».
2. Презентация по теме «Вышивание».
3. Инструкции для рефлексии по стратегии « Шесть шляп».
Дидактические материалы для самостоятельной работы ученика дома:
1. Листы рабочей тетради
2. Карточка задание
Дидактические материалы для самоконтроля:
1. Тестовые задания
2. Кроссворды

ПЛАН УРОКА

Тема программы: «РУКОДЕЛИЕ»
Тема урока: «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫШИВАНИЯ» ( уроки 61-62)
ЦЕЛЬ УРОКА:
Ознакомить учащихся с технологией вышивания и научить приемам подготовки к вышивке.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающая
- обобщить субъективный опыт учащихся, включая опыт его предшествующего обучения;
- ознакомить учащихся с историей вышивки. Инструментами, материалами и приспособления для вышивки;
- формировать навыки по организации рабочего места;
- научить правильным приемам работы с соблюдением технологической последовательности обработки и техники безопасности;
- добиваться прочности знаний;
Развивающая
- развивать умение самостоятельно мыслить и анализировать;
- развивать умение работать с информацией;
- содействовать развитию умения аккуратно и правильно работать;
- содействовать развитию сенсорных и моторных навыков;
Воспитательная
- совершенствовать эстетический вкус;
- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам;
- прививать интерес к культуре и искусству.
ТИП УРОКА:
Изучение нового материала и приемов работы.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
Рассказ с демонстрацией презентации, демонстрация наглядных пособий, показ приемов работы, самостоятельная работа, упражнения по выполнению трудовых приемов работы.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
Фронтальная, индивидуальная, в микро группах.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
История, эстетическое воспитание, изобразительное искусство.
ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
Учебник, проектор, ПК, набор инструментов и приспособлений для вышивки, образцы вышивок, копировальная бумага, калька, материал для вышивания, листы рабочей тетради, плакат «Виды ручного вышивания».


ХОД УРОКА

Этапы урока

Время
Деятельность
Преподавателя

Деятельность
учащихся
Ожидаемый
результат

Организационный
момент

5мин.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на урок

Приветствие,
сосредоточение внимания,
разделение на мини группы

Готовность к совместной деятельности

Ознакомление учащихся со стратегией
« Журнал рукодельницы»

5мин.
Дает пояснение
о форме заполнения « Журнала рукодельницы»

Знакомятся с
« Журналом рукодельницы»

Повышение мотивации и активности учащихся на уроке

Актуализация опорных знаний
Обоснование темы и целей урока
10мин.
Актуализация опорных знаний
Постановка проблемного вопроса. Вывод учащихся на тему урока

Отвечают на вопросы. Озвучивают тему урока. Записывают в журнал

Через постановку и решение проблемного вопроса выход на тему урока


Совместный вывод целей урока


Организация деятельности учащихся по закреплению полученных знаний

30мин.
Выводит на экран ключевые слова по теме.
Дает установку на выявление связей между словами и
предлагает записать вопросы к ключевым словам.
Сообщение новых знаний, через
рассказ с демонстрацией презентации.
Предлагает дополнить ответы в каждой микро группе.
Проверяет объем выполненных заданий.

Записывают ключевые слова.
Записывают связи, установленные между ключевыми словами и
Записывают вопросы.
Слушают рассказ, с просмотром презентации и заполняют журнал.
Помогают друг другу дописать ответы.
Обсуждают и дополняют ответы в микро группах.

Активизация деятельности учащихся через чтение и письмо.
Сосредоточение
внимания на получении новых знаний и самостоятельной работе.
Выполнения задания всеми учащимися.

Практическая работа

25мин
Учитель демонстрирует приемы работы. Проводит текущее инструктирование учащихся.

Выполняют практическую работу «Подготовка к вышиванию».
Научить правильным приемам работы с соблюдением технологической последовательности обработки и техники безопасности.

Подведение итогов урока и рефлексия
10мин
Учитель определяет уровень достижения целей урока
Подводит учащихся к рефлексии по стратегии «Шесть шляп ». Выставляет оценки за урок.

Распределяют шляпы с
описанием функций. Участвуют
в «Обсуждение шляпами». Выступают каждый в соответствии своей функции.

Положительная динамика урока. Оценка знаний учащихся.

Домашнее задание
5мин.

Инструктаж по выполнению задания.
Записывают в дневник.


ХОД УРОКА (КОНСПЕКТ).

I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на урок.
II. Ознакомление учащихся со стратегией « Журнал рукодельницы».
Актуализация опорных знаний. Обоснование темы и целей урока. Совместный вывод целей урока.
ВОПРОСЫ:
1. Объясните понятие слова РУКОДЕЛИЕ?
2. Какие виды рукоделия вы знаете?
Догадайтесь, о каком виде рукоделия пойдет речь. Этот вид рукоделия, который требует усидчивости, терпения и внимания. Им увлекались и знать
( например кардиналы!) и простой люд, но чаще всего молодые девицы. Многие и сейчас считают это модным. Настоящее шедевры искусства можно создать, если овладеть им. Это?
III. Обоснование темы и целей урока. Совместный вывод целей урока.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу
И немного умения и мастерства
И я вышью такое, что вам и не снилось
Лишь бы только жила на Земле красота!
(слайд 1)
Сегодня мы ознакомимся с ВЫШИВКОЙ, инструментами, материалами и приспособлениями для вышивки. Организацией рабочего места для выполнения вышивки. Научимся подготавливать материалы, инструменты и приспособления для вышивания.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Ознакомиться с технологией вышивания и научиться приемам подготовки к вышивке.
IV. Изучение нового материала. Организация деятельности учащихся по закреплению полученных знаний.
( Слово учителя, презентация)
ВИДЫ РУКОДЕЛИЯ: вязание на спицах, вязание крючком, бисероплетение, макраме, вышивка, соломоплетение, пэчворк, фриволитэ и т.д. (слайд 2).
ВЫШИВКА - старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного исскуства. Это украшение изделий из различных материалов орнаментом или сюжетным изображением. Вышивка выполняется нитками
и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом (слайд3).
Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранивших все ценное. Наиболее
древние вышивки относятся к VI – V вв. до н.э.
Они были выполнены в Древнем
Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями (слайд4).
На территории нашей страны археологами обнаружены фрагменты одежды, украшенные узорами вышитые золотыми нитями (слайд5), относящиеся к IX-XII в.в.
Постепенно искусство вышивание стало распространяться повсеместно. На Руси обучать вышиванию начинали с 4-5 лет. К 13-15 годам крестьянская девочка должна была сама себе приготовить приданое. Это были скатерти, полотенца, подарки, занавески, одежда, головные уборы и многое другое (слай6).
К приходу сватов в ее сундуке было до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками (слайд7).
В течение нескольких столетий отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, новые образцы вышивок с национальными чертами. Каждый народ создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиций. В русской вышивке использовались в основном геометрические орнаменты, растения, животные (демонстрация изделий с вышивкой).
ВИДЫ ВЫШИВКИ:
Вышивание может быть плоскостным, орнаментальным и декоративным.
Различают машинное и ручное вышивание (слайды с 8-10).
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ВЫШИВКИ:
Иглы, наперсток, пяльцы, ножницы, сантиметровая лента, карандаш, а также копировальная бумага, калька и миллиметровая бумага (демонстрация материалов, инструментов и приспособлений) (слайд11).
НИТКИ. Для вышивания используют: ирис, мулине, штапельные, шелковые, шерстяные, полушерстяные, синтетические, катушечные (слайд12). Но лучше всего подходят мулине различных расцветок. Мулине имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Длина рабочей нити не более 50-60 см.
ТКАНЬ для вышивания подбирают однотонную с полотняным переплетением.
Это лен, холст, полотно, рогожка и т.д. (слайд13).
Но удобнее всего для вышивания использовать специальную ткань – КАНВУ.
ПЯЛЬЦЫ - специальное приспособление для натягивания ткани. Бывают круглые, квадратные, прямоугольные, из дерева, пластмассы, металла
(слайд14). Использование пялец не всегда удобно - крестики деформируются, затруднено работать с бисером.
Тогда применяются прямые ПЯЛЬЦЫ – РАМЫ. Они могут быть ручные, напольные, настольные (слайд15).
ИГЛЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ - нужны разной длины и толщины. Острые иглы используются в вышивке гладью, тупые – в вышивке крестом, длинные тонкие иглы применяются при вышивании бисером (слайд16).
НАПЁРСТОК - незаменимый помощник при шитье и вышивании. Любая плотная ткань прошивается иглой безболезненно для пальца. Правильно подобранный напёрсток должен плотно сидеть на среднем пальце правой
(левой) руки. Бывают напёрстки пластмассовые, металлические, костяные (слайд17).
НОЖНИЦЫ - острые маленькие ножницы с загнутыми краями для исправления "ошибок” (длиной 10-12см.), ножницы средней величины для подравнивания краев ткани, разрезания мотков ниток (слайд18).
САНТИМЕТРОВАЯ ЛЕНТА - нужна для определения размера изделия, разметки узора на ткани.
МИЛЛИМЕТРОВАЯ БУМАГА - нужна для составления орнамента.
КАЛЬКА - для подготовки рисунка к переводу на ткань.
КОПИРОВАЛЬНАЯ БУМАГА - необходима для перевода рисунка на ткань (демонстрация материалов, приспособлений).
На фабриках, для массового производства швейных изделий, при изготовлении вышивки на одежде используют ВЫШИВАЛЬНЫЕ МАШИНЫ (слайд19). Это машины, оснащенные вышивальным блоком (устройством с пяльцами). Они могут создавать узоры в различных техниках (ришелье, гладь, крестик, мережка).
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ВЫШИВКЕ:
При выполнении вышивки соблюдают технику безопасности при работе с булавками, ручной иглой и ножницами (слайд20):
• хранить иголки в определенном месте.
• не пользоваться ржавыми иголками
• шить иголками только с наперстком.
• ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя
• не откусывать нитки зубами.
Вышивка выполняется на столе. При этом свет должен падать с левой стороны или спереди. Инструменты для вышивания располагаются в правой стороне стола, а материалы в левой. Во время работы нужно следить за правильной посадкой:
1. Грудь не должна быть сжатой
2. Корпус слегка наклонен вперед
3. Расстояние от глаз до работы 25-30см.
4. Торс удобно расположен на стуле
5. В левой руке находятся пяльцы, а в правой игла
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:
Рассказ учителя. Работа учащихся с учебником §20.
ПОДГОТОВКА ТКАНИ
1. Выстирать ткань
2. Подсушить ткань
3. Хорошо отутюжить во влажном состоянии
РАЗМЕТКАИ ПЕРЕВОД РИСУНКА
4. Разметить и перевести рисунок на ткань с помощью цветной копирки
5. ( рис.56-57). Для этого расположите ткань на столе. На ткань положить кальку с рисунком. Копировальную бумагу расположить между тканью и калькой красящей стороной к ткани.
Обвести контур рисунка карандашом (рис.58).
ЗАПРАВКА ИЗДЕЛИЯ В ПЯЛЬЦЫ
6. Заправить ткань в пяльцы (рис.61). Для этого расположите меньший обруч пялец на столе. На него положить ткань. Прижать большим обручем ткань к меньшему обручу. Хорошо натянуть ткань по долевой нити и по утку.
ЗАПРАВИТЬ НИТЬ В ИГОЛКУ
Длина нити для вышивания 50-60см. Надрезают нить под углом и вдевают в ушко иглы (рис.63 и демонстрация приемов работы).
7. Выполнить закрепление нити в начале работы (рис.64-67).
8. Выполнить вышивку
9. Выполнить закрепление нити в конце работы с изнаночной стороны вышивки несколькими стежками «за иголку» пропуская нить под работой.
10. Выполненную работу осторожно выстирать в теплой воде
11. Накрахмалить чистое изделие, подсушить в махровом полотенце, скатанном трубочкой
12. Отутюжить работу с изнаночной стороны во влажном состоянии чистом проутюжильнике
Посмотрите, какие чудесные работы можно выполнить при помощи вышивки (слайд21).
РАССМОТРИМ НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ РУЧНОЙ ВЫШИВКИ
(демонстрация изделий с вышивкой).
Все виды вышивок делятся на счетные (вышиваются по счету нитей ткани) и свободные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами без счета). Счетными швами обычно вышивают рисунки геометрического характера
(с прямыми линиями), свободными швами - рисунки с криволинейными контурами.
СЧЕТНЫЕ ВЫШИВКИ - этими вышивками выполнено большинство старинных народных швов. Они делятся:
- сквозные, выполняемые из ткани разреженной путем выдергивания нитей (мережки).
- строченые, выполняемые из ткани разреженной путем выдергивания нитей (строчка - перевить, штопка одинарная и штопка двойная, «Вологодское стекло»).
- вышивки по целой ткани ( крест простой, крест двойной, роспись-двусторонний шов (полукрест), счетная гладь, набор-шов вперед иголку, косая стежка и др.).
СВОБОДНЫЕ ВЫШИВКИ - вышивки, выполняемые по рисунку, нанесенному на ткань.
- гладь наиболее известная и часто применяемая, имеет много разновидностей (односторонняя гладь, бельевая (выпуклая) гладь, атласная гладь, русская гладь).
- ковровый (гобеленовый) шов заполняет полностью изделие.
V. Практическая работа «Подготовка к вышиванию».
Учитель демонстрирует приемы работы.
Сообщает о возможных ошибках (причины возникновения и способы устранения).
Учащиеся выполняют работу по правильным приемам подготовки пасму мулине к работе, отрезания нитки, вдевание
ниток в иголку, способы закрепления рабочей нити на ткани различными способами.
VI. Закрепление изученного материала
Вопросы:
1. Что такое вышивка?
2. Что относится к материалам для вышивания?
3. Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?
4. Как организовать рабочее место для выполнения вышивки?
5. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при вышивании?
6. Как правильно применять пяльцы?
7. Как переводят рисунок на ткань?
8. Какова технологическая последовательность при вышивании?
9. Как закрепляют нить при вышивании?
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель определяет уровень достижения целей урока (слайд22).
Подводит учащихся к рефлексии по стратегии «Шесть шляп ».
Рефлексия:
Учащимся по желанию раздаются шляпы и описание функций.
«Обсуждение шляпам», выступление каждой в соответствии своей функции
(при желании шляпами меняются).
Выставляются оценки за работу на уроке.
VII. Домашнее задание:
Учебник статья « Технология вышивания » стр.95, §19-20.Знать основные понятия по теме. Заполнить листы рабочей тетради. Подготовить ткань к вышиванию. Подобрать рисунки для вышивания салфетки, скатерти, фартука (слайд23).






Список использованной литературы

1. Симоненко В.Д. «Технология» 5 класс. Изд. центр «Вентана-Граф»», 2005 г.
2. Арефьев И.П. «Занимательные уроки технологии для девочек» 5 класс. Изд. «Школьная пресса», 2005 г.
4. Кожина О.А программа «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов»
3.Симоненко В.Д. «Поурочные планы» 5 класс. Изд. «Учитель», 2009 г.
Категория: Всероссийский конкурс "Лучший урок - 2013" | Просмотров: 7969 | Добавил: Aliy | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА